Инноватика в образовании и воспитании в условиях Дворца детского творчества Маленький принц


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей г. Хабаровска
«Дворец детского творчества «Маленький принц»

«Инноватика в образовании и воспитании
в условиях Дворца детского творчества «Маленький принц»
Автор: Зиновьева Надежда Викторовна,
методист МАУ ДОД ДДТ «Маленький принц»
Хабаровск - 2015
Современная система образования находится в поисках путей дальнейшего самосовершенствования. Модернизация и последующее развитие требуют новых подходов к оказываемым образовательным услугам каждого учреждения, в том числе и дополнительного образования детей. Нововведения в образовании и воспитании являются составной частью очень сложного и длительного процесса, на который влияют многие факторы, и существует диалектическая связь между предыдущими, сегодняшними и будущими изменениями.
Основным предназначением ФГОС является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, живущими в соответствии с идеалами демократии и правового государства, национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Диалектические изменения характерны и для инновационных процессов, реализуемых во Дворце детского творчества «Маленький принц» города Хабаровска. Проанализируем структуру применения современных технологий, используемых для реализации инновационного образовательного и воспитательного процесса во Дворце детского творчества «Маленький принц».
Применение современных технологий в повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и методической работе
Методическая деятельность Дворца детского творчества «Маленький принц» основана на реализации Программы развития, должностных инструкциях, локальных и нормативно-правовых документах.
Субъекты методической деятельности – педагоги, обладающие высоким уровнем профессионализма и соответствующей квалификацией.
Методическая работа ведется на муниципальном и краевом уровнях и востребована педагогами. Декомпозиция проблем по Программе развития нацелена на решение целей и задач методической работы. Для решения проблемы индивидуально-личностного сопровождения ребенка были определены следующие пути: педагогическая поддержка уникальности ребенка, создание гуманно-личностной среды и оптимизация личностно-ориентированного образовательно-воспитательного процесса и определилась цель развития методической работы: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагога.
Одним из важнейших развивающих условий было создание модели инновационного пространства Дворца на основе социокультурного взаимодействия с общественностью и расширение связей с образовательными учреждениями города, Центром развития образования, ХК ИРО. Используемые подходы к реализации методической работы Дворца: аксиологический, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, синергетический.
Приоритетные идеи:
гуманности, то есть признание ценности человека;
обновления ценностно-смыслового пространства в условиях преобразующей деятельности;
личностного роста субъектов в образовательной деятельности;
диалогичности – поиск компромиссных вариантов, акцент на том, что объединяет, а не разъединяет.
Особая педагогическая деятельность в условиях развития потребовала применения современных технологий в работе с педагогическим коллективом:
Технологии персонализации (введены А.В. Петровским), позволяющие свободно общаться, обретать возможность самобытно реализовываться и активно влиять на свое саморазвития, что проявляется в продуктивной деятельности педагогов.
Технологии сотрудничества направляются на создание высокого интеллектуального фона, прогнозирование условий, развивающих личность и ребенка, и педагога. Индивидуальный и дифференцированный подход реализуется с помощью технологии сотрудничества, на основе сотрудничества рождаются субъкт-субъектные отношения при создании гуманно-личностной среды и оптимизации личностно-ориентированного процесса.
Технология педагогической поддержки (О.С. Газман) активно осваивается педагогами Дворца. Технология поддержки реализуется нами как система деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка и является системообразующей технологией в обучении педагогов и обучающихся, а также в создании организационных условий взаимодействия с педагогами в процессе методической работы. Осуществляя тактику содействия, тактику помощи, тактику взаимодействия, инициируется разработка общеразвивающих программ, индивидуальных маршрутов одаренного ребенка, написания методических разработок, выступлений, публикаций педагогов.
