Памятка для педагогов «НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ», по профилактики жестокого обращения с детьми


Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:
Физического
Словесного
Эмоционального
Духовного
Экономического оскорбления
С целью:
Контроля
Запугивания
Внушения чувства страха.
Причины жестокого обращения с детьми:
-безработица или низкая материальная обеспеченность;
-алкоголизм одного или обоих родителей;
-одиночество или распавшийся брак;
-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
-физическое или психическое переутомление;
-незрелость родителей;
-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
-отсутствие привязанности к ребенку;
-чрезмерная требовательность;
-рождение другого ребенка;
-большое количество детей.
Признаки, свойственные жертвам физического насилия:
Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.
Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:
Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
Беспокойство, тревожность;
Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
Склонность к уединению;
Плохая успеваемость;
Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
Нарушение аппетита;
Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.
Действия в случае
выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
Сообщение специалистам службы и администрации ОУ о выявленном случае жестокого обращения.
Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
Оказание моральной поддержки ребенку.
Социальный педагог:
Уведомление УВД ОДН о выявленном факте.
Составление социально-педагогической характеристики семьи.
Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Педагог-психолог:
Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).
Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.
Необходимо убедить родителей, что:
насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
любовь к родителям важнее страха перед ними;
насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.
Общаясь с детьми, используйте такие приемы
педагогического воздействия, как внушение и убеждение.
Для убеждения вам необходимо:
 быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
 ясно и понятно излагать доводы детям;
 проявлять выдержку и терпение;
 применяя внушающее наставление, вам необходимо
говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
Подготовила:
социальный педагог
ЛГ МАОУ «СОШ №2»
Устюжанина М.О.
Полезные контакты:
ОВД по городу Лангепасу – «02» и «112»
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – 2-62-90
Отдел опеки и попечительства – 2-53-64
Единый телефон доверия (звонок по России бесплатный) – 8-800-2000-122
991870119380
2-65-28; 2-04-26
http://lgschool2.ucoz.ru/г.Лангепас, ул. Парковая 13Б
Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с
ними, это способствует благоприятному психологическому
микроклимату.
Понаблюдайте за собой:
 как часто вы улыбаетесь детям;
 способны ли вы смеяться вместе с детьми;
 как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
Лангепасское городское муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
ПАМЯТКА
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»

г. Лангепас
2016 г.