Сыныптан тыс шара: Математикадан интелектуалды? бай?ау

«Бекітемін» «Келісемін»
Мектеп директоры: ДиректордыS т‰рбие
ісініS меSгерушісі:

------------------------ -------------------------
Данияров К.И Полегонько П.С












ИнтелектуалдыK марафон
МАТЕМАТИКА



АCа т‰лімгер: Jайролла М.М



















2015-2016 оKу жылы
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по математике; развивать  интерес к предмету, мышление, формировать навыки самостоятельной деятельности; воспитывать чувство ответственности, внимательность, собранность.
Оборудование: таблицы, сигнальные карточки.
Ход игры:
 
1.    Психологический настрой.
     В игре участвуют 5 учащихся. С 5-9 классов
2.  Основная часть.
      Учитель: « Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения », так сказал  Эдисон. Я надеюсь, что каждый из вас вложил в подготовку 99% потения. А теперь начинаем игру.
     1 тур: «Байга»  (правильный ответ – 10 баллов)
   1. Результат сложения   ( сумма )
   2. Сколько цифр вы знаете?   ( 10 )
   3. Наименьшее трехзначное число    ( 100 )
   4. Сотая часть числа    ( процент )
   5. Прибор для измерения углов    ( транспортир )
   6. Сколько секунд в минуте?   ( 60 )
   7. Сколько сантиметров в метре?   ( 100 )
   8. Результат деления?   ( частное )
   9. Сколько лет в одном веке?   ( 100 )
   10. Наименьшее простое число    ( 2 )
   11. Сколько нулей в записи числа «миллион» ?   ( 6 )
   12. Величина прямого угла    ( 90
· )
   13. Когда произведение равно нулю?   (если один из множителей равен 0 )
   14. График линейной функции   ( прямая )
   15. Что больше 2м или 201 см?   (201 см )
   16. Что меньше 2/5 или 0,5?   ( 2/5 )
   17. Если радиус окружности 6м, то диаметр равен...   ( 12м )
   18. Какую часть часа составляют 20 мин?   ( 1/3 )
   19. Сколько см составляет 1% от 1м?   ( 1см )
   20. На какое число нельзя делить?   ( 0 )
   21. Результат вычитания   ( разность )
   22. Наибольшее двузначное число   ( 99 )
   23. Прибор для построения окружности   ( циркуль )
   24. Какие цифры пишут летчики в небе?   ( 8 )
   25. Величина развернутого угла   ( 180
· )
   26. Сколько часов в сутках?   ( 24 )
   27. Результат умножения   ( произведение )
   28. Наименьшее натуральное число    ( 1 )
   29. Какую часть числа составляет 25% ?   ( четвертую )
   30. Какой вал изображен на картине Айвазовского?   ( девятый )
 
     2 тур: «Полиглот»     ( 10+10+10 баллов)
     Ответ на трех языках: русском, казахском, английском. Правильный ответ – 10 баллов.
1.     Опыт – лучший
( учитель – мaгалім – teacher )
2.     Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет.
( карандаш – карындаш – pencil )
( ручка – Kалам – pen )
3.     Чему равен корень уравнения  хІ - 2х +1 = 0?
( один – бір – one )
4.     Делу время, потехе - ...
( час – саCат – oґclock )
5.     45 минут в школе.
  ( урок  – сабаK – lesson )
6.      ...  раз отмерь, один раз отрежь.
( семь – жеті – seven  )
7.     Сколько кг составляет 10% от 1 тонны?
( сто – ж_з – one hundred )
8.     Книга с обложкой  оценена в 150 тенге. Книга  дороже обложки на 100 тг.
Сколько стоит обложка?
( 25 – жиырма бес – twenty five )
9.     За сколько минут минутная стрелка опишет угол в 30
·?
( 5 – бес –   five)
10.     Площадь квадрата 16 смІ, а чему равен периметр этого квадрата?
( 16 – он алты – sixteen )
11.     Под двумя дугами два яблока с кругами
        ( глаза – к™з  - eyeses )
12.     Я и в клетку и в линейку
 Написать по мне сумей-ка!
 Можешь и нарисовать...
 Что такое я?
         ( тетрадь – д‰птер – notebook )
Учитель: Подведем итоги первых двух туров. Ученик, набравший меньше всех баллов, выбывает из игры. Слово жюри.
 
   3 тур: « Великолепная семерка»
Учитель: В этом туре будут предложены вопросы из различных отраслей науки. Количество баллов зависит от уровня сложности вопроса.
Баллы участникам начисляются по таблице:
математик 20
     история 20         
география 20         

математик 30
   история 30
география 30          

математик 40
   история 40
география 40         

Правила игры: право начать игру предоставляется участнику с наибольшим количеством баллов.  Если он отвечает правильно, то выбирает дальше. Если ошибается, то отвечает другой участник, который знает ответ. Именно он выбирает следующий вопрос и игра продолжается. На раздумье дается 1 минута.
Вопросы тура:
Мат-ка 20баллов. Какое математическое понятие связано с представлением о красоте и гармонии в природе и архитектуре?       ( пропорция )
Мат-ка 30 баллов. Какой принцип используется при записи римских цифр?                  ( сложения и вычитания )
Мат-ка 40 баллов. Какой метод связывает алгебру и геометрию и кому он принадлежит?
           ( метод координат, Р.Декарт )
 
История 20 баллов. В какой древней стране алгебраические вопросы переводились на язык геометрии?         ( Древняя Греция )
История 30 баллов. Какой ученый ввел впервые дробную черту для обозначения деления?                ( И. Ньютон )
История 40 баллов. Значение какого числа является одним из старых приемов приближенного вычисления?             ( число
· )
 
География 20 баллов. Приспособление для построенияи измерения и измерения углов. Как оно называется и из какого языка взято?                                               ( транспортир, латинского)
География 30 баллов. Слово «аксиома» означает «ценный, достойный». А из языка какого государства оно взято?
              ( Греция)
География 40 баллов. Математики каких государств, развивая математику и астрономию не могли обойтись без иррациональных чисел ?
              ( Индия, страны Востока )
 
Учитель: Слово жюри. И мы узнаем кто следующий  покинет нашу игру.
 
4 тур: « Жорга».
Учитель: «У математиков существует свой язык – это формулы.» ( С.В. Ковалевская) .   Кто в течении одной минуты запишет как можно больше  математических формул.
Учитель: Слово жюри.
 ( Подведение итогов. Выбывает 2 участника )
 
5 тур: « Оратор».   ( 60 баллов )
        Мы объявляем конкурс «Оратор». Участникам предлагается выступить по одной из предложенных тем:
1.     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2.     Одна голова хорошо, а две лучше.
( Вопрос – позиция: за – против )
( Вопрос на выбор. Выбирает тот у кого меньше баллов )
Оценивается умение убеждать, красноречие. Время выступления – 2 минуты.
    ( После выступления в игре остается 2 участника.)
6 тур: « Ай да я...»  (50 баллов ) 
Задание на мышление. Необходимо составить ребус на слово « математика ».  (Оценивается быстрота и содержание).
    
 Учитель: А сейчас слово жюри. Подведем итоги.
( Жюри объявляют победителя).
Учитель: Поздравляем Лидера сегодняшней игры и награждаем его ...
                   Все участники игры тоже получают поощрительные подарки.