Конспект урока Гостеприимство и этнические традиции калмыцкого народа

Гостеприимство и этнические традиции у калмыков.

Традиции каждого народа играют важную роль в жизни этнической общности, в функционировании и дальнейшем развитии национальной культуры.
Они являются важным элементом воспроизводства как самой этнической общности, так и культуры данного этноса, особенно этнического слоя культуры.
Важной функцией традиций является своеобразное воспитание личности, особенно подрастающего поколения. Традиционные нормы этикета, как гостеприимство, проявление уважения к старшим служат дружбе, оказанию взаимопомощи между людьми, независимо от национальной принадлежности.
Сложившиеся исторически традиции и обычаи имеют своеобразные формы проявления. Эти формы и придают традициям национальную обусловленность. Жизненный уклад калмыцкого народа, формировавшийся веками, определялся условиями кочевого образа жизни, трудовым ритмом народа. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписанный кодекс вежливого и культурного поведения людей – народная этика.
Например, если у калмыков человек сказал грубое слово старшему по возрасту, это считалось равносильным тому, что он нагрубил своим родителям. Или, например, если находившийся в гостях человек после чаепития опрокидывал чашку вверх дном – это считалось крайне не приличным, т.к. характеризовало его как неблагодарного человека и означало, что он больше в гости к этим людям не придет.
Калмыки за свою сложную многовековую историю не раз убеждались в величии силы родства и братства. Жизненный опыт народа показал, что сила и могущество там, где поддерживаются родственные связи, добрые отношения с людьми. Поэтому давно утвердилось в народе мнение: «jанцхн модн - модн болдго, kанцхн к_н - к__нд толгддго»(Одинокое дерево – не дерево, одинокий человек – не человек)
Действительно, калмыцкая семья лишь в исключительных случаях отождествлялась с калмыцкой кибиткой, обычно ее составляли несколько кибиток, стоящих в разных степенях родства. Семейно-родственное начало составляло главное условие для группировки кибиток в хотоне. Родственникам как по отцовской ,так и по материнской линии при такой организации хотона , не составляло особого труда прийти в гости, навестить родных, чтобы узнать об их житье - бытье.
Но в то же время кибитка калмыка всегда была открыта и для посторонних - каждый человек ,независимо от возраста, национальности и вероисповедания, знакомый и незнакомый мог зайти в любую кибитку. Вот так описывает приход незнакомого в кибитку И. Житецкий, исследователь быта астраханских калмыков, он входил, спокойно садился на место согласно национальному этикету (деегш‰н) ,закуривал трубку, принимал участие в разговоре, вел себя так, как если бы был у себя дома. Хозяева с приходом гостя никак не нарушали своего распорядка, что свидетельствовало о том, что приход или приезд гостя они восприняли вполне обычным явлением, и неожиданностью для них это не являлось.
При трапезе гостя всегда угощали на том месте, где он сидел, что можно объяснить нежеланием лишний раз тревожить гостя .Традиционно. если гость старше хозяев по возрасту, хозяйка сама наливала еду и подавала, если же гость был моложе, то он брал чашку в левую руку и держал пока хозяйка наливала. Держать в правой руке чашку гость обязан был перед зайсангом, перед людьми преклонного возраста, что подчеркивало особый знак почтения. Калмыки редко упрашивали гостя еще пить и есть, а гость никогда не благодарил хозяев за угощение, это считалось неприличным, ровно как и отказ от еды. Если предлагали угощение, то обязательно надо было хотя бы немного отведать (амсх),а затем передать кушанье меньшему по возрасту, При отъезде гостя ему предлагали «благо напиток»(кумыс или арьян);при приезде - «цаkан ид‰н»(молочный напиток дружбы и мира),чем хозяева выражали свое приветствие, а отъезжающему желали счастливого пути. Гость является всегда важным лицом в кибитке и в обязанности хозяина входило не только обеспечение безопасности гостя, но и защита, охрана его имущества. Более того, согласно обычаям ,хозяин обязывался восстановить, оплатить стоимость вещей, украденных, к примеру, в пути у гостя. Таким образом , гостеприимство включало в себя выработанный годами обычно-обрядовый ритуал. Но в то же время имелись и имеются определенные требования и к приходящему в гости. Так, нельзя входить в дом, ругаясь с кем-то на ходу, плача, смеясь, подозрительно заглядывая или озираясь.
О гостеприимстве много говорится в устном народном творчестве калмыков – калмыцких народных сказках благопожеланиях, пословицах и поговорках, эпосе «Джангар». Безусловными правилами гостеприимства, судя по отражению в фольклоре, были; щедрость – если скуп в угощенье – друзья далеко, доброта – зимнее небо вьюжным бывает, приветливый человек без гостей не бывает. В обычае гостеприимства традиционно была заложена и мудрость народная:
Лучшую пищу дай гостю
Лучшую одежду одевай сам.

