Непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи «Пересказ литературного произведения с опорой на мнемотаблицу»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа развития №24»



Непосредственно образовательная деятельность
в рамках образовательной области «Коммуникация»

Газизова Гульзира Вагизовна
воспитатель





Город Нефтеюганск, 2015 год

Тема непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи
«Пересказ литературного произведения с опорой на мнемотаблицу»
Вид деятельности: совместная речевая и творческая деятельность педагога с детьми по развитию речи.
Цель: обучение пересказу с опорой на мнемотаблицу.
Развивать умение в логической последовательности передавать содержание сказки с помощью наглядной опоры.
Упражнять в составлении высказываний с опорой на схемы мнемокуба.
Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Развивать координацию движений с речью.
Формировать интонационную выразительность речи.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие закончить сказку.
Развивать моторику рук.
Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

Метапредметная цель: формирование опыта самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, способа действий «если что – то не знаю, то спрошу у того, кто знает».


Материал к занятию:
для воспитателя – мультимедийная презентация, мнемотаблица, мнемокуб «лиса», мостик и ручеёк для преодоления препятствий.
для детей – карточки с изображением кругов, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа:
чтение сказки «Лисичка со скалочкой»;
отгадывание загадок о лисе;
пение песен и чтение стихов, рассказов о животных;
рассматривание иллюстраций о лисе в энциклопедиях и в русских сказках;
дидактические игры «Кто в домике живет», «Угадай и назови», «Назови детёнышей».
Методы и приёмы - словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.
Технологии обучения:
технология здоровьесбережения (продолжительность НОД в соответствии с нормами СанПина, проведение физкультминутки);
компьютерная технология;
технология деятельностного метода «Ситуация».
Этапы технологии «Ситуация»
Деятельность воспитателя
Деятельность детей

Дидактические принципы деятельностного метода

1.Введение в игровую ситуацию
Цель:
создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
Ребята, а вы любите сказки?
Чему нас учат сказки?


Сегодня я хочу предложить вам отправиться в гости к сказке. Но чтобы попасть в сказку, нужно перейти через ручеёк на другую сторону и назвать сказки, какие вы знаете.



любим

что нельзя брать чужое, учат дружить, не ссориться, не обманывать, помогать

дети проходят через ручеёк по мостику, называют знакомые сказки

«Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь»

Принцип психологической комфортности




2. Актуализация
Цель: организовать речевую деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия






Ребята, посмотрите, что это?
Правильно, это волшебный куб, с помощью которого мы можем рассказать о ком-то или о чём- то.

Ребята, рассмотрите куб и догадайтесь, о ком сегодня будет идти речь.

Посмотрите внимательно на схемы мнемокуба и расскажите про лису.


Что вы можете рассказать о лисе?



- о мордочке лисы




- о шерстке лисы



- о лапах лисы






- о хвосте лисы



- зачем лисе такой пушистый хвост?


Что мы не сказали про лису?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Посмотрите, а этот значок что обозначает? (на кубе изображение грустного смайла)
Да ребята, это грустное лицо и наша гостья грустная. Я вам говорила, что этот куб волшебный, он может передавать мысли того, о ком мы сейчас рассказывали, т.е мы можем услышать мысли лисы.
О чём вы можете спросить лису?

Лисичка грустная от того, что не помнит свою сказку, она заблудилась.

Хотите помочь лисичке найти свою сказку?

А вы сможете найти её сказку?

Вспомните сказки, в которых живёт Лиса.




Ребята, Лисичка начала припоминать, что в сказке она разговаривала со своими частями тела.
Давайте подскажем Лисичке, как называется эта сказка.
находят мнемокуб
это куб, для рассказов

о лисе


лиса не домашнее животное, а дикое, живет она в лесу
мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, чуткие, похожи на треугольники, глаза зоркие
тело лисы покрыто густой рыжей шерстью, шерсть у лисы мягкая, пушистая
у лисы четыре мягкие лапы, на которых лиса неслышно подкрадывается к добыче
хвост у лисы длинный и пушистый


чтобы заметать свои следы

лисица своих детенышей выкармливает молочком
лиса хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей


это грустное лицо



Почему, Лиса, ты такая грустная? Что у тебя случилось?


