Как накапливались сведения о Земле?


6 класс
Тема: Как накапливались сведения о Земле?
Цель урока: Выяснение изменений представления людей об облике Земли
Задачи:       Раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Изучить текст учебника; анализировать рисунки учебника; выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; изучить маршруты путешествий по карте учебника; высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.
Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель; выявить значение эпохи Великих географических открытий для человечества; раскрыть ценность идей изменения образа мира по мере освоения Земли. Оборудование: физическая карта полушарий, портреты великих мореплавателей
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
- Что такое география?
- Кто первым сформулировал понятие о географии?
- Какие типы географий вы знаете?
- Какие задачи стоят перед наукой сегодня?
- Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?
Изучение нового материала. Объяснение нового материала (метод объяснения)
- Мы с вами знаем, что человечество не всегда знало о Земле столько, сколько знает сегодня. Человек всегда стремился как можно больше узнать о земной поверхности, о странах и людях, населяющих их, об окружающем мире, на бумаге изобразить очертания озёр, рек, морей, океанов, рельеф земной поверхности, населённые пункты, а также обозначить стороны горизонта: север, юг, запад, восток.Большой вклад в географическую науку внесли очень многие люди. Появление на карте многих географических названий, в т.ч. частей света, связано с именами учёных и путешественников.
-А что вы знаете о том, как представляли мир древние люди? Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе. (ответы детей)
- В истории существует такой период, который называется «Эпоха Великих географических открытий». Как вы понимаете это понятие?
- Сейчас вы самостоятельно будете читать пункты 2-4 §2. Но вы не просто будете читать. Вы будете читать с пометками. Это значит, что рядом с тем материалом, который вы знаете, вы будете ставить карандашом «Ѵ», если для вас материал оказался новым – «+». Если вы прочитали какую-то информацию и считаете, что она неверна, так как вы, возможно читали более новую и правильную на ваш взгляд информацию, ставим «?».
Работа с текстом. Обсуждение прочитанного.
Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.
Значение Великих географических открытий
Научное Практическое Социально-политическое Общечеловеческое (гуманистическое)
Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон); открывались новые месторождения Мир поделили на Старый и Новый Свет Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами
- А теперь ещё раз вспомните текст и скажите: как были открыты и исследованы материки? (составление плана в тетрадях)
1. Древняя Греция и Рим – составление первых карт (Птолемей)
2. Древнаяя Греция – введение понятий «части света», «Европа», «Азия», «Африка»
3. Эпоха Великих географических открытий.
Мартин Бехайм – первый глобус
Х. Колумб – открытие Центральной и Южной Америки (1492 год) (можно показать видео о мореплавателе)
Васко да Гама – путь в Индию через Африку (1497-1499)
Ф. Магеллан – первое кругосветное путешествие (1519-1522) (можно показать видео о путешественнике)
Исследования природы материков
Ш. Уалиханов – природа и культура народов Центральной Азии.
- А как вы думаете, актуальна ли география как наука в настоящее время? Ведь уже все материки открыты и изучены. (ответы детей)
СЕГОДНЯ человечеству необходимо непрерывное наблюдение за земной поверхностью.)- Если вы внимательно читали, то должны были запомнить, каким образом сегодня собирают информацию о Земле. (заполнение таблицы)

Закрепление:
Возвращение к началу урока:
- Что же вы узнали нового сегодня на уроке?
Обобщение по темеЭкспресс-контроль
Установите соответствие:
       1) Аристотель A) впервые употребил термин «география»
  2) Птолемей Б) первый достиг Северного полюса
  3) Р. Пири B) сделал вывод о шарообразности Земли
  4) Эратосфен Г) составил карту мира
  5) X. Колумб Д) открыл Америку
Кто был создателем первой географической карты?
Продолжите предложение: Сбор информации о Земле осуществляется географами с помощью...
Расскажите, какими источниками географической информации вы пользуетесь в своей жизни.
Сравните рисунок, на котором изображена одна из первых карт Эратосфена, с современной картой полушарий. Сформулируйте, как изменились представления людей о Земле.
По физической карте полушарий и физической карте Казахстана выясните, в честь каких путешественников, ученых названы географические объекты.
Итог урока. Домашнее задание       1. Изучить § 2.       2. Ответить на вопросы 1—7.       3. Выполнить задание 5 (по выбору).