Организация интеллектуально-творческой и исследовательской деятельности учащихся в МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
 
 
 
 
 
 



 
 
Тема: «Организация интеллектуально-творческой и исследовательской деятельности учащихся
в МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества»
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                 

Выполнил: Нафиков Амир Зуфарович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ»,
высшая квалификационная категория
 
 
 
 
 
 







г. Салават
 
Стратегическая цель образования в России ориентирована на ребёнка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального образования и воспитания учащихся, становление творческого потенциала человека, развитие личностных качеств исследователя, вовлечения школьников в исследовательскую деятельность. Юные исследователи  это потенциал современного российского общества.
Дополнительное образование детей сохраняет лучшие педагогические традиции - организацию разнообразных видов деятельности детей по интересам в сфере их свободного времени, развитие творческого потенциала детей, подростков и юношества. Дополнительное образование  синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Ребенок, проявляющий интерес к тому или иному виду деятельности, имеет возможность удовлетворить интерес к творческой и исследовательской деятельности, освоить разнообразные образовательные области. Проектная и исследовательская форма работы с учащимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы; выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований учащимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность учащимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Необходимо помнить, что главный результат этой работы  формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. В наш информационный век важно не просто усвоение готовых знаний, а умение получить их самостоятельно в ходе изучения окружающего нас мира. Всем известно, что знания, полученные путем собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, умозаключений как правила самые прочные. Реальную возможность самостоятельного получения знаний предоставляет организация участия детей в исследовательской деятельности.
Как показывает опыт, развитие исследовательской деятельности способствует решению многих образовательных задач: активизируется интерес к знаниям в рамках различных предметов; происходит обучение новым информационным технологиям; создаются предпосылки для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности и другие.
В Центре детского (юношеского) технического творчества есть все возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей:
-  нет жесткой привязки к базовым знаниям, сама задача передачи знаний возникает только в связи с выбором конкретной творческой деятельности;
- среди учащихся выявляются интеллектуальные и творчески активные, которые привлекаются к исследовательской деятельности, к творческим формам самовыражения, определяется, на какой этап обучения может записаться каждый воспитанник.
Наиболее актуальными проблемами в организации исследовательской деятельности, на мой взгляд, являются следующие:
- проблема мотивации исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся.
Решение данной проблемы возможно благодаря стимулированию наиболее эффективной и качественной работы педагогов. В основе мотивации исследовательской деятельности учащихся можно отметить как внешние, так и внутренние мотивы. Это и желание получить диплом, сертификат, приз для пополнения своего портфолио, так и интерес к той или иной области познания; личность педагога; желание и стремление совершить хотя бы небольшое открытие, удовлетворить потребность в познании окружающего мира.
- ещё одной актуальной проблемой считаю необходимость повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, повышение уровня информационной компетентности и исследовательской культуры, усовершенствование системы повышения квалификации педагогических работников.
Исходя из вышеизложенного, для решения данных проблем в своей методической деятельности ставим перед собой цель: развитие интеллектуально-творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

·      обобщение и внедрение в практику деятельности ЦД(Ю)ТТ научных исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов;

·   планирование и организация проведения, семинаров, конференций и т.д.;

·   планирование и организация работы проблемной группы по исследовательской деятельности;

·   организация интеллектуальных и исследовательских конкурсов для учащихся ЦД(Ю)ТТ и школ города;
Для решения поставленных задач были выбраны приоритетные направления деятельности:
- информационно-методическое сопровождение образовательного процесса;
- консультационно-методическая помощь;
- мотивационно-целевая деятельность;
- создание психологически комфортной обстановки, способствующей творческому взаимодействию педагогов, учащихся, родителей.
По намеченным направлениям деятельности определена организационная структура методической работы, разрабатываются пути решения поставленных задач, включающие в себя:
- повышение профессиональной компетентности педагогов, руководство работой проблемной группы «Организация исследовательской деятельности учащихся», проведение семинаров и консультаций для педагогов;
-  создание информационного методического фонда для педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью;
- деятельность координационной группы по интеллектуальному и исследовательскому направлению;
- организацию интеллектуальных и исследовательских конкурсов для учащихся.
Основными условиями успешного развития направления послужили такие факторы как:
- многолетний опыт исследовательской работы педагогов ЦД(Ю)ТТ;
- плодотворное сотрудничество заинтересованных педагогов в рамках координационного совета по исследовательской деятельности;
- поддержка и содействие администрации учреждения;
- активное участие педагогов ЦД(Ю)ТТ в исследовательской работе.
В ближайшее время необходимо основной целью поставить создание программы исследовательской работы, способствующей развитию направления и повышению качества образовательного процесса.