Разработка урока по развитию речи. Написание подробного изложения с грамматическим заданием.

8 класс
Тема: «Написание подробного изложения с грамматическим заданием».
Тип урока: урок по развитию речи.
Цели урока:
Образовательные: подготовить учащихся к написанию подробного изложения с грамматическим заданием; формирование навыка монологического высказывания в виде рассуждения.
Развивающие: умение самостоятельно формулировать вывод по ходу урока; умение высказывать свое мнение; развитие логического мышления; расширение кругозора учащихся.
Воспитательные: воспитывать самодисциплину (не выкрикивать ответы с места); умение слышать товарищей и воспитание уважения к ним (не перебивать, не отвлекаться во время их ответа и т.д.)
Оборудование: доска, тетради, мел, ручки, учебник, орфографический словарь.
Распределение основных этапов по времени:

Этап урока
Характеристика этапа
Время

1
Объявление темы и определение задач урока
Формулирование цели урока; создание мотивации к деятельности.
2 мин

2
Установка на восприятие.
Первое чтение текста.
6 мин

3
Аналитическая беседа по тексту.
Анализ текста.
20 мин

4
Словарно-орфографическая работа.

10 мин

5
Итог урока

5 мин

6
Написание изложения

2 мин


Ход урока:
I. Объявление темы и определение задач урока:
1. Приветствие
2. Учитель: На доске вы видите тему нашего урока «Написание подробного изложения с грамматическим заданием». Мы с вами уже знаем, как писать сжатые изложения. Как вы думаете, чем будет отличаться подробное изложение от сжатого?
Ученики: В подробном изложении тема раскрывается более полно. Текст приводится в большем объеме.
Учитель: Подробное (близкое к тексту) изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного образца, с сохранением его композиционных и стилистических особенностей.

II. Установка на восприятие и первое чтение текста.
Учитель: Откроем учебники на 16 странице. Перед вами упражнение №26. Я сейчас буду читать текст. Вы следите за ним и обдумайте, пожалуйста, как можно озаглавить текст.
Чтение текста.

III. Аналитическая беседа по тексту.
Учитель: Понравился ли вам текст? Его автор Аркадий Тимофеевич Аверченко - прозаик, драматург, журналист и критик.
Что вы можете сказать о главном герое?
Ученики: 1)Да, текст понравился.
Главному горою 10 лет. Он мечтает о далеких странах и приключениях.
2) Он любит читать приключенческие книги.
3) Главный герой – фантазер.
Учитель: Молодцы. Вы правильно подметили, что он много мечтает о приключениях. Как вы думаете, какова основная тема текста?
Ученики: Десятилетний мальчик живет с родителями в Севастополе, но при этом грезит о Филиппинах, о Мексике и Северной Америки. Под влиянием приключенческих книг, ему мерещатся пираты, награбленные сокровища. Он как бы романтизирует пиратов и их образ жизни.
Учитель: А как думаете, с какой целью автор так подробно изображает сцену, привидевшуюся мальчику?
Ученики: 1)Для того, чтобы еще больше раскрыть мечтательность его натуры.
2) Для того, чтобы мы могли увидеть, о чем именно мечтает главный герой.
Учитель: Правильно. А теперь давайте подумаем над типом и стилем текста.
Ученики: Тип – повествование. Стиль – художественный.
Учитель: А кто может назвать признаки, по которым мы совершенно верно определили ответы?
Ученики: 1)Повествовательный тип текста, потому что изображаются события, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга. Мы можем определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего.
2)Стиль текста художественный, потому что мы наблюдаем образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.
Учитель: Вы подумали, как лучше всего озаглавить текст?
Ученики: 1) Мечтатель.
2) Жажда приключений.
3) Фантазер.
Учитель: Понравившееся заглавие запишите у себя в тетради.
А теперь давайте почитаем этот текст по абзацам, по цепочке.
Повторное чтение.
Как связываются между собой части текста?
Ученики: 1) Текст связан по смыслу.
2)Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.
Учитель: А как связаны между собой предложения в тексте?
Ученики: Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Учитель: А теперь я попрошу двух учеников пересказать нам текст.
Ученики по очереди пересказывают.
Учитель: Согласны ли вы с ходом мыслей главного героя? Любите ли вы приключения? Какие приключенческие книги вы прочли?

IV. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: На доске вы видите слова: «туземец, верста, дублон, утварь». Знакомы ли вам эти слова?
Ученики: нет.
Учитель: Давайте откроем ваши толковые словарики и посмотрим лексическое значение этих слов.
Ученики: 1) Туземец - уроженец и коренной житель какой-либо местности или страны (обычно малоцивилизованной страны), в противоположность приезжему или иностранцу.
2) Верста - русская мера длины, равная 1,0668 км.
3) Дублон - средневековая золотая испанская монета.
4) Утварь - предметы, принадлежности какого-либо обихода.
Учитель: Теперь вы знаете толкования этих слов. Давайте попробуем составить словосочетания с ними.
Ученики: Домашняя утварь, кухонная утварь, испанский дублон, сундук полон дублонов, еще идти целую версту, и за версту не видно, кровожадные туземцы, дружелюбные туземцы.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте пробежимся глазами по тексту и назовем слова или словосочетания, которые вызывают у вам затруднение в написании. Мы их выпишем на доску, а вы запишите у себя в тетрадях.
Один ученик выходит к доске, остальные ему диктуют слова: «Севастополь», «безделушки», «тростник», «облюбованная мною скала»,
Учитель: А теперь давайте составим цитатный план изложения, чтобы на следующем уроке вам было легче написать его.
План:
1. «Мои родители жили в Севастополе»
2. «Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром»
3. «Проза жизни тяготила меня»
4. «Я уходилот города и, пролёживая целыми днями на пустынном берегу морямечтал»
5. «Пиратское судно пристало к берегу, чтобы закопать награбленное сокровище»
6. «мускулистые руки энергично роют песок, опускают в яму тяжелый сундук»
7. «и я книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и Капитана Майн Рида».
V. Итоги урока.
Учитель: Кто запомнил, чем характеризуется написание подробного изложения?
Ученики: Подробное (близкое к тексту) изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного образца, с сохранением его композиционных и стилистических особенностей.
Учитель: Мы с вами хорошо поработали. В заключении хочу вам сказать, какие книги написали Луи Буссенар и Майн Рид. Буссенар: «Капитан Сорви голова», Майн Рид: «Затерянные в океане», «Всадник без головы». Они написали много очень интересных произведений.

VI. Написание изложения на втором уроке.
Учитель: Мы с вами прошли подготовительный этап перед написанием изложения, теперь в вашем распоряжении 45 минут на его создание. Удачи вам. Пользуйтесь цитатным планом. И помните, что надо избегать повторов и пользоваться синонимами.