Лучше друзей хранить,
Чем сокровища копить,

Человек, угощающий другого
Угощает и себя.

Чем знать тысячу людей по виду,
Лучше знать одного по имени.
Первейшим из всех угощений для гостя оставался калмыцкий чай – традиционный национальный напиток. И гостям, и людям с дороги калмыки в первую очередь подавали чай. В народе говорят:
Чай, хоть и жидкий – глава всех блюд,
Бумага, хоть и тонкая – колесница науки и учения.
В праздничную пищу традиционно включались: обязательно чай, борцыки, бараний дотур. При этом всегда присутствовали дети, они принимали непосредственное участие в празднества, выполняя вспомогательную работу или просто наблюдая за родителями. Даже одно присутствие ребенка было очень важно для него- он приобщался с малых лет к традициям народа, познавал обычаи в семейном кругу. Калмыцкие дети с особым чувством радости всегда ждали момента прихода или приезда гостей, или вообще, любого праздничного стола. Ведь по традиции у калмыков первый кусок, первая чашка, т.е. первая порция еды «дееG» помещается на «барун баран» (жертвенный столик) т.е.предлагается бурханам (божествам), которая по окончании съедаются детьми. Иначе говоря практически то, что было адресовано богам, отдавалось детям и это свидетельствует о самом бережном отношении калмыков к своим детям: они получали божественную вкусную пищу.
У калмыков праздничное, свадебное гостеприимство всегда сопровождалось дарением подарков - ™мск_л.
Традиционно, это были отрез на платье или платок, рубашка если гостями были люди пожилого возраста.
Народные праздники производили неизгладимое впечатление на детей, которые становились его непосредственными участниками. Ребенок осознает, праздник –душевная радость человека, он сближает ,сплачивает всех родственников и сам он чувствует себя полноправным членом большой семьи. Они видят как родители задолго до праздника готовятся к приему гостей ,обсуждают дома все моменты, связанные с этим событием ,стараются принять участие в выборе и приготовлении подарков .Кроме того ребенок видит красивую национальную одежду, получает подарки и в знак благодарности ,ощущает повышенную требовательность и ответственность со всех сторон перед гостями, внимательно прислушивается к поучениям и пожеланиям старших.
Таким образом, калмыцкая семья, можно сказать, до сих пор остается носителем своеобразных этнических черт и в народном обычае гостеприимства с очевидностью просматривается передача младшим от старших уважительного отношения к гостю, почитания его, детально разработанная практика бытовой жизни народа, система обычаев, формирующая духовные качества личности, этику взаимоотношений между взрослыми и детьми, культуру семейного общения.
Необходимость использования национальных традиций и обычаев в воспитании личности диктуется прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей. Поэтому проблемы социализации детей могут рассматриваться только в единстве с анализом всего образа жизни этноса, в тесной связи с культурой и бытом народа.
Полноценное воспитание должно включать в себя овладение всеми богатствами человеческой культуры в их наиболее типичных передовых проявлениях.




Управление Образования Мэрии г.Элисты.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»г.Элиста



«Этнокультурные традиции калмыцкого народа»



Подготовила:Босханджиева А.Х.
учитель калмыцкого языка и литературы












Элиста,2008
Заголовок 1 Заголовок 215