Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию детей подготовительной к школе группы: Поможем Незнайке.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию:
«Поможем Незнайке!»
Задачи:
Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их.
Упражнять в слоговом и звукобуквенном анализе слов.
Закреплять умения детей составлять звуковую схему слов.
Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Закреплять
знания детьми пройденных звуков и букв.
Упражнять в составлении предложений из слов. Развивать мелкую
моторику. Развивать связную речь.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища,
умения работать в группе.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация Power Point.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришло голосовое сообщение из Цветочного города от Незнайки (слайд 1: Незнайка).
Он, как и вы собирается в этом году в школу. Но его хороший друг, Знайка, решил проверить, готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться и не выполнить задания, поэтому просит у вас помощи.
Незнайка:
Мне, ребята, помогите,
И меня вы подучите.
Знайка в школу не возьмёт,
Будет со мною много хлопот.

Что, ребята, поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Загадки-отгадки».
Цель: развивать способность определять первый звук в слове; развивать умение различать гласные, согласные твёрдые и мягкие звуки.

- Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и какой этот звук. Но прежде чем приступить к этому заданию, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянутся, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А какие звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием). Назовите согласные звуки. А какими ещё бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

-А сейчас, будьте внимательны.
(дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику: гласный ударный или безударный; согласный, твердый или мягкий).
1. Без расчёски причесался,
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады (кот). Слайд 2: кот
2. Он живёт на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту ( аист). Слайд 3: аист.

3. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком (собака). Слайд 4: собака.

4. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка). Слайд 5: белка.

5. говорят, она хитра,
Кур уносит со двора,
Но зато красавица-
Всем ребятам нравится! (лиса.) Слайд 6: лиса.

- Молодцы! Справились с этим заданием.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: совершенствовать умение детей делить слова на слоги.
Следующее задание от Знайки: нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окошком поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окошками - животное с 2 слогами, а животные, в названии которых три слога, поселятся в доме с тремя окошками (дети определяют и называют количество слогов в словах).
Слайд 7: гусь, жираф, бегемот.
Слайд 8: гусь.
Слайд 9: жираф.
Слайд 10: бегемот.
Слайд 11: крот, медведь, курица.
Слайд 12: курица, медведь, крот
Слайд 13: слон, верблюд, носорог.
Слайд 14: слон, верблюд, носорог.
Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!
Физминутка.
Дидактическая игра «Цепочка слов».
Цель: закреплять умение детей подбирать слово на последнему звуку заданного слова.
Знайка попросил Незнайку собрать цепочку слов, а он не знает что это такое. А мы ему поможем в этом.
(аквариум – мак – карандаш – шарф - флаг – гриб - берёза)
- Я думаю, что Незнайка после ваших рассказов без труда справиться с этим заданием.
Дидактическая игра «Одень слово».
Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука; упражнять в умении находить слово по звуковой схеме.
- Знайка предложил Незнайке выложить звуковые схемы к словам – картинкам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все картинки и схемы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать разлетевшиеся схемы.
К какому рисунку относится схема?
Слайд 15: (роза, хлеб, утка)
Слайд 16: роза
Слайд 17: (сова, игла, аист)
Слайд 18: аист
Слайд 19: (зонт, гриб, лиса)
Слайд 20: гриб
Слайд 21: (зебра, слива, петух)
Слайд 22: зебра
Молодцы, ребята, справились с заданием. Знайка хочет проверить и вас, как вы умеете составлять звуковые схемы слов, и предлагает вам такие слова:
Цель: упражнять в умении производить звуковой анализ слов.
1. ручка
2. школа
(дети составляют звуковые схемы)
А теперь давайте проверим.
Физминутка.
Дидактическая игра «Шутки-минутки».
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там увидел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.

Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: развитие фонематического слуха, совершенствовать умения детей классифицировать слова по определённому признаку и находить лишнее слово.
Слайд 23: самолёт, сарафан, солнце, цветок.
Слайд 24: радуга, ласточка, коза, лист.
Слайд 25: учебник, карандаш, ручка, кукла.
Упражнение «Составь предложение».
Слайд 26: (школа, урок, нужна, тишина)
Цель: совершенствовать умение детей составлять предложение из предложенных слов.
- Ребята, давайте мы для Незнайки, будущего ученика, из слов составим предложение-совет.
(дети из слов «школа», «урок», «тишина», «нужна» по схеме составляют предложение «В школе на уроке нужна тишина»).
Слайд 27: На уроке в школе нужна тишина.
3. Итог.
-Ну вот, ребята, мы помогли Незнайке выполнить все задания. Знайка теперь точно возьмёт незнайку в школу.

-Понравилось вам наше занятие?
-А какие задания Знайки были трудными?
-А какие лёгкими?
-А что понравилось больше всего?
-Ребята, мы будем с вами ждать следующего сообщения от Незнайки.

Список используемой литературы:
1.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет- М:.ТЦ Сфера,2010.-250с.
2. Ушакова О.С. Придумай слово.- М:.ТЦ Сфера,2009.-193с.

15