Доклад на тему: Союз кино и литературы. На третьих Забайкальских педагогических чтений Актуальность единства воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения 24 марта 2016г.


Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации тоже не новый вид работы. Однако сегодня, благодаря бурному развитию кинематографа и информационных технологий, кино вытесняет литературу из сферы детских интересов. Но вполне реально превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника. Сопоставить не иллюстрации, а целые эпизоды, не статичные образы героев, а оживленные актерами. Мало того, кино, как и литература, искусство синтетическое: в нем работают и художники, и композиторы. Мы можем научить детей смотреть фильмы, особенно экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией. Бывает так, что не все произведения и герои интересны ребятам, школьники не всегда дочитывают произведения до конца, а учителю так хочется, чтобы в памяти остались эти произведения. На помощь приходит киноискусство.
По моим личным наблюдениям, еще тридцать лет назад дети увлекались чтением, и основным способом воздействия на сознание было слово. На современном же этапе развития, когда прошла повсеместная компьютеризация, развитие Интернет-общения, появление сотовых телефонов, эстетически оформленное слово перестало быть главным и отошло в сторону.
Мы, учителя литературы, на своих уроках столкнулись с такой проблемой: дети не читают. Для них легче воспринимать информацию не через художественный образ, а через его визуальное изображение. Учителям-словесникам необходимо воспитание культурно грамотного человека, умеющего читать, рассуждать, дискутировать. И в данном случае на помощь приходит кино. Через кинообразы мы помогаем учащимся усваивать классические произведения.
Через кино на уроках литературы мы решаем следующие задачи:
- становление духовного мира ребенка;
- приобщение к систематическому чтению через увиденное на экране;
- воздействие на сознание учащихся через экранизацию; - слияние читательского и зрительского вкуса;
- формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами;
- развитие навыков экранного восприятия, нахождения общего и различного в литературном произведении и фильме.
Для выполнения этих задач в процессе активного внедрения кино в уроки литературы возможно следующее
1.Сделать более активным и направленным на восприятие критическое мышление школьников через язык видеообраз2.Создать условия для сохранения языкового богатства через повышение престижа экранизированной киноклассики.
3.Активизировать воздействие аудиовизуальных искусств на уроках литературы для создания у учащихся целостной картины образов, максимально приближенных к жизни через уникальность личностного восприятия у ребенка
Однако можно назвать и минусы воздействия кино на читателей:
- снижается техника чтения;
- недостаточно четко изучается стиль художественного произведения;
- нет авторской оценки поступков героев.
В 5–6-м классах мы начинаем новый этап, на котором дети знакомятся с экранизацией литературного произведения как одной из его интерпретаций. Мы сравниваем литературное произведение и его экранизацию в целом. При этом мы не анализируем кинофильм в деталях, не останавливаемся на актёрском воплощении образов персонажей, даже на позиции режиссёра. Наша задача — показать детям, что в основе экранизации — литературное произведение и сценарий, созданный на его основе, и что экранизация и её первоисточник порой значительно отличаются друг от друга.
В 5-м классе игровое кино обычно приходит на урок литературы вместе с литературной сказкой. Это может быть «Снежная королева» Г.К. Андерсена и Е.Л. Шварца, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Чёрная курица, или Подземные жители» А.Погорельского, «Золушка» Ш.Перро и Е.Л. Шварца, «Три Толстяка» Ю.К. Олеши и др. — в зависимости от круга чтения, предлагаемого программой и учебником. Все эти литературные сказки имеют киноверсии.
Покажем, как организуется читательская и зрительская деятельность на уроках литературы в 8-9,11 классах. Обращаюсь к фильмам в теме «А.С.Пушкин».
Рассказывая о биографии поэта, показываю фильм «Последняя дорога», он как иллюстрация помогает почувствовать дух эпохи и пережить смерть Пушкина. Так при изучении «Повести Белкина» А. С. Пушкина, в частности «Барышни-крестьянки», обращаемся к фильму «Барышня-крестьянка» (реж. А. Сахаров, 1995 г.). Особенность пушкинских прозаических образов персонажей: они, с одной стороны, целостны, а с другой – неконкретны. У Пушкина нет портретов – вместо них в редких случаях одна-две детали: «Ей было семнадцть лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо» – это о Лизе. Портреты заменяются перечислением основных качеств характера и привычек персонажей, причем зачастую качества не называются, а проявляются в поступках. Для неискушенного читателя досознание образа персонажа – занятие трудное: чем меньше опор в тексте, тем сильнее вероятность того, что образ останется схематичным, не обретет жизненной конкретики.