Применение коммуникативных технологий является способом осуществления интерактивного взаимодействия в процессе обучения – применение интерактивной доски при проведении занятий, педагогических советов, заседаний методических объединений, коллективной и групповой работы и играют роль сбора дополнительной информации в условиях проблемного, проектного и эвристического обучения.
Кейс-технологии применяются для обобщения опыта работы педагогов. Эта технология также применяется для создания портфолио одаренного ребенка.
Технология «Педагогическая мастерская» (И.А. Мухина) применяется в процессе обучения детей, где педагог на занятии выступает в роли мастера, а дети и другие взрослые - в роли творца. Эта технология – в основе реализации наших проектов «Русь пасхальная», «Свет рождества», «Мой маленький принц», «Профессиональное партнерство». С помощью этой технологии формируется опыт «сотворчества» педагог-ребенок, и в результате совместной работы как результат заседаний городского объединения методистов и педагогов изобразительного искусства с приглашением преподавателей гуманитарного университета.
Результатом применения данной технологии стали совместные выставки работ педагогов изобразительного искусства и талантливых детей в гимназии № 5, центре детского развития «Родничок», Арт-подвальчике города Хабаровска.
Разновидностью технологии «Педагогическая мастерская» являются мастер-классы, проводимые и на заседаниях методических объединений, и на обучающихся семинарах в ХК ИРО.
Личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская) - главная технология в оптимизации образовательного процесса, где деятельность педагога охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество.
В работе с педагогами и детьми – это технологии уровневой дифференциации, КСО (коллективный способ обучения), как способ корпоративного обучения, при котором применяем методы коллективного обсуждения, самоконтроль и рефлексию, модульного обучения, технологии игрового моделирования.
Формы обучения – синтез методов и форм: тренинг, обсуждение с «открытыми» ответами, реклама собственных проектов.
Результат – умение занять активную позицию, проявлять настойчивость в поиске, отстаивать свою точку зрения, создавать Я-концепцию.
Технологии проектирования позволили создать и реализовывать 16 проектов по разным направлениям:
социально-культурная деятельность;
культуротворческая деятельность;
познавательно-досуговая деятельность;
волонтерская деятельность.
Все они нацелены на воспитание человека культуры и выполняют социально-культурную функцию в освоении ценностей, воспитательную функцию, так как обогащает мировоззрение, защитную функцию – психологическая защита ребенка от негативных влияний среды.
Проектная деятельность позволяет достигать результаты по уровням:
1-й уровень – приобретение социальных знаний, понимание социокультурной реальности.
2-й уровень – умение устанавливать гармоничные взаимоотношения с людьми, усвоение базовых ценностей, обогащение мировоззрения.
3-й уровень – приобретение собственного жизненного опыта и приобретение компетенций самоорганизаций, коммуникативности, умения оппонировать и самореализовываться.
В целом проектная деятельность создает территория взрослении, как среду для социальной и культурной адаптации детей, подростков и молодежи города, так как в реализации проектов ежегодно участвует свыше 1000 человек из разных учреждений города.
В рамках реализации проектов осуществляются механизмы поддержки и сопровождения индивидуальных маршрутов и программы воспитательной работы Дворца.
В контексте повышения уровня профессиональной компетентности проектирование как технология и способ педагогической деятельности позволяет педагогу увидеть горизонты «восхождения» к самому себе «лучшему», вычленить саморазвития как ценностный компонент своей деятельности (Л.Н. Куликова, О.И. Лапицкий).
Технологии критического мышления, ТРИЗ-технологии были изучены и опробованы посредством организации групповой работы на заседании городского объединения методистов. Результатом явилось обобщение опыта работы по этим технологиям на городском уровне.
Технологии конструирования образовательных маршрутов и обучающихся и педагогов. Результатом стала статья методиста Козловской В.Н. «Индивидуальный маршрут ребенка и педагога» в журнале «Дополнительное образование».
Структура инновационных процессов во Дворце детского творчества
Модель инновационной деятельности МАУ ДОД ДДТ «Маленький принц»:
«Педагог – ребенок – родитель» как ценностно-смысловая основа образовательногои воспитательного процесса
Исследование педагогических условий для индивидуально-личностного сопровождения ребенка

