Урок русского языка.“России славный сын”. Повторение грамматического материала простое и составное глагольное сказуемое


Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое
Цели:
систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом;
формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;
познакомить с жизнью известного ученого и великого поэта М. В. Ломоносова.
I. Вводное слово учителя
Урок начается с эмоционального слова учителя о многосторонней и плодотворной деятельности великого ученого и поэта в области теории и практики русского языка и литературы.
Эпиграфом к уроку являются слова А. Н. Радищева:
“Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь”.
Звучит отрывок из стихотворения А. Н. Майкова “Ломоносов” (в исполнении учащегося).
В стране угрюмой и суровой,Где, отливаясь на снегах,По долгим зимам блеск багровыйКолышется на небесах;
Где горы льдов вздымают волны,Где все – лесов и неба ширь –Величьем дел Господних полны,Встает избранный богатырь:
Велик, могуч, как та природа,Сам – как одно из тех чудес, –Встает для русского народаЖеланным посланцем с небес…
О дивный муж! С челом открытым,С орлиным взглядом, как гляделНа оном море ЛедовитомНа чудеса Господних дел.
Наукой осиян и рвеньемК величью родины горя,Явился ты – осуществленьемМечты великого царя!
II. Индивидуальная работа по карточке
Переписать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Михаилом Васильевич…м Ломоносов…м; (после)петровское время; пр…емники на престол…; жить (по)старому; г…ниальный уч…ный; обществе(н,нн)ый деятель; ун…верситет; подли(н,нн)ый ; в Архангельской губерн…; хлебопашц…м; (не)испыт…вать крепос(?)ного гнета; гра(м,мм)отность; украше(н,нн)ы резьбой; в академ…; мета(л,лл)ургический; помощ(?)ник профе(с,сс)ора; пр…творение в жизнь; выйти за пр…делы; пр…светитель.
III. Цифровой диктант
Распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым.
Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска.
С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы.
Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву.
Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
В 1736 году продолжает учиться в Германии.
Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом.
Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”.
С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка.
В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет.
С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке
(1, 3, 4, 7, 9 | 2, 5, 6, 8, 10)
IV. Синтаксическая пятиминутка
Загадочные явления природы стали беспокоить молодого Ломоносова и пробуждать в нем жажду знаний.
V. Творческая работа
Восстановительный диктант.
Выписать сказуемые, определить их вид, указать их грамматические значения. Восстановить текст.
Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре. Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд.
Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов. Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой.
Миша присел на берегу и стал смотреть в воду. Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось.
Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу.
Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду.
Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы.
“И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит”.
VI. Групповая работа (по карточкам)
Класс делится на 3 группы.
Задание для первой группы
1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.
Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.
2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
3. Указать составные глагольные сказуемые.
4. Определить основную мысль отрывка.
5. Взаимоопрос:
рассказать о способах связи слов в словосочетании;
рассказать о составном глагольном сказуемом;
рассказать о простом глагольном сказуемом;
№ Фамилия Имя Оценка
1      
2      
3      
4      
рассказать о подлежащем и способах его выражения.
Лист учета знаний
Оценку друг другу ставят участники данной группы.
Задание для второй группы
1. Переписать, вставить пропущенные буквы.
2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Найти составные глагольные сказуемые.
№ Фамилия Имя Оценка
1      
2      
3      
4      
О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых ж…лает,Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благ…сл…венны!Д…рзайте ныне ободреныРаченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская з…мля рождать.
5. Взаимоопрос:
рассказать о строении словосочетаний.
рассказать о способах связи слов в словосочетаниях.
рассказать о подлежащем.
рассказать о простом глагольном сказуемом.
рассказать о составном глагольном сказуемом.
Лист учета знаний
Задание для третьей группы
1. Вставить пропущенные буквы.
Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счас(?)ливой жизни украшают,В (не)счастный случай бер…гут;
В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде:Среди народов и в пустын…,В градском шуму и наедине,В покое сла…ки и в труде.2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Сделать синтаксический разбор первой строфы.
5. Выписать словосочетания с разными способами связи:
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание.
6. Взаимоопрос:
рассказать о словосочетании.
рассказать о способе связи в словосочетании.
рассказать о составном глагольном сказуемом.
рассказать о простом глагольном сказуемом.
Лист учета знаний
№ Фамилия Имя Оценка
1      
2      
3      
4      
V. Рефлексия урока.
Домашнее задание: подготовиться к диктанту.