Фильм А. Сахарова «Барышня-крестьянка» поможет убедить читателей в том, что герои Пушкина не схемы, что каждая деталь текста – знак, который нельзя пропустить и который поможет читателю оживить мир повести.
Для того чтобы работа проходила более динамично, можно разделить класс на несколько групп. Каждая группа сравнивает средства создания образа одного из персонажей в повести и кинофильме
В настоящее время современные дети зачастую не умеют сопереживать, сочувствовать героям, а воспитывать ребенка – это прямая обязанность учителя-словесника. Так при просмотре фильма «Станционный смотритель» (реж. С. Соловьев, 1972 г ) обращаемся к эпизоду в финале: дочь Самсона Вырина, Дуня, плачет на могиле своего отца, понимая и оценивая свои ошибки. Мы видим в глазах детей сострадание, а подчас даже слезы. Таким образом, кино на современном этапе в большей степени, нежели слово, способно воздействовать на духовное воспитание школьников. После просмотра фильмов прошу написать рецензию, предварительно объясняя, что рецензия (от латинского - «рассмотрение») - один из жанров критики: газетный или журнальный отклик  на художественное произведение с целью его оценки и разбора. В рецензии характеризуется проблематика произведения, его художественные достоинства, его место в творчестве данного автора и его место в современном культурном процессе.
Предлагается следующий план рецензии:
Общие впечатления.
Режиссёрский замысел и соответствие авторскому замыслу.
Игра актёров:
а) самая удачная, на ваш взгляд, роль и почему;
б) самая неудачная, на ваш взгляд, роль и почему;
Музыка.
Операторская работа.
Самая сильная, на ваш взгляд, сцена.
Выводы, итоги, рекомендации зрителям, не видевшим картины.
Рецензии читаются вслух, дорабатываются , обсуждаются ( по желанию автора) и только после этого пишутся начисто и оцениваются.
Последнее обращение к экранизации на роках литературы в 9 классе - это тема «Н.В.Гоголь».
Фильм «Мёртвые души» состоит из четырёх серий. Посмотреть его целиком очень тяжело, поэтому смотрим его по частям, точнее смотрим эпизоды, помогающие дополнить разговор о помещиках и Чичикове. Обращаем внимание на роль деталей и роль вещей, победивших человеческую душу и «убивших» её.
Так как у большинства сейчас видеомагнитофоны есть дома, то желающим  посмотреть фильм  целиком даю его домой. А в качестве домашнего задания можно предложить написать отзыв к этому фильму .Анализ и интерпретация литературного эпизода
Роман, принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета, хотя различие художественного произведения с богословским очевидно. Одно из самых значимых отличий в том, что главным героем романа, написанного Мастером, - Понтий Пилат. Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого М. А.Булгакова и именно с его образом связано решение автором большинства проблем, таких как:
·  Что такое истина?
·  Человек и власть.
·  Внутренняя свобода и несвобода человека.
·  Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
·  Верность и предательство.
·  Милосердие и всепрощение и др.
Просмотр телеэпизода и сопоставление его с литературным первоисточником
Смотрим версию В. В.Бортко и решаем, удалось ли режиссеру и актерам найти художественные средства для создания атмосферы действия, воплощения характеров и жизненных позиций героев, а также раскрыть суть конфликта.
Предварительно задаем вопросы.
1.  Каким вы себе представляете Понтия Пилата? Как он изображен в фильме? Совпадают ли ваши представления с тем, как он представлен в фильме?
2.  Как характеризует себя сам Пилат в романе М. А.Булгакова? Есть ли эта характеристика в фильме? Почему?
3.  Как изображен Иешуа в романе? Как он представлен в фильме? В чем отличие
4  Как в романе Понтий Пилат пытается помочь Иешуа? Как он это делает в фильме?
5  Какие значимые детали исчезли в фильме?
После просмотра начинаем анализ телеэпизода с вопроса о том, что вообще осталось за его рамками, чем вызвано купирование и можно ли согласиться с решением режиссёра. Дальнейшее обсуждение проходит по указанным вопросам.
