План урока по русскому языку в 10 классе Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.


План урока по русскому языку в 10 классе
Тема урока: Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о фонетике, фонетических единицах русского языка; закрепить умение распознавать звуки на слух, определять звуковое значение букв (в отдельных позициях); закреплять навыки фонетического разбора слов; углубить знания о функциях звуков в речи; систематизировать знания об употреблении мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
- способствовать развитию памяти и внимания учащихся;
- воспитывать позитивное отношение к миру.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
1. Проверка д/з. (2 высказывания)
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Беседа.
- Какие разделы науки о языках вы знаете?
- Что изучает каждый из этих разделов? (Учащиеся дают определения разделов лингвистики.)
- Как называется кратчайшая звуковая единица. Минимальная единица речи. (Фонема, звук)
2. Характеристика звуков и букв.
- Дайте характеристику звуков и букв.
- Назовите буквы, обозначающие два звука. При каких условиях эти буквы
дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; после гласных букв; в конце слова.)
- Приведите примеры.
- Сколько согласных звуков в русском языке? (36.)
- Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости.
- Сколько гласных звуков в РЯ (6), всего звуков в РЯ - 42
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Упр. 23 самостоятельная работа.
2. Работа с текстом. Запись и анализ текста.
Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре все вокруг порыжеет, словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождем упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным дорогам и тропинкам.
- Объясните правописание слов и расстановку знаков препинания.
- Составьте схемы сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
- Сделайте фонетический разбор выделенных слов.
3. Устная работа упр. 24. Лингвистическая разминка.
4. Творческая работа. Записать слова в обратном порядке:
Лет – (л,от ) –толь Лещ-(л,эщ)-щель Лик- (л,ик)-киль Лось- (лос,)- сёл
Жил- (жыл)-лыж Юг – (йук)- куй Урюк – (ур,ук) – курю
Унес- (ун,ос)- соню Люк-(л,ук)-куль Тишь-(т,иш)-шить
V. Этап информации о домашнем задании
1. § 3, упр. 30, 31 стр.19
2. Подготовить связный рассказ о фонетической системе русского языка.
VI. Подведение итогов
VII. Этап рефлексии