Письменное деление на двузначное число без остатка , когда в значении частного одна цифра.


 УРОК МАТЕМАТИКИ 4 «Г» класс. Кадырбаева Асель ГаббасовнаПО ТЕМЕ:
Письменное деление на двузначное число без остатка , когда в значении частного одна цифра.
Цели:
- закрепление умения (выработка навыка деления) делить на двузначное число, когда цифру находим в результате нескольких проб;
- формирование умения решать задачами;
- отработка вычислительных навыков.
I  Орг   момент.
-Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:
Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.
-Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
   Постановка темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы с вами закрепляем умения решать примеры на деление на двузначное число, продолжаем работу над решением задач, уравнений, действиями с именованными числами.
II  Устный счет
- Ребята, давайте посмотрим на  таблицу и вспомним названия компонентов при «делении» и правила их нахождения.
                 a                640                  650
                 b                12                   50
               а : b                  32                60 / Делимое, делитель, частное.
Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель.
Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Чтобы найти частное, нужно делимое разделить на делитель. /
Работая по таблицам, ребята называют известное, неизвестное, рассказывают правило. Находят неизвестное.
                       v                         t                         S
                13 км/ч                         ?                     52 км
                       ?                       3 ч                   210 км
                   4 км/ч                       2 ч                        ?
 
/ Лыжник двигался со скоростью 13 км/ч и прошел 52 км. Сколько времени он был в пути?
Известны скорость и расстояние. Неизвестно время. Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
t = S : v     52 : 13 = 4 ч  -  столько времени лыжник был в пути.
За 3 часа поезд прошел 210 км. С какой средней скоростью он двигался?
В задаче известны время и расстояние. Неизвестна скорость. Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
v = S : t      210 : 3 = 70 км/ч   -  с такой средней скоростью двигался поезд.
Пешеход шел со скоростью 4 км/ч и был в пути 2 часа. Какое расстояние он преодолел за это время?
В задаче известны скорость и время. Неизвестно расстояние. Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
S = v * t       4 * 2 = 8 км   - такое расстояние преодолел пешеход за 2 часа. /
III   Постановка темы и цели урока.
Сформулируйте тему урока.
Что при изучении этой темы у вас вызывает трудность?
-трудность в подборе цифры частного
- ошибаюсь при вычислениях
  Исходя из этого, сформулируйте цели урока:
- закрепление умения (выработка навыка деления) делить на двузначное число, когда цифру находим в результате нескольких проб;
- формирование умения решать задачами;
- отработка вычислительных навыков.
IV.Работа по теме урока
Давайте вспомним алгоритм деления на двузначное число:
 1.Нахожу первое неполное делимое.
2. Определяю количество цифр в  частном.
3.Определяю первую цифру частного.
4.Нахожу второе неполное делимое.
5.Определяю вторую цифру частного…..
Прочитайте тему нашего урока и скажите , что надо дополнить в алгоритм, чтобы он подходил к теме?
3а) Пробую подходит  ли пробная цифра частного
Работа на доске с комментированием
- Приступаем к работе над примерами.
Открываем учебник
       
/9975 : 75. В частном будет 3 цифры. Первое неполное делимое 99. Берем по 1. Проверяем: 1 * 75 = 75. Пишем 1 в частное. Находим остаток. Сносим 7. Второе неполное делимое 247. Берем по 3. Проверяем: 75 * 3 = 225. Пишем 3 в частное. Находим остаток. Сносим 5. Третье неполное делимое 225. Берем по 3. Проверяем: 75 * 3 = 225. Пишем 3 в частное. Остаток 0. Ответ: частное равно 133.
/2418 : 62. В частном будет 3 цифры. Первое неполное делимое 241. Берем по 3. Проверяем: 62 * 3 = 186. Пишем в частное 3. Находим остаток. Сносим 8. Второе неполное делимое 558. Берем по 9. Проверяем: 62 * 9 = 558. Пишем в частное 9. Остаток 0. Ответ: частное равно 39.
Оставшиеся примеры решите самостоятельно.
/ 2544 : 53. В частном будет 2 цифры. Первое неполное делимое 254. Берем по 4. Проверяем: 53 * 4 = 212. Пишем в частное 4. Находим остаток. Сносим 4. Второе неполное делимое 424. Берем по 8. Проверяем: 53 * 8 = 424. Пишем в частное 8. Остаток 0. Ответ: частное равно 48. /
/ 3312 : 92. В частном будет 2 цифры. Первое неполное делимое 331. Берем по 3. Проверяем: 92 * 3 = 276. Пишем в частное 3. Сносим 2. Второе неполное делимое 552. Берем по 6. Проверяем: 92 * 6 = 552. Пишем в частное 6. Остаток 0. Ответ: частное равно 36. /  
IV  Физкультминутка
V  Работа над задачами
Находим задачу . Внимательно читаем задание.
Рассматриваем чертеж.
Посмотрите на скорость.
- О чем может быть наша задача?
/ О машинах. /
- Как двигались  машины?
/ В противоположном направлении. /
- Из одного ли пункта назначения они вышли?
/ Нет, из разных, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга. /
- Что будем находить?
/ Будем находить расстояние, на котором окажутся машины через 4 часа. /
- Составляем задачу по данному чертежу.
/ Из двух городов А и В, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга, одновременно в противоположном направлении вышли две машины. Скорость первой машины 60 км/ч. Скорость второй машины 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться машины через 4 ч пути? /
Какие 2 величины надо знать, чтобы найти S?  (Надо знать V и  t ) Что нам известно? (Зная V и  t первой машины ,можем найти S 1 )
У доски задачу решают с объяснением два ученика.
Разбираются два способа решения задачи.
         
I v – 60 км/ч                                                  II v – 70 км/ч

         t – 4 ч                       A                        B                    t -4ч                                                                  
                                                                                                                                                                                                                    
                                                       90 км
                                                                       ?
       
I способ
60 + 70 = 130 (км) – общая скорость.
S = v * t
130 * 4 = 520 (км) – такое расстояние прошли I и II машины вместе.
520 + 90 = 610 (км)– такое расстояние будет между машинами через 4 ч
II способ
S = v * t
60 * 4 = 240 (км) – такое расстояние прошла I машина.
S = v * t
70 * 4 = 280 (км)  – такое расстояние прошла II машина.
240 + 280 = 520 (км) – такое расстояние прошли I и II машины вместе.
520 + 90 = 610 (км)- такое расстояние будет между машинами через 4 ч
                Ответ: 610 км.
х : 9 = 1800 : 40            360:  х = 2000: 50    
VI   Итоги урока
Давайте вспомним главную цель урока?
А что надо знать чтобы достичь этой цели?   - Алгоритм деления.
Расскажите как выполняли деление на двузначное число, когда цифру частного находят способом
VII   Домашнее задание