Доклад на тему Этнические традиции и обычаи


(Слайд 2 ) Веками люди решали непростую задачу: вырастить юную смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям все лучшее, на чем держится все человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Бесконечно разнообразна палитра национальных методов воспитания, много духовного богатства и мудрости хранят они. И поэтому стоит внимательно присмотреться к давним традициям воспитания подрастающего поколения.
(Слайд 3. ) У калмыцкого народа имеются выработанные в течение длительного исторического развития свои традиции и обычаи, занимающие большое место в воспитании молодого поколения, способствующие развитию умений и навыков, необходимых им в жизни, формирующих положительные нравственные нормы поведения, которые отражены в трудах профессора, доктора педагогических наук Мукаевой О.Д. В связи с возрождением национальных классов было введено преподавание нового предмета «Традиционное воспитание калмыков», призванного возродить и вернуть в повседневную жизнь семейные и родовые традиции воспитания.
На сегодняшний день мы повернулись к своим истокам, корням, культуре предков, духовно-нравственным ценностям народа.
(Слайд4.) Рассматривая нравственную деятельность человека, буддизм подразделяет ее на два вида: духовную ( мысли, чувства человека) и практическую: верующий должен не только знать нравственные поучения, но и беспрекословно исходить из них в повседневной жизни. Каждый из этих двух видов деятельности может быть подведен под категории десяти черных грехов. Воздержание от десяти разрушительных сил, праведный образ жизни приводят к хорошему перерождению. По этому поводу высказывается Далай – Лама XIV: «В основе нравственности лежит этика воздержания десяти недобродетелей».
На основе 10 белых добродетелей происходило формирование народной педагогики калмыков, вырабатывались приемы и методы передачи подрастающему поколению основ нравственности народа.
(Сайд5.) Знание своей родословной считалось у калмыков обязательным, и для старшего поколения родословные служили как бы средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Эта мудрость определяла уважительное отношение не только к далеким предкам, но и к старшим людям вообще. На этот счет есть поучительные пословицы: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы воротник».
(Слайд6.)Старшее поколение учило молодежь основным нормам поведения. Традиции и нормы национального этикета жили в каждой семье, в каждом человеке. Запреты носили самый разнообразный характер. Это и семейные, общественные, личные. Существовал также целый цикл всевозможных запретов, касающихся только повседневной жизни детей: к примеру, строго запрещалось закладывать руки за спину, складывать руки на груди, свистеть, хлопать дверью, петь лежа, беспричинно плакать, вмешиваться в разговоры и дела старших, проявлять излишнее любопытство и др. Очень сильна была вера в то, что никто не минует наказания, кары за невыполненные требования, за несоблюдение запретов.(Слайд7) На сегодняшний день в нашем Российском обществе развиваются национальные системы образования. Использование этнической культуры в образовании способно создать тот фундамент, на котором сформируется современная, разносторонне образованная, духовно богатая и нравственно- высокая личность.
(Слайд 8) Огромное значение в воспитании подрастающего поколения можно выделить эпос «Джангар». «Джангар» является этнопедагогической сокровищницей, в которой заложены духовные ценности народа. Без стремления к которым нет перспективы развития этноса.
В эпосе заложены традиции и обычаи калмыцкого народа, ибо все прекрасное находит развитие в традициях и обычаях.
«Джангар» является высоко художественным произведением, литературным памятником. Язык «Джангара» является образцом и средством развития речевой культуры народа. Мы должны стремиться к овладению культуре речи. Ибо без языка нет нации.
Таким образом, активно используя этнопедагогические ценности «Джангара» мы можем получить личность с высоким уровнем национального самосознания, ориентированного на духовные ценности, владеющую языком, живущего по традициям, обычаям своего народа.
(Слайд9) Пословицы и поговорки – это тоже кладезь народной педагогики. Пословицы учат этикету и соблюдению общепринятых правил поведения. Они воспитывают достойных представителей фамилии, рода, общества, оберегают молодых людей от каких-либо контактов с нежелательным окружением, считая, что среда определяет развитие личности:
вселенная освещается солнцем, человек - знанием
силы могут иссякнуть, знания - никогда.
Самые элементарные и в то же время самые важные представления об уме, глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о жадности дети узнают из народных калмыцких сказок. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру.
Большое воспитательное значение имеют благопожелания. За многие годы сложилась определенная система благопожеланий, произносимые в определенной стандартной ситуации. Все благопожелания носили нравственно - поучительный характер.
Традиция - это осознание принадлежности к своим корням: чем богаче традиции, тем духовно богаче народ. Одним из составных элементов культурной традиции калмыков являются календарные народные праздники, связанные с хозяйственной, трудовой жизнью народа. Такие праздники как «Зул», «Цаһан Сар» широко отмечаются в школах и учебных заведениях. Подготовка и проведение их способствует созданию атмосферы национального быта, народной традиции, среды с национальным колоритом и использованию воспитательных факторов национальных семейных отношений, освоению национального этикета.
(Слайд 10.) Важной функцией традиций является своеобразное воспитание личности, особенно подрастающего поколения. Такие, к примеру, традиции, как традиции гостеприимства, обычай проявлять уважение к старшему, общечеловеческие по своему содержанию, служат дружбе, сплочению, оказанию взаимопомощи между людьми, независимо от национальной принадлежности, т.е. служат благородной цели - высокой гуманизации взаимоотношений, и тем самым они выполняют, важную социальную функцию.В народном обычае гостеприимства с очевидностью просматривается передача молодым поколениям от старшего поколения отношения уважения к гостю, детально разработанная практика бытовой жизни народа, система обычаев, формирующая необходимые духовные качества личности. О гостеприимстве много говорится в калмыцких сказках, эпосе «Джангар», пословицах, посвящены ему и благопожелания.
(Слайд 11. ) Издревле каждая калмыцкая семья ставила перед собой цель - воспитать настоящего мужчину. Настоящий мужчина должен проявить в нужный момент силу воли, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять оскорблять честь рода и племени.
Синьцзянские калмыки руководствовались на протяжении ряда столетий десятью добродетелями для настоящего мужчины. Охватывая все стороны личности настоящего мужчины эти заповеди нацеливали на становление целостной личности:
1. Номд мергн - в учении глубина мысли
2. Үгд цецн - в словах мудрость
3. Нөөрт сергг - во сне чуток
Үүлд урн -- в работе мастерство
Деедт зуһу уга - пред высшими не льстец
Дорд нәәрлтә - к низшим внимателен, заботлив
Дәәнд баатр - в бою герой
Далад усч - в воде пловец
Нааднд шудрмг - в играх смельчак
Хурмд цова - на праздниках весельчак
Это своеобразное творение, вобравшее в себя мудрость и народный опыт под названием «Арвн эрдм» представляет серьезное достижение педагогической культуры наших предков. Калмыцкие пословицы тоже устанавливают нравственное кредо настоящего мужчины. Например:
Заһсн үкхлә - яснь үлддг,
Залу үкхлә - нернь үлддг.
Следование заповедям давало положительные результаты в течении многих столетий и способствовало воспитанию настоящего мужчины, физически и нравственно совершенного в соответствии с идеалом.
( Слайд 12 ) А идеал женщины? Созидательница и хранительница семьи - женщина - мать сравнивалась с образом Матери - Земли. Культ матери был безоговорочен. Калмыцкие пословицы:
Усна экн – булг. Исток реки – источник.
Өрк-бүлин булг – эк. Исток семьи- мать
Ухата эк - бүлин кишг. Умна мать - счастье семьи
свидетельствуют о том, что женщину мать почитали как священную сокровищницу, приносящую семье благополучие и счастье.
Женщина - мать в идеале должна быть: светла душой, в делах мастерица, любящей и заботливой матерью, аккуратной и чистоплотной хозяйкой, в супружестве опорой мужу и верной женой, уважительной к родне мужа, веселой и находчивой, уважительной и почтительной к старшим, доброжелательной к окружающим. Эти качества прививались девочкам с раннего детства исподволь, личным примером бабушки, матери.
Каждый народ веками и столетиями отшлифовывает свои традиции, обычаи, ценности, которые передавались из поколения в поколение для сохранения и развития этноса.
(Слайд 13) Образование признано через воспитание будущих поколений унаследовать исторический опыт народа, приумножить его и обогатить им мировую историю, культуру, сохраняя тем самым историческую преемственность поколений. И именно образование, ориентированное на личность, имеющее этнокультурную направленность, способно противостоять негативным факторам современного общества: без духовности, безнравственности, эгоизму.
И я считаю, использование этнической культуры в образовании способно создать тот фундамент, на котором сформируется современная, разносторонне образованная, духовно богатая и нравственно высокая личность.