Непосредственная образовательная деятельность по экологическому образования для детей подготовительной группы «Осень удивляет красотой»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 15 «Сказка» г. Шумерля Чувашская Республика
Непосредственная образовательная деятельность
по экологическому образования
для детей подготовительной группы
«Осень удивляет красотой».
Подготовила
воспитатель первой
квалификационной категории
Красильникова О.В.
Шумерля 2015 г.
Цель:
-Обобщать и систематизировать знания детей об осени.
(постепенно дни становятся короче, холоднее. Часто идут дожди. приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях и на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, начинается отлет птиц. Некоторые звери залегли в спячку)
-учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
-побуждать детей к словотворчеству в различных формах и видах речи, опираясь на набор стилистических средств ( примет, загадок и т.д.) во всех ситуациях общения;
-развивать логическое мышление (логическая задача «Книжка про осень»)
Развивать творческое воображение (дидактические игры «Чей силуэт»)
-формировать интерес к окружающему через игры;
-развивать умение и навыки использования элементарных научных знаний о природе чувашского края в повседневной жизни.
-расширять знания детей о лесе и его обитателях,
-воспитывать экологическую культуру детей, через бережное отношение к растениям и животным.
-совершенствовать стиль партнерских отношений.
Оборудование:
-иллюстрации «Осень» разных периодов,
-дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает.»
- модели приспособления животных к зиме, силуэтные изображения зверей.
-энциклопедии, детские книги о природе;
-видеоролик по теме «Признаки осени», модели частей суток, времен года; модели
народных осенних примет;
-ноутбук;
Предшествующая работа:
-наблюдения в природе;
-беседа о временах года;
-чтение рассказов и стихотворений о природе; рассматривание иллюстраций, картин разных времен года;
-работа в календаре природы
Участники: воспитанники МБДОУ детский сад № 15 «Сказка»
Возраст: дети подготовительной группы.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность.
Ход:
Вводная беседа:
Сегодня я вас приглашаю попутешествовать, а куда- вы, думаю, догадаетесь сами.
Загадываю загадку
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. /Времена года/
вопросы:
Какие времена года вы знаете?
Сколько месяцев длится год.?
ответы детей
В-ль: - Девочки и мальчики догадайтесь о каком времени года мы сейчас поведем разговор?
Загадываю загадку
Дни стали короче. Длиннее стали ночи.
деревья украшает,
птиц к югу провожает
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. /Осенью/
ответ детей..
в-ль: « Да, это – осень, одно из четырех времен года.
Сколько месяцев длится осень?
Как называются осенние месяцы?
ответ детей.
Ребенок загадывает загадку
Отгадайте и мою
Вот она, какая в золоте сады,
Нивы урожайные спелые плоды.
Всюду бусы ягоды
Зреют по лесам,
Кто она такая?, догадайтесь сами? /Осень/
В-ль Давайте вспомним чем отличается осень от других времен года?
включаю экран
Иллюстрация осень;
Логическая задача «книжка про осень»
Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли
с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце. И деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
«Как называется первая картинка? – спросил Саша маму и показал на первую. «Осень»-прочла мама. А эта? Показал Саша на вторую картинку. «Осень - опять прочитала мама»- «А эта?- спросил Саша про третью картинку «Осень» - опять прочла мама.
Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?
Вопрос- ответ
В-ль в народе сентябрь зовут златоцветом, как вы думаете почему?
Возможны варианты ответов: (травы в лесах, полях, лугах высыхают, желтеют. Становится золотистой листва на деревьях и кустарниках.
Давайте придумаем свое название сентябрю?
(золотник. урожайник, верестень –цветет верески др.)
В-ль октябрь в старину называли листопадом почему?
Придумайте свое название октябрю
Возможны варианты ответов (листопадник, листогной, ветреник- часто дуют ветра)
В-ль Ноябрь называют чернотропом. Как вы думаете почему?
Возможны варианты ответов (листья почернели, потемнели, грязь кругом)
В-ль придумайте новое название ноябрю.
Возможны варианты ответов (грязник, холодоносец, листогной,порог зимы
В-ль- Чтобы увидеть красоту осени мы пойдем в лес, он всегда полон чудес
Динамическая пауза:
Мы сейчас в поход идем
По тропинке в лес зайдем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
(дети проходят по канату)
Шагаем по мягкому ковру из листьев.
Передаем листочек о из ладошки в ладошку и подбираем слова , характеризующие осень
Возможны варианты ответов ( золотая, урожайная, яркая, багряная, сытая, плодоносная, золотоколосая,)
В-ль спрашивает:- с какой ветки эта детка? Поднимает лист под ногами.
Ребенок ищет такой же и читает стих-ние
ответ детей ( пр.с клена)
Осень тихая настала,
Дивным дерево то стало:
Листья звезды яркие,
Золотые жаркие /клен/.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
кто сказал. что дубу страшно простудится.
Ведь до поздней осени он стоит зеленый,
Значит от выносливый, значит закаленный.
Не береза не сосна-
В тишине стоит она,
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит /осина/
В-ль Прекрасен наш осенний лес
Он полон всяческих чудес
Здоровье сберегающее упражнение:
В-ль обращается к детям
-покажите мне как растут сосны?
Сосны до неба хотят дорасти. -(дети из положения присед медленно поднимаются вверх)
Небо ветками хотят подмести. -(руки поднимают плавно вверх)
Чтоб в течении года ясной стояла погода. –( плавно покачиваются из стороны в сторону)
В-ль Лес можно сравнить с домом. Каждый дом- это несколько этажей и квартир, в которых живут разные обитатели. В лесу тоже есть свои этажи (ярусы), которые образованы растениями. Первый этаж для нас тот, который ближе к земле , в лесу наоборот- первый тот, который ближе к солнцу. Назовите первый этаж леса.
