Рабочая программа по информатике 8 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) общего образования, учебного плана МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевска, РТ на 2016 - 2017 учебный год, образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ, положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ, расписания школы, графика календарного учебного плана.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
•выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Тематическое планирование
8 класс
Общее число часов – 35 час.
Человек и информация – 5 час.
Правила техники безопасности при работе с ПК. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
Практическая работа №1 «Измерение информации».
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Первое знакомство с компьютером – 7 час.
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Файлы и файловые структуры.
Практика на компьютере:
Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Обработка текстовой информации – 10 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.
Практика на компьютере:
Практическая работа №3 «Ввод и редактирование текста».
Контрольная работа №2 «Шрифтовое оформление документов».
Практическая работа №4 «Форматирование абзаца».
Практическая работа №5 «Работа с фрагментом текста»
Практическая работа №6 «Работа с таблицами».
Практическая работа №7 «Списки, колонки»
Практическая работа №8 «Вставка рисунков в текстовом редакторе».
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Технология обработки графической информации – 5 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере:
Практическая работа №9 «Создание и редактирование рисунка в ГР растрового типа»
Практическая работа №10 «Редактирование рисунка: наклон и поворот объекта в векторном графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание и редактирование рисунка в векторном графическом редакторе»
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и Практическая работа
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа – 5 час.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Практическая работа №12 «Создание презентации».
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8классзнать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
•определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
•оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
Практические занятия
8 класс
Практическая работа №1 «Измерение информации».
Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».
Практическая работа №3 «Ввод и редактирование текста».
Практическая работа №4 «Форматирование абзаца».
Практическая работа №5 «Работа с фрагментом текста»
Практическая работа №6 «Работа с таблицами».
Практическая работа №7 «Списки, колонки»
Практическая работа №8 «Вставка рисунков в текстовом редакторе».
Практическая работа №9 «Создание и редактирование рисунка в ГР растрового типа»
Практическая работа №10 «Редактирование рисунка: наклон и поворот объекта в векторном графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание и редактирование рисунка в векторном графическом редакторе»
Практическая работа №12 «Создание презентации»
УМК
Для учителя:
I. Учебно-методический комплект
8 класс
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Для ученика:
II. Учебно-методический комплект
8 класс
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Календарно-тематическое планирование 8 класс (35 часов) Семакин И.Г.
№ Тема урока Кол час. Дата проведения
план факт
8в 8г 8д 8е 8в 8г 8д 8е
Модуль1 Введение в информатику. Устройство компьютера. (12 ч)
1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности. Беседа «Компьютер и здоровье» 1 7.09 10.09 2.09 3.09 7.09 10.09 2.09 3.09
2 Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. 1 14.09 17.09 9.09 10.09 14.09 17.09 9.09 10.09
3 Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером 1 21.09 24.09 16.09 17.09 21.09 24.09 16.09 17.09
4 Работа с клавиатурным тренажером 1 28.09 1.10 19.09 24.09 28.09 1.10 19.09 24.09
5 Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. 1 5.10 8.10 26.09 1.10 4.10 8.10 26.09 1.10
6 Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти 1 12.10 15.10 3.10 8.10 11.10 15.10 7.10 5.10
7 Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. Характеристики ПК. 1 19.10 22.10 10.10 15.10 18.10 22.10 14.10 12.10
8 Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. 1
26.10 29.10 17.10 22.10 25.10 29.10 21.10 19.10
9 Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы 1 9.11 12.11 24.10 29.10 8.11 12.11 28.10 26.10
10 Файлы и файловые структуры. 1 16.11 19.11 7.11 12.11 15.11 19.11 11.11 9.11
11 Пользовательский интерфейс. Работа с файловой структурой операционной системы 1 23.11 26.11 14.11 19.11 22.11 26.11 18.11 16.11
12 Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» 1 30.11 3.12 21.11 26.11 29.11 3.12 25.11 23.11
Модуль 2.Текстовая информация и компьютер(9 ч)
13 Тексты в компьютерной памяти. 1 7.12 10.12 28.11 3.12 6.12 10.12 2.12 30.11
14 Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы редактирования текста. 1 14.12 17.12 6.12 10.12 13.12 17.12 9.12 7.12
15 Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы 1 21.12 24.12 12.12 17.12 20.12 24.12 16.12 14.12
16 ПР. Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. 1 11.01 14.01 19.12 24.12 23.12 21.1217 ПР. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. 1 18.01 21.01 9.01 14.01 18 ПР. Использование таблиц. Вставка графического изображения. 1 25.01 28.01 16.01 21.01 19 Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. 1 1.02 4.02 23.01 28.01 20 Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. 1 8.02 11.02 30.01 4.02 21 Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». 1 15.02 18.02 6.02 11.02 Модуль 3.Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа (12ч)
22 Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики 1 22.02 25.02 13.02 18.02 23 Технические средства компьютерной графики 1 1.03 4.03 20.02 25.02 24 Пр. Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. 1 8.03 11.03 27.02 4.03 25 Принципы кодирования изображения 1 15.03 18.03 6.03 11.03 26 ПР. Работа с векторным графическим редактором. 1 29.03 1.04 13.03 18.03 27 ПР. Работа с растровым графическим редактором. 1 5.04 8.04 27.03 1.04 28 Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. 1 12.04 15.04 3.04 8.04 29 ПР. Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. 1 19.04 22.04 10.04 15.04 30 Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа 1 26.04 29.04 17.04 22.04 31 ПР. Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. 1 3.05 6.05 24.04 29.04 32 Создание презентации с применением записанного изображения и звука 1 10.05 13.05 1.05 6.05 33 Итоговый тест. 1 17.05 20.05 8.05 13.05 34 Повторение курса 8 класса Решение задач по теме «Измерение информации». 1 24.05 27.05? 15.05 20.05 35 Повторение темы «Обработка текстовой информации». Повторение темы «Обработка графической информации». 1 31.05 27.07? 22.05 27.05 Итого 35 Лист корректировки рабочей программы
Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения
фактически