Инновационная
деятельность – исследовательская – опытно-экспериментальная работа
Психолого-педагогическое и научное
сопровождение Информационно-аналитическое сопровождение

Партнеры Поиск Лестница успеха

Мониторинг
Психологическая диагностика Сопровождение инновационных процессов Педагогическая диагностика
Вектор качественных изменений
Этапы инновационного образовательного процесса, реализуемые в МАУ ДОД ДДД «Маленький принц»:
Нормативно-правовое обеспечение экспериментальной деятельности:
Совместный план экспериментальной работы центра Дворец-Гимназия.
Положение о педагоге-исследователе.
Проектно-программное обеспечение инновационной деятельности:
апробация интеграционных направлений деятельности образовательного центра Дворец-Гимназия (совместный педагогический совет по теме «Создание гуманно-личностной среды для самореализации ребенка»);
модель методического обеспечения развития одаренных детей в пространстве Дворца детского творчества;
разработка и защита проекта «Одаренные дети». Участие в конкурсе проектов МАУ Центра развития образования;
методический конструктор индивидуально-ориентированного занятия;
индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка;
разработка портфолио на одаренных детей как разновидность применения кейс-технологий для успешной самореализации ребенка;
модель опытно-экспериментальной деятельности по теме «Разработка и апробация модели образовательного центра Дворец-Гимназия.
Направленность инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога:
обобщение передового педагогического опыта педагогов Кидина С.Ю. и Черепановой Г.И. краевым институтом развития образования по темам «Эмоциональное благополучие как фактор личностного роста и самореализации ребенка в условиях театра-студии «Алый парус»; «Педагогическая поддержка творческой активности ребенка в ИЗО-студии «Самоцветы»;
разработка программы музыкального сопровождения в хореографическом ансамбле «Задоринка» (автор Муравикова О.С.) и студии эстрадного вокала «Жемчужина» (автор Ермакова В.В.);
представление микроисследований педагогов по темам: «Обучение хореографии на основе уровневой дифференциации», «Хореография как фактор творческого развития детей», «Воспитательные возможности танца в развитии личности ребенка»;
участие и представление опыта работы на городском семинаре по работе с одаренными детьми;
участие в выставках «Образование-2012, 2013, 2014, 2015»;
городские методические объединения методистов и педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Участие педагогов в краевом конкурсе буклетов «Сердце отдаю детям».
Участие в методическом конкурсе краевого детского центра «Созвездие» по патриотическому воспитанию.
Проведение мастер-классов для слушателей курсов ХК ИРО и в рамках проекта «Содружество» на базе гимназии № 5 г. Хабаровска, в этническом центре «Русская деревня», а также для детей – гостей из Японии, Китая, КНДР и Южной Кореи.
Описание модели образовательного центра Дворец–Гимназия «Содружество»
Модель «Содружество» - это конкретная организационная система, обеспечивающая процессы развития в интегрированном пространстве «Дворец–Гимназия». Это пространство взаимодействия, где реализуются определённые интересы, вырабатывается «язык общения», где существуют определённые культурные «коды».
Характеристика Содружество
Концептуальные идеи модели и качественные
результаты В основе концепции – идея создания образовательного центра на основе гуманно–личностной среды для свободного развития, оптимизации личностно-ориентированного образования и педагогической поддержки уникальности каждого ребёнка. Образовательное пространство «Дворец–Гимназия» содержит совокупность ресурсов для развития личности ребёнка и ориентирует:
выбор решения об использовании свободного времени;
свободу и заинтересованность участия и представления результата в сотворческой деятельности;
«интенсивное проживание» различных ролей;
построение эффективного взаимодействия и диалоговых отношений.
Подходы в реализации модели
Креативно–поисковый подход направлен на профессиональное партнёрство, личностно–профессиональный рост и совместную продуктивную деятельность.
Синергетический подход – методологическая основа модели, где ведущие принципы:
- нелинейности развития и открытости системы;
- невозможности точного прогноза;
- резонансности в воздействии;
- учёта самоорганизации в развитии систем.
Компетентностный подход предполагает содействие в формировании ключевых компетенций обучающихся и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Направленность модели Интеграция воспитательных влияний на самоактуализацию субъектов сотрудничества.
МИССИЯ Созидание пространства духовной и содержательной консолидации детей, педагогов и родителей для развития творческой, компетентной, нравственной, свободной личности.
Задачи Создать современную открытую культурно–образовательную среду.
Обеспечить преемственность процессов обучения, воспитания, развития.
Технологии Личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская), уровневой дифференциации (С.И. Фирсов), саморазвития личности (Г.К. Селевко), педагогической потдержки (О.С. Газман, О.С. Поляков). Проектные и информационные технологии, прикладные технологии (творческие мастерские, мастер – классы, педагогические гостиные).
Качественные результаты
Разработаны:
Договор о сотрудничестве.
Положение о совместном конкурсе «Мои инновации».
Программа самообразования и исследовательской деятельности для педагогов Дворец–Гимназия.
Осуществлены и реализованы единые концептуальные идеи и проекты:
«Русь пасхальная», «Свет Рождества», «Маленький принц», «Новогодний дивертисмент».
Познавательная программа «Край родной Дальневосточный».
Творческая мастерская для педагогов.
Гостиные для педагогов и детей «Вечные истины», «Рихард Зорге», «А. Де-Сент Экзюпери».
Проведены совместные педагогические советы, конкуры педагогического мастерства.
Реализованы:
Программа «Школа вожатского мастерства».
Программа самовыражения ребёнка «Коллаж».
Программа саморазвития средствами педагогической поддержки в изобразительной деятельности «Самоцветы».
Апробированы интегрированные аспекты взаимодействия по научно – методическому обеспечению и инновационной деятельности.
Расширена сеть дополнительных образовательных услуг.
Итоги влияния инновационного подхода на качественные изменения в деятельности Дворца детского творчества «Маленький принц»
Изменения касаются:
Принципов, методов и технологий обновления содержания образования, написания авторских программ, оформление исследовательских работ и презентаций своего опыта.
Возникновения взаимосвязей между разными коллективами Дворца (студия эстрадного вокала «Жемчужина» - хореографический коллектив «Вдохновение» - студия моделирования и конструирования одежды «Модница» - хореографический коллектив «Задоринка»).
Организационной структуры жизнедеятельности Дворца.
Усиление влияния профессиональных изменений на качество дополнительного образования.
Позитивные изменения профессионально-важных качеств:
63% педагогов считают себя причастными к инновационной деятельности.
96% - подавляющее большинство педагогов отмечают, что имеют свое «лицо».
Мотивы участия педагогов в инновационной деятельности, следующие: внешние, ориентированные на развитие ребенка – 85%; внутренние, связанные с совершенствованием профессионального развития – 38%.
Изменения как потенциал позитивных тенденций:
Интерес к аналитико-диагностической работе проявляют 34% педагогов.
25% педагогов имеют возможность организовать творческую работу самостоятельно.
38% включались в обсуждение и представление результатов своей работы для педагогов Дворца, города, края (выступления, мастер-классы, публикации).
Результаты инновационной деятельности:
У большинства педагогов возник интерес к исследовательской деятельности (24%).
Появилась уверенность в представлении своего опыта (35%).
74% педагогов считают, что повысилась динамