Непосредственная образовательная деятельность Дружат дети всей Земли


Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию
в подготовительной группе
подготовила воспитатель Мухаметзянова Г.С.
МБДОУ «Башкирский детский сад № 40»
городского округа город Уфа Республика Башкортостан

Задачи:
Формировать представление о дружбе между народами, о дружбе детей разных национальностей в группе; продолжать знакомить детей с предметами быта, с культурой разных народов. Продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом песен; упражнять в выразительном исполнении элементов танца, игр; совершенствовать умение детей выразительно читать стихи, пословицы, поговорки.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; мыслительную активность. Развивать ловкость, быстроту. Создать у детей бодрое настроение.
Воспитывать интерес к народному творчеству людей разных национальностей. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: этические беседы о дружбе; рассматривание национальных костюмов, иллюстрации, заучивание пословиц, поговорок, экскурсия в музей.
Материал: слайды, предметы быта разных народов, национальные костюмы.

Ход:
Вос. Российский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля, моря, леса и горы.
И север есть у нас и юг,
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
Народы как одна семья,
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
- Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Башкортостан).
- Нашу Республику называют многонациональной. Как вы думаете, почему так называют? (потому что в нашей республике живут люди разных национальностей).
- Правильно в нашей республике живут и башкиры, и русские и татары, и марийцы, и белорусы, и латыши, и украинцы, и мордва, и чуваши. И в нашей группе тоже есть дети разных национальностей, которые дружат друг с другом, помогают друг другу. Сегодня, мы с вами поближе познакомимся с нашими друзьями, послушаем, как звучит их родной язык, посмотрим их танцы, поиграем в игры.
- Мы отправляемся в путешествие по нашей республике. А поможет путешествовать нам карта (показываю карту). Вот здесь находится наша Республика Башкортостан (отмечаю кружочкам).
- У каждого народа есть своя неповторимая национальная культура с обычаями и традициями. Сейчас я открою свою волшебную шкатулочку, чья мелодия зазвучит, тот и выйдет. (открываю шкатулку, звучит башкирская мелодия).
Выходит ребенок в башкирском костюме.
Реб. Я живу в Республике Башкортостан. Я башкир, сейчас я прочитаю стихотворение на башкирском языке.
Стих. Мустай Карим. О берёзовом листе. Перевод М. Светлова
А еще я хочу поиграть с вами в башкирскую игру « Курай»
- С давних пор башкирский народ славился трудолюбием, рукоделием (рассматривание предметов быта).
- Продолжаем путешествие по нашей республике. (открываю шкатулку звучит русская мелодия).
Выходят дети в русских костюмах.
Реб. Мы - русские. Мы тоже живем в Республике Башкортостан .
В день солнечный июльский-
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
- Сейчас мы приглашаем вас в хоровод «Во поле береза стояла».
- Я хочу вам немножко разъяснить. Для многих людей символом России является белоствольная березонька, потому что таких берез, таких березовых рощ нет больше нигде в мире. (Рассказ сопровождаю показом картинок о березах).Вот почему русские люди воспевают березу в стихах, песнях, танцах.
Хоровод «Во поле береза стояла».
Рассматривание предметов быта.
- открываю шкатулку, звучит татарская музыка. Выходят дети татары.
Д. Мы – татары, мы живем в Республике Башкортостан. Мы приготовили стихотворение и татарский народный танец. (Чтение стихотворения на татарском языке. Татарский народный танец).
Рассматривание предметов быта.
- открываю свою волшебную шкатулку, чья же мелодия звучит? (Выходит мальчик на марийском костюме)
- Я прочитаю стихотворение на марийском языке.
- Еще я хочу с вами поиграть в игру с картошкой. Игра так и называется «Игра с картошкой»
(Рассматривание марийского женского костюма, предметов быта)
- Мы с вами путешествовали по Республике Башкортостан, продолжали знакомиться с народами, которые живут в нашей республике. А сейчас, мы отправимся за пределы Республики Башкортостан (открываю шкатулку, звучит украинская мелодия)
- Это звучит украинская мелодия. Лариса родилась и выросла на Украине, ее родина – Украина (отмечаю кружочком). Я хочу, чтобы вы послушали как звучит украинский язык. (чтение стихотворения на украинском языке).
- Я приглашаю вас поиграть в игру «Панас»
- А теперь с Украины мы отправимся в очень далекое путешествие, а мелодия из шкатулочки нам подскажет. (выходит ребенок в турецком костюме).
- Мелодия нас перенесла в далекую Турцию. (показываю на карте кружочком).
В нашей группе есть мальчик Расул. У Расула – папа родом из Турции. Расул знает и русский язык, и турецкий. Расул, что ты нам расскажешь на турецком языке?
Стихотворение на турецком языке.
Турецкая игра с платочком.
- Ну, что же из далекого путешествия нам пора возвращаться в свою Республику Башкортостан.
- О каких национальностях вы узнали?
- И я хочу сказать вам, какой бы национальности мы не были, все мы должны жить дружно, мирно, в согласии, уважать друг друга. Сейчас мы с вами вспомним пословицы и поговорки о дружбе.
Пословицы и поговорки.
- Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с морем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
- на прощание дети исполняют песню «Если с другом вышел в путь».




"Дружат дети всей Земли"