хотим

сможем
дети стоят перед интерактивной доской
«Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Кот, петух и Лиса», «Заюшкина избушка»



«Лисичка со скалочкой»
Принцип непрерывности
Принцип деятельности

3.Затруднение в ситуации
Цель: смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением

Лисичка не может вспомнить эту сказку целиком, она её постоянно забывает.
А мы сможем рассказать Лисичке эту сказку правильно, последовательно ничего не пропуская?

Расскажите сказку.

А разве так начиналась сказка? Мне кажется, что вы, что-то пропустили.

Ребята, что нам поможет вспомнить, чтобы правильно рассказать сказку «Лисичка со скалочкой»?


У меня нет книжки, чтобы прочитать эту сказку.



сможем

начинают рассказывать




нам нужно эту сказку напомнить, прочитать ещё раз

Принцип вариативности


Педагог, используя вопрос «Смогли? Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Вы смогли рассказать сказку правильно, ничего не пропуская?

А почему не смогли?



не смогли

мы немного забыли, мы не помним




4.Открытие детьми нового знания (способа действия)
Цель: Сформировать представления о схеме; умение пересказывать сказку, опираясь на схему.
Вовлекать детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, закрепить способ действий «если что – то не знаю, то спрошу у того, кто знает».
Если мы чего то не знаем, то, как мы можем узнать?


Спрашивайте





Обратите внимание на мольберт.  

 
А пользуясь этими схемами, вы сможете рассказать сказку без ошибок?
мы должны спросить, у того, кто знает

Как нам рассказать правильно сказку «Лисичка со скалочкой»?

на нём нарисованы схемы, они такие же как на кубе

сможем


Принцип деятельности



Организация рассказывания:

С чего начинается сказка?
Кого отдал мужик за скалочку?
Кого отдал мужик лисе в другой деревне?
Кто расскажет, что было дальше?
Каким голосом просилась лиса переночевать?
А каким голосом требовала утром пропажу?
Как вы думаете почему?
Скажите. С каким настроением уходила лиса утром?
Какую песню она пела?
Как обманули лису в третьей деревне?
Расскажите, что было дальше?
Кто расскажет дальше?
Чем же, заканчивается сказка?
Получается, хвост виноват, что собаки лису вытащили из норки?
Как лисичка была наказана за свой обман?
А почему собачки наказали лисичку?
Смогла ли лисица перехитрить всех?
Как вы думаете обманывать хорошо?
рассказывание сказки детьми


Физкультминутка
«У лисички острый нос» Цель: предупреждение и снятие утомляемости, повышение
внимания и работоспособности
А теперь я предлагаю вам поиграть и показать, какие мы с вами лисички

У лисицы острый нос.
У неё пушистый хвост. Я- охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица. Как увижу, подкрадусь И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.
Молодцы, хорошие лисички из вас получились!
под музыку имитируют движения лисы, а затем выполняют физкультминутку
Принцип психологической комфортности

Упражнение на развитие воображения
«Как помочь лисичке» Цель:
развивать творческое воображение; умение сопереживать героям сказки
Ребята, а вам жалко лисичку?

А почему вам её жалко?




Что же нам делать, как помочь лисе?
А давайте придумаем, как могла сказка закончится по - другому.
стимулирование творческого рассказывания
да, жалко лисичку

больно лисе,
 
может она для своих лисят старалась
может они голодные сидят
 
 
 
варианты окончания сказки
Принцип вариативности

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Цель: тренировать умение составлять схему последовательности развития сюжета сказки
Лисичка благодарна вам за то, что вы помогли ей найти свою сказку и предлагает вам самим составить схему к сказке из кругов.
Эта схема поможет вам правильно и последовательно рассказать сказку «Лисичка со скалочкой» своим родителям.


Начинайте рисовать с первого круга с левой стороны.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







дети рисуют схему
Принцип деятельности Принцип вариативности

6. Осмысление (итог)
Цель: фиксировать детьми достижения «детской цели», проговаривать условия, которые позволили добиться этой цели.
Ребята, кому мы сегодня помогли?
 

Вам удалось помочь Лисичке?

Как вы считаете, почему удалось?

Правильно, вам удалось рассказать сказку последовательно без ошибок и помогла вам при рассказывании схема.
А что ещё вы делали сегодня на занятии?



Предлагаю вам дома рассказать сказку родителям по своей схеме.
мы помогли Лисичке найти свою сказку

да, удалось

потому что научились рассказывать сказку без ошибок


мы рисовали схему для сказки сами




.
Принцип психологической комфортности
Принцип непрерывности


Picture 215