Занятие по развитию речи и грамоте в подготовительной группе на тему В гостях у Буратино


Конспект занятия по развитию речи и грамоте в подготовительной группе на тему:
“В гостях у Буратино”
Цель: Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Активизировать и пополнять словарный запас детей.
Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов; деление слов на слоги; постановке ударения. Развивать умение составлять предложения с заданным словом; закрепить умение схематичного изображения предложения.
Учить детей проводить словоизменение. Совершенствовать умение решать ребусы и кроссворды.
Развивать логическое мышление и речь.
Воспитывать умение детей слушать ответ товарищей, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: знакомство со сказкой А.Толстого “Буратино”.
Материал: Плоскостное изображение золотого ключика, разрезанного на несколько частей (в зависимости, сколько будет заданий), Буратино; буквы разного размера слова КЛЮЧИК. Сундучок; фишки для проведения звукового анализа слов за столами и у доски; схема, зашифрованных букв:. Счётные палочки (30 шт) на каждого ребёнка; мольберт. Картинки. Карточки для речевых игр: “Буквы рассыпались”, ”Найди слово в цепочке”, “Найди слово в слове ”. Кроссворд “Буратино”: крупный для работы на доске и на каждого ребёнка. Мяч.
Ход занятия:I.Дети стоят полукругом. У воспитателя в руках сундук.
Воспитатель: Сегодня утром, подходя к детскому саду, я увидела перед дверями вот этот сундучок. Мне стало интересно, что же там внутри. Я его приоткрыла, но тут сильно подул ветер и все листики, что лежали внутри, разлетелись. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить буквы по росту.
Игровое упражнение “Построй буквы по росту” (Дети расставляют буквы по росту и читают получившееся слово)
КЛЮЧИК
Из сундука достаем картинку -ключик-.
-Сколько слогов в слове КЛЮЧИК?
-Какой слог первый? (Клю-)
-Какой слог второй? (-чик)
-На какой слог падает ударение? (На первый)
-Ребята, а на какой звук начинается это слово? (Звук-К-)
-Назовите мне младшего братца этого звука? (Звук-Кь-)
Дидактическая игра со звуками-К- и –КЬ:
1.Вспомните и назовите мне имена. Начинающиеся на звук-К- и –КЬ-:
Коля, Кристина, Кира, Кирилл, Катя, Карина, Костя, Ким, Каролина.
2.Какая мебель начинается на звук –К-?
Комод, кресло, кровать.
3.В названии каких овощей есть звук –К-?
Морковь, капуста, картошка, кабачок, редиска, лук, чеснок, укроп, баклажан, свёкла, петрушка, репка, тыква.II.Ой, ребята, а здесь есть ещё картинка (достаю изображение Буратино и разрезанный на части ключик). А это кто? (Буратино).
Правильно, перед нами герой сказки А.Толстого “Буратино”. Как мы помним, ребята, в ней рассказывается о деревянном мальчугане, которому посчастливилось найти золотой ключик и открыть волшебную дверь. Но лиса Алиса и кот Базилио выкрали у Буратино ключик и сломали его. Давайте поможем Буратино собрать ключик и открыть волшебную дверь. Но сделать это будет непросто. На каждой части сломанного ключика есть задание испытание. Ну что, готовы? Тогда тихонько проходим на свои места.
III.a. Итак, первое задание:
В сказке у Буратино много друзей: это и Мальвина, и Артемон, и Пьеро, а как можно назвать их всех одним словом? (Куклы)
Правильно, куклы. Нам надо произвести звуковой анализ этого слова. (Один ребёнок у доски, остальные самостоятельно).
Проверка:
-Сколько звуков в этом слове?
-Какой 1, 3, 5, 2 и 4 звук?
-Сколько гласных звуков?
-Сколько слогов?
-На какой звук падает ударение?
-Придумайте предложение с этим словом и зарисуйте схему предложения.
b. Следующее задание “Внимательные глазки”:
Перед вами схема, в которой зашифрованы буквы.Подумайте и выложите из счётных палочек 10 букв за 1 минуту. (переворачиваю песочные часы).
Физкультминутка “Буратино”:
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать!
c. Следующее испытание опять на внимание “Много с буквами хлопот”:
-“Составь слово” (Р, О, Г, А, З; О, С, А, Р; Н, О, И, К).
-“Найди все слова в цепочке”:
а т у ч м к и а
и и к с
З н о с ы
-Ребята, вы знаете, что некоторые слова можно найти в других, более длинных словах. Найдите как можно больше слов в слове РЕКЛАМА:
Рама, река, мак, лак, рак, мел, мера, мал, кар, Лера, лама, Клара.d. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”( у мольберта):
-Курица, утка, индюк, орёл;
-Ласточка, воробей, ворона, синица;
-Олень, лиса , медведь, заяц;
-Шапка, платок, шуба, панама;
-Самолёт, поезд, автобус, грузовик.
e. Игра в кругу с мячом “Назови первый слог”:
Машина, рыба, кино, лама, ремень, телефон, ножик, пуговица, лимон, медуза, носорог, ручка, лягушка, кошка, сумка.f.Реши кроссворд “Буратино”:
\s
IV.Итог:
-Чем мы сегодня занимались?
-Помогали Буратино составить золотой ключик;
-Делали звуковой анализ слова, составляли предложение с заданным словом;
-Играли со словами;
-Находили четвёртый лишний предмет;
-Выделяли первый слог в слове;
-Решали кроссворд.
Итак, ключ составлен, Буратино доволен. И приготовил для каждого из вас небольшой ключик, чтобы вы открыли дверь в счастливый мир детства.