Математика 4 класс. Тема: Письменное деление на трехзначное число, когда в значении частного нули


Тема. «Порядок арифметических действий в выражениях с несколькими скобками».
Цели. совершенствовать вычислительные навыки, знание компонентов сложения, вычитания, умножения и деления; повторить алгоритм нахождения значения выражения с действиями разных ступеней;  повторить алгоритм нахождения значения выражения с несколькими скобками;  развивать математическую речь, мышление, память; воспитывать любовь к природе.
Ход урока 
Организационный момент
Дежурные готовят класс.
Эмоциональный настрой.
Учитель. Я хочу начать наш урок словами К.Д. Паустовского. Прочитаем вместе: «Чем больше знаешь, тем интересней жить».
- А чем известен этот человек миру?
Дети. Из его произведений мы узнаём много из жизни природы.
У. А в мире математики мы можем узнавать новое?
- Значит, слова К.Д. Паустовского могут относиться к любой области знаний. 
II. Актуализация знаний 
Развитие внимания, памяти. На доске ряд чисел, которые необходимо запомнить.
У. Внимание, 6 секунд.
6, 30, 3, 12, 4 Числа закрываются.
- Ваши вопросы, дети.
Д. Назови весь ряд.
-         Какое число последнее в ряду?
- Назовите первое число. Назовите соседей ч. 12.
У. Какое число считаете условно лишним?
 (3 – нечётное, 30 – круглое, 6 – наоборот, 4 – таблица 4-х).
У. Выпишите числа, которые делятся на 3 в порядке возрастания.
- Выполняя этот вид работы, что удалось повторить?
Д. Таблицу 3-х.
У. Продолжим работу с числами этого ряда.
-         Составьте выражения, используя числа и знаки арифметических действий.
Дети пишут на доске: 6 · 4      12:4      30 - 6       3 · 4      12 : 6
У. Вы славно поработали. Результаты вашей работы помогут мне выполнить мою. Внимание на доску.
Учитель составляет выражение на порядок действий, используя записанные выражения
30 – 12 : 6 + 3 · 4
У. Что получилось?
Д. Выражение на порядок арифметических действий.
У. Спишите и найдите значение.
- Проверим вашу работу.
-         Каким же правилом пользовались?
Учитель добавляет в выражение скобки.
У. Найдите значение этого выражения
(30 - 12) : 6 + 3 · 4 =
- Каким знанием пользовались?
Учитель добавляет еще одни скобки.
У. Спишите новое выражение:
(30 - 12) : (6 + 3) · 4 =
- Почему оно новое для нас?
Д. Мы не работали с такими выражениями.
- С какими такими?
Д. С выражениями, в которых две скобки.
У. Давайте назовём тему.
 
Порядок арифметических действий в выражениях с несколькими скобками.
 
III. Восприятие темы
У. В каком порядке будем выполнять действия? Ваши версии.
Дети предлагают варианты, спорят.
У. Значит, как нужно выполнять действия в выражении с несколькими скобками?
- Давайте проговорим устно порядок и зафиксируем алгоритм.
 - Я начну: Если в выражении скобки встречаются два раза, то сначала  выполняют действия в первых скобках, потом во вторых, а потом с получившимися числами.
 - Обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего алгоритма.
 
IV. Закрепление
У. Перед нами буквенное выражение.
На доске:
(a + d) + (c · b) · (p : y)
У. Давайте учиться применять алгоритм. Проговорим алгоритм, расставим порядок.
Д. Выполняю действие в 1 скобках, сложение, выполняю действие во 2 скобках, … в 3 скобках, выполняю действия с получившимися в скобках числами.
У. Находим значение следующего выражения.
a + (b - c) : (x + y ·l) – n
 
Физкультминутка
У. Представьте, что вы маленькое семечко, вы глубоко в земле. А сейчас вы начнете расти, медленно, но уверено:
«один» - медленно выпрямляются ноги;
«два» - ноги продолжают выпрямляться, постепеннно выпрямляется позвоночник
«три» - поднимаем руки вверх, разводим плечи
«четыре» - выпрямляем шею, поднимаем голову
«пять» - руки и лицо подняты, тянемся к солнышку.
Мы красивые, стройные деревья.
У. Нас ждёт задача. Вы рады?
- Помните, мы начинали урок словами Паустовского, человека, который любил природу и заботился о ней. Как, наверное, многие люди на нашей планете.
У. Как связано это выражение с темой урока?
17 + (17 - 3) + (17 – 3 + 6) =
- Расставьте порядок действий, пользуясь алгоритмом, и найдите значение.
 
V. Самостоятельная работа  
У. Работать будем в группах. Капитаны получите задания.
(67 - 40) : (6 + 3) · 5 =   
(25 : 5) + (28 : 4) · 2 =
(37 - 30) · (16 : 4) + 2 =
40 + (12 : 6) – (18 : 9) =  
(12 : 4 · 2) + (6 · 2 : 3) · 5 =
(54 - 50) · (76 - 70) + 12 =  
70 – (6 · 8) + (4 ·5) =          
(6 · 8) – (6 · 4) : 8 =              
(3 · 3) + (6 ·3) : 2 =
(7 · 3) + (8 · 3) – 15 =
(46 - 40) · (12 : 2) =   
(14 - 8) + (3 · 8) : 6 =       
(30 + 12) : (14 : 2) + 32 = 
(5 + 5) – (12 : 4) + 39 =  
100 – (6 · 5) + (21 : 3) =
Осуществляется проверка.
У. Прочтите, что у вас получилось?
- Чем похожи все выражения?
- Проговорим алгоритм нахождения значения выражения с несколькими скобками.
 
VI. Итог урока.
Рефлексия.
-         Сегодня я узнал…
-         Я учился…
-         Я считаю, что работал…
-         Мне урок понравился.
 
VI. Задание на дом