Задания на развитие функциональной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Опорно-двигательная система»)

Задания на развитие функциональной грамотности учащихся
(биология, 8 класс, тема «Опорно-двигательная система»)
Ермолаева Е.Б.
учитель биологии высшей квалификационной категории
КГУ «Областная специализированная школа-лицей для детей,
одаренных в области математики, физики, информатики»
Казахстан, ВКО, г.Усть-Каменогорск

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношении людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Предлагаю подборку заданий на развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Опорно-двигательная система»).

ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
У новорожденного ребенка имеется около 350 хрящевидных костей, состоящих в основном из оссеина. По мере роста, кости поглощают фосфат кальция и становятся твердыми. Этот процесс называется обызвествлением, или кальцификацией. В конце концов, образуется костная ткань, состоящая, в основном, из фосфата кальция и часть костей срастается. В организме взрослого человека насчитывается от 206 до 209 костей, в зависимости от наличия одного - двух дополнительных ребер в грудной клетке и дополнительной кости в копчике.
Суставы иногда называют инженерным шедевром, поскольку они обеспечивают подвижное соединение костей, которые при этом не касаются друг друга. Суставы образуются в месте соединения двух или более костей и имеют смазывающую среду, которая предохраняет их и обеспечивает их способность функционировать на протяжении всей жизни человека, позволяя ему выполнять массу сложных и разнообразных движений. Конструкция суставов разнообразна в зависимости от их функций. Что же касается их состава, все они имеют оболочку из соединительной ткани, вырабатывающую синовиальную жидкость, образующую смазку для подвижных частей. Снаружи этой оболочки находятся связки, соединяющие кости. Связки предохраняют суставную сумку и контролируют подвижность сустава. Суставные сумки и связки скрепляют и защищают отдельные части скелета.
Вопрос 1. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
«Кости, суставы, связки, мышцы, - это целый оркестр, управляя которым, мы можем двигаться и радоваться движению. Это просто удивительно, как мы созданы! Ничего более сложного в конструкции и простого в эксплуатации, чем суставы человека, в механике еще не создано. Нет таких уникальных конструкций, которые могли бы работать без ремонта и замены 100 лет, были бы так идеально подогнаны и могли сами восстанавливаться», - Мишель Ларнье, ортопед-травматолог с 20-летним стажем.
Согласны ли Вы с утверждениями, приведенными в таблице?
(Выберите «Да» или «Нет» в каждой строке в указанном порядке.)
Утверждения
Да или Нет

1.В копчиковом отделе позвоночника насчитывается 5-6 сросшихся позвонков.
Да/Нет

2. Существует три способа соединения костей в скелете человека: неподвижное, полуподвижное и подвижное.
Да/Нет

3. Полуподвижное соединение костей – это соединение костей при помощи суставов.
Да/Нет

_______________________________________________________________
Вопрос 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
Для осуществления двигательной функции скелета важны: прочность и подвижность костей. Это требование природа успешно решила. Каким образом?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
Хотя скелет взрослого человека весит немногим более 9 кг, он способен выдерживать колоссальные нагрузки. Это объясняется тем фактом, что кости, составляющие скелет, отличаются не только твердостью, но и упругостью. Упругость костной ткани в 20 раз превышает упругость стали. Наличие каких веществ обеспечивает кости упругость?
A. неорганических соединений;
B. органических соединений;
C. солей кальция;
D. минеральных веществ.
______________________________________________________________

Вопрос 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
Зима, скользко, масса людей падает, многие получают переломы, вывихи суставов, однако особенно подвержены травмам пожилые люди. Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 5. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
В состав скелета входит более 200 костей. Из них 86 – парных. Приведи примеры парных костей
_________________________________________________________________________________________________________________________________