Непосредственная образовательная деятельность «Коммуникация» «Насекомые» для детей 4-5 лет с ОНР


Непосредственная образовательная деятельность
Коммуникация
«Насекомые»
для детей 4-5 лет с ОНР

Подготовила воспитатель
логопедической группы №1 «Незабудка»
Козлова Наталья Васильевна
г Урай
2013
Коррекционно-образовательные цели:
уточнение и расширение словаря по теме;
формирование обобщающего понятия насекомые;
совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах, употребление существительных в форме множественного числа, употребление в речи простых предлогов, слоговой структуры слова).
Коррекционно-развивающие цели:
развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [а], [у] в словах);
развитие зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, сенсорных процессов;
воспитание правильного дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
конверт с письмом;
волшебная палочка;
цветы с картинками на звуки [а] и [у];
картинки «насекомые»;
CD – проигрыватель;
мультимидийное оборудование;
обручи;
карандаши-штампы;
картинки «Божья коровка»;
краски;
набор чайной детской посудки.
Предварительная работа:
разучивание пальчиковой гимнастики «Паучок».
Ход деятельности:
Ребятки, посмотрите, нам пришло письмо! А вот от кого оно, отгадайте!
Надевает эта крошкаПлатье красное в горошек.И летать умеет ловко
Кто же это? (божья коровка)
Ребята, в письме написано, что у божьей коровки сегодня день рождения, она пригласила всех насекомых, будет угощать их сладостями, а вы хотите попасть на день рождение? Для этого нам нужно превратиться в насекомых. А поможет нам в этом наша волшебная палочка. Чтобы она засветилась нужно подуть на нее так, чтобы щёки не раздувались, а потом сказать:
«Палочка волшебная свети нас в насекомых преврати».
Ой, а где же мои ребятки? Да здесь одни жучки да пчелки. Ну что полетели? Путь у нас не легкий, будьте очень внимательны. Расправили жуки свои крылышки Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
Посмотрите,  какие красивые  цветы на полянке, мы можем подарить их божьей коровке, она очень обрадуется! Только у них почему-то некоторые лепесточки отпали. Нам нужно  собрать цветы, но они не простые. На 1 цветке живет звук [ а ], на 2  звук [ у ] . На каждый цветок прикрепите лепестки  с нужным  звуком.
Дети собирают 1 цветок со звуком [ а] из лепестков с картинками (аист, автобус, апельсин, арбуз, ананас) и 2 цветок  со звуком [  у ] из лепестков с картинками (улитка, утюг, удочки утка, утята).
Какие молодцы, красивые цветы у вас получились, божьей коровке понравятся, летим дальше? Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
Подул сильный ветер, и все насекомые, которые тоже летели на день рождения, разлетелись по разным сторонам поляны. Давайте присядем на эту полянку и поможем им собраться вместе так, чтобы бабочка сидела на одном цветке с другими бабочками, комар с комарами, мухи с мухами, муравьи с муравьями.
У меня муха, а у вас … (мухи)
У меня комар, а у вас… (комары)
У меня муравей, а у вас… (муравьи)
У меня бабочка, а у вас…(бабочки)
Молодцы всех собрали! Как их можно назвать одним словом? (насекомые).
А сейчас посмотрите на эту картинку, мне кажется что здесь кто-то лишний, и кто же это, как вы думаете? (муравей). Почему муравей лишний? (у бабочки, мухи и комара есть крылья, а у муравья нет крыльев). А на этой картинке кто лишний? (паук). Почему паук лишний? (паук – это не насекомое). Правильно, паук это не насекомое, хотя и похож на них, у него тоже много лапок и он такой же маленький и беззащитный.
С паучком никто не дружит, ему скучно одному, а давайте мы с ним поиграем?
Физминутка «Паучок» (с музыкальным сопровождением).
Ой, посмотрите как устали наши крылышки, не пора ли отдохнуть, сядем на цветочки и немного отдохнем (дети садятся в обручи-цветочки перед мультимидийной доской).
Ой посмотрите, наши друзья насекомые тоже решили отдохнуть, давайте посмотрим кто где отдыхает? (мультимидийная призентация).
Где отдыхает стрекоза? (за деревом)
Где стоит муравей? (на бревне)
Где лежит жук? (в кустах)
Где сидит муха? (на камне)
Где отдыхает бабочка? (за цветком)
Где уснула пчелка? (под деревом)
Где сидит гусеница? (на ветке).
Давайте проверим всех ли мы насекомых нашли? А помогут нам в этом наши ладошки. Со словами мы играем по частям их разделяем:
Жук, Му-ха, Пче-ла, Стре-ко-за, Му-ра-вей, Ба-бо-чка, Гу-се-ни-ца.
Молодцы! Ну что отдохнули, летим дальше? Божья коровка нас заждалась. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.
А вот и наша именинница, но почему она такая грустная? Как вы думаете? (у нее нет нарядного платья).
Давайте поможем ей, нарисуем красивые горошины на ее платье! А поможет нам наш карандаш-штампик. Обратите внимание, как правильно надо держать штамп. Гуляет штампик по пальчикам и оставляет красивые, ровные следы. Набрал штампик краску и пошёл рисовать красивые горошины на платье божьей коровки (работа штампами под музыкальное сопровождение).
Какие вы молодцы! Божья коровка очень довольна, теперь она какая? (нарядная, красивая, веселая). Давайте расскажем Божьей коровке как мы до нее добирались? Вам понравилось играть? Что вам больше всего понравилось? Вы молодцы, со всеми заданиями справились!
Посмотрите, Божья коровка приготовила для вас угощение, вкусные сладости и приглашает вас на чаепитие. А сейчас идите скорее накрывать на стол, где у нас чашки и блюдца?
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».
Список использованной литературы
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: «Литур», 2006.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с.
Использованные Интернет-ресурсы
images.yandex.ru›насекомые картинки для детейCD – диск «Пальчиковые гимнастики»