Технологическая карта урока по русскому языку по теме: Фонетика как раздел языка. Гласные и согласные звуки

Технологическая карта урока
Класс 5
Учитель: Асачева Марина Владимировна.
УМК: под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс. 1 –ая часть»
Тема: Фонетика как раздел языка. Гласные и согласные звуки.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Познакомить с отличиями гласных и согласных звуков, учить выполнять фонетический разбор, развивать умение работать с лингвистическим текстом, воспитывать культуру интеллектуального труда
Планируемые образовательные результаты:
Образовательные (предметные) : знать, что такое звук и буква, звуки гласные и согласные; уметь работать с лингвистическим текстом, выполнять самостоятельно задания учебника.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Обучающие:
Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с  языковым материалом по теме «Фонетика»
Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.
Развивающие:
Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Развитие творческих способностей обучающихся в устной и письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, лирика).
Воспитательные:
Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.

Формируемые УУД

Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку
патриотизм

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Планирование самостоятельного выполнения заданий,
выбор темпа работы,
умение действовать самостоятельно
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
построение логической цепи рассуждения.



Планируемые результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Знать понятие «Фонетика как раздел лингвистики».
Уметь работать над лексическим значением слова.
Объяснять, чем звуки речи отличаются от других звуков, которые окружают человека.
Понимать отличительные признаки согласных и гласных звуков.
Уметь работать с текстом учебника, определять новую информацию, составлять план.
Умение видеть роль фонетики в изучении русского языка.






принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;
действовать по инструкции учителя и самостоятельно по плану;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, ранее полученных знаний;
понимать информацию, представленную в знаково-символической форме (транскрипция);
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
отражать полученную при наблюдении информацию в виде плана;
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах

мотивация учения;
эмоциональное восприятие окружающей действительности;
уважение к родному языку, чувство гордости.



Оборудование: учебник по русскому языку для 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (М.: Просвещение, 2014), ПК, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.



Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1) Организационный этап.
1. Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.
2. Тетради с домашним заданием собрать
Слушают учителя, готовятся к работе
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные:
смыслообразование;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. Что вы видите?
[о], [н], [а], [к”], [т], [и], [з], [р”], [ы], [з]
- Попробуйте разделить данные звуки на группы.
- Какие группы у вас получатся?
- На какие группы делятся звуки?


Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы.

Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,
смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Попробуйте поставить цель и задачи на урок.
- Что будем делать для реализации поставленных задач?

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок
Регулятивные:
Самоконтроль, прогнозирование результатов.

Физкультминутка
Если вы согласны с утверждением, то садитесь
[б] - согласный звук
[а] – согласный звук
[ф] – глухой звук
[з] – звонкий звук
[ы] – согласный звук

Выполняют за учителем
Личностные – забота о здоровье

4) Первичное закрепление


Понаблюдайте - устно
работа с лингвистическим текстом.


Читают теоретический материал, задания упражнений, находят новые слова, определение понятий. Выполняют задание и проверяют себя.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества.
Логические:
анализ, сравнение, синтез.


5) Закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

Самостоятельная работа по образцу с последующей проверкой

Отвечают на вопросы учителя, находят в книге необходимый материал, выясняют непонятное в тексте, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Работа с фразеологизмом
Поставить на свое место
- Объясните смысл этого устойчивого выражения.
(Указать много возомнившему о себе человеку на то, что он представляет собою в действительности).
- Выполните фонетический разбор слова свое.
2. Выполнение теста с последующей самопроверкой.
Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самостоятельно упражнения, проверяют себя
Регулятивные:
контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить высказывания.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем возникли затруднения?
- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки, оценивают свою работу.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

8) Информация о домашнем задании, инструктаж
Повторить §50-52.
Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы
Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы


15