Наблюдения на прогулке в ДОУ За берёзой


Наблюдение за берёзой.
Цель: знакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в гости к березке. Все ее называют русской красавицей. Посмотрите, какая она красивая, стройная, прямая, поднимается высоко- высоко. Как-будто хочет до неба дорасти. Попробуйте достать до макушки. Все дотянулись? Не можете? Вот какая березка высокая! .Белая береза в золоте стоит,
И листвой зеленой тихо шелестит
Послушайте, ребята, береза нам что –то шепчет.Наверно, нам березка песенки поет? Поет она листочками. А почему? Дует ветерок, листья на ветру шелестят «поют». Слышите? Посмотрите, веточки наклонились и дрожат. Они играют с ветерком. Но вот ветер перестал и все листочки успокоились.
- Ребята, а когда ветер сильный. Какую песню березка нам поет? (грустную, громкую)
А когда ветер слабый и светит солнце? (тихую, спокойную, колыбельную)
Полюбуйтесь красотой кроны. Какой красивый сарафан у нашей царевны, с черными кармашками. А как по-другому мы называем сарафан березки? Какого цвета? Давайте потрогаем, погладим ее.
- Ребята, встаньте под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? А веток столько? А кто скажет, на что похожи веточки? Веточки похожи на косички, они длинные, тонкие, как кудри.
По всем странам славится
Белые одежки, Золото – сережки,
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Наблюдение за клёном.
Цель:Расширить и уточнить знания детей о клене.Обобщить представления о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром.Словарь: клен, крылатка, морозостойкий, засухоустойчивый, быстрорастущий.Учить детей видеть красоту природы.Воспитывать интерес к растениям.
Ход наблюдения:
Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему?
Вот какая загадка есть про осенний клен.
Стоит Антошка
В красной одёжке
Под ветра свист
Гоняет лист.
Что это? (клён)
Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти.
Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы.Листьями клёна питаются личинки многих видов бабочек.
Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола.
Наблюдение за дубом.
Цель: расширить и уточнить знания детей о дубе. Учить отличать дуб от других деревьев, видеть отличительные особенности.
. Воспитатель показывает детям желудь и предлагает подумать, откуда он у него взялся?
Желудь, это плод дерева – дуба. А из вас кто-нибудь видел настоящий дуб? (просит рассказать о дереве тех, кто это дерево видел).
Затем воспитатель предлагает быстро одеться детям. Все выходят в соседний сквер, подходят к дубу (встают полукругом)
Это дерево можно встретить на всей территории нашего края. Его легко узнать, поздней осенью или зимой по его мощному стволу и толстым веткам. На ветках растут крупные жесткие листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Каждый год дуб плодоносит – это желуди. В каждом желуде находится одно крупное семя. Весной из семени вырастает одно крупное деревце. Много желудей уничтожают сойки, лесные полевки, мыши, белки. Из желудей приготавливают питательный желудевый кофе. Древесина дуба – твердая, прочная, идет на постройку кораблей, изготовления паркета, мебели. Кора дуба употребляется для дубления кожи, в медицине – для изготовления лекарств. Дубы образуют красивые рощи – дубравы. Это долговечное дерево. Живет дуб до 400 – 500 лет. Иногда дуб живет до двух тысяч лет.
 А теперь давайте подойдем поближе к дереву, положите свои ладошки на ствол дерева… Что вы чувствуете? (да, сколько тепла, силы, дает нам это дерево…) Если ухом прислонимся к коре, что слышите? (дерево дышит, растет, оно живое.) Попробуем обхватить его руками… Что, не получается? Вот оно какое огромное – просто великан… Вот сколько энергии подарило нам сегодня дерево… Теперь мы тоже с вами стали чуточку сильнее, выносливее… Кто из вас хочет еще рассказать нам стихотворение о дубе? (читают стихотворение).
А сейчас я предлагаю немного поиграть. Проводятся игры: «Кто первый добежит до дуба»; «Найди и принеси столько же» (листья, желуди). Воспитатель предлагает набрать детям листья и желуди для поделок в детском саду.