-Возможны варианты ответов -деревья.
Какие растения расположились на этом этаже
-Возможны варианты ответов (береза, сосна, ель, осина, кедр, лиственница)
В-ль Почему эти деревья растут на первом этаже, и они ближе всех к солнцу?
Возможны варианты ответов (Любят свет, светолюбивые деревья)
В-ль:- Как вы думает, какие растения расположились на втором ярусе – этаже?
Возможны варианты ответов (кустарники- малина, рябина, смородина шиповник)
В-ль Что находится на третьем этаже- ярусе от солнца?
Возможны варианты ответов (травы, грибы, мох, нискорослые кустарники)
В-ль А вот четвертым этажом является почва.
В-ль: Как вы думаете, почему растения расположены в лесу ярусами- этажами?
Возможны варианты ответов (они борются за свет и тепло.)
В-ль В каждом ярусе есть свои обитатели, птицы, звери, насекомые. Давайте заселим этажи леса.
В-ль Растения, звери, птицы и насекомые живут в одном сообществе. Это значит, что все обитатели леса живут сообща и связаны друг с другом. Все в природе связано живыми ниточками.
дидактическая, словесная игра «Что будет если…»
-что будет если, не будет насекомых? ответ детей
-что будет если, не будет птиц? ответ детей
- что будет если, не будет деревьев? ответ детей
-что будет если, не будет кислорода? ответ детей
-что будет если, не будет воды? ответ детей
Поэтому мы с вами должны беречь природу.
Дерево, трава. Цветок и птица
Не всегда умеют, защитится.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.
Вспомните правила поведения в лесу; что можно а что нельзя?
Возможны варианты ответов ; Дети выставляют карточки и объясняют правила поведения в лесу.
(в лесу нельзя кричать, стрелять из рогатки, в птиц, оставлять мусор, разжигать костер, ездить на машине и т.д.)
В-ль что вы, можете рассказать о жизни зверей наших лесов осенью?
(ответы
дети используют модели- шерсть становится гуще, меняется ее окраска, заготавливают корм на зиму, некоторые звери готовятся к спячке, подготовка жилища)
В-ль Я предлагаю вам веселую
игру: «Кто живет в родном краю»
я буду называть разных животных а вы выбирать только тех, кто живет в наших лесах, в Росси если живут- хлопайте в ладоши; если нет- не хлопайте.
Белка, лисица, жираф, кашалот,
Заяц, олень, крокодил, бегемот.
Волки, верблюды, куницы, олени.
Медведи, слоны, обезьяны, тюлени.
В-ль: «Почему мы не слышим веселых птичьих голосов?»
Возможны варианты ответов (Птицы собираются в стаи и улетают на юг.)
Возможны варианты ответов (стало холоднее, меньше еды. насекомые приготовились к зимовке)
Тихо и грустно в лесу, потому что улетают звонкоголосые перелетные птицы
в теплые страны?
А знаете ли вы, что наблюдая за птицами, за деревьями и животными можно определить какая будет погода? Исстари наши предки составляли природные календари, месяцесловы, которые передавались из уст в уста, и дошли до нас. Нам известны как приметы, пословицы и загадки.
Где их можно найти?
Ответы детей.
Возможные варианты ответов- ( сходить в библиотеку, позвонить родственникам, посмотреть по телевизору, найти в компьютере, спросить у бабушек и дедушек они старше и знают больше чем мы, посоветоваться с другом и др.
Какие приметы осени вы знаете?
Ответы детей...нарисуйте их, и расскажите.
Мне очень понравились ваши доказательства. Молодцы!
Что нового вы сегодня узнали. О Чем мы сегодня с вами говорили
Нам пора возвращаться в детский сад.
/идем по мостику./
Мы шли, шли, шли и до мостика дошли.
Мостик перешли и в детский сад пришли.
Приметы:
-Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме;
-если с дерева лист не чисто упал -будет холодная зима;
-большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.
-направление ветра и движение облаков не одинаково – к дождю.
-облака движутся против ветра - к холоду.
-много одежек на луковицах –быть холодной зиме.
-теплая осень- к долгой зиме.
- в небе несколько дней подряд видны белые облака – к похолоданию.
-осенью птицы летят низко – к холодной зиме,
-поздний отлет птиц – к теплой зиме;
-вороны каркают в песке, воде- к скорому потеплению;
-дождь без ветра будет долго идти; дождь пошел после обеда -будет долго идти.
-много желудей на дубе – к теплой зиме
-ветки ели и сосны опускаются вниз- к дождю а зимой к снегу.
-ива рано инеем покрылась – к долгой зиме;
-если с дерева лист не чисто упал -будет холодная зима;
-гром в сентябре – к теплой осени.;
--ива рано инеем покрылась – к долгой зиме;
в сентябре много тенетников – к долгой и сухой осени;
-паутина стелется по растениям – к теплу;
-лист хоть и пожелтел, но опадает слабо- морозы наступят нескоро, журавль на юн не отбудет- мороза не будет.
-кошка жмется к батарее – к похолоданию, кошка прячет нос под лапкой – к морозу.
-если в октябре лист с березы и дуба опал не полностью, будет холодная зима;
-коли первый снег на Сергия (8 октября), то зима установится на Михайлов день (21 ноября);
-осенний иней к сухой, солнечной погоде.
-много рябины –к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины –к сухой осени;
-октябрь капустник , на ней иней – к морозу.
-гуси летят- значит, зиму приваживают да от морозов бегут;
-вороны прячут клюв под крыло к снегопаду;