Сравнивая литературный и кинематографический тексты, школьники увидят не только необратимые потери, произошедшие при переводе с одного языка искусства на другой, но и поймут, что оказалось главным для режиссёра и как он это выразил на экране. Завершается работа отзывом о телеэпизоде или обо всех "ершалаимских главах" в их телеинтерпретации.
Как же прочитал эпизод В. В. Бортко? На первый взгляд он рассказывает нам ту же историю, что и Булгаков. Но конфликт, несмотря на стремление режиссёра к фабульной точности, лишился многозначности, сохранив только первый, самый поверхностный смысл: Иешуа высказался против власти кесаря, и поэтому римский прокуратор должен утвердить смертный приговор.
Отсутствие в тексте портретов Пилата и Иешуа даёт режиссёру большую свободу в воссоздании внешнего облика персонажей. Но свобода эта всё же ограничена имеющимися в тексте деталями и идеей романа, о чём, на мой взгляд, забывает В. В. Бортко.
При анализе «московских» глав уместным будет использование фрагментов экранизации В.Бортко. Первую главу романа можно сопоставить со сценой появления Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах в фильме. Это даст ученикам определенное представление о месте и времени действия. Также можно сравнить представление учеников о героях первой главы и иллюстрацию В.Ефименко к первой главе романа.
Следующий эпизод фильма, на который стоит обратить внимание, – это представление Воланда в Варьете (17) и соответствующая ему глава «Черная магия и ее разоблачение». Эта глава вызывает сложность в восприятии, поскольку все фантастические события, которые происходят в Варьете, ученикам трудно представить в действительности. После просмотра фрагмента можно сравнить представления учащихся с представлением режиссера. Спросить у ребят, таким ли они представляли себе сеанс черной магии в Варьете, увидели ли, что нового внес режиссер, заметили ли, что во фрагменте прозвучал 1935 год? Важно отметить, что в романе точного года нет. Режиссер фильма В.Бортко указывает на 1934, ссылаясь на то, что Маргарита приехала в Александроский сад (в главе «Маргарита») на троллейбусе, а они появились в Москве после 1934 года.
Один из самых значимых эпизодов романа – Великий бал у сатаны. Представить весь масштаб и все величие этого фрагмента ученикам очень сложно. Обратившись к сцене фильма (19) , учитель поможет учащимся вникнуть в суть происходящего и увидеть мир Воланда глазами режиссера, сопоставив со своим собственным представлением.
Работа с художественным фильмом в школе помогает учащимся познать законы киноискусства, поможет развитию образного мышления, открыв тем самым широкие горизонты прекрасного в искусстве и жизни.
Сейчас увидели экран почти все лучшие произведения мировой литературы.  Привлечения кино на уроки литературы: сопоставление двух произведений даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, может быть, для самостоятельного исследования. В процессе этого сопоставления крепнет эстетический вкус, формируется «своя точка зрения». Углубляется и расширяется круг литературных интересов, открываются большие возможностидля развития речи.
Взаимосвязь школьных предметов и различных видов искусств считаю главной целью в своей педагогической деятельности. Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята, ученики с низким уровнем мотивации пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор.Да, уроки, на которых встречаются разные школьные дисциплины и разные виды искусства требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Думаю, что содержание этих уроков существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к искусству, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.
Список использованных источников 
1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – 4 –е изд.- М.: Просвещение, 2003.
2. Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990. 2003. 3. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006 Литература.
4. М. А.Булгаков. Мастер и Маргарита. М.: «Милосердие», 1991.
5. Г. Лесскис, К. Атарова. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: «Радуга», 2007.
6. Т. Рыжкова. Как использовать кино на уроке литературы .
7. Т. Рыжкова. «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы.
8. Баженова Л. Чем фильм отличается от книги? // Искусство в шк. – 2004. – №2. – С. 81-87.
9. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. «Диалог с экраном». – Таллинн: Александра, 1994.
10. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Колокольцев Е.Н., Дановский А.В. и др.; Под ред. Колокольцева Е.Н. – М.: Просвещение, 1990.
11. Прессман Л.П. «Кинофильм-экранизация на уроках литературы» // Лит. в шк. – 1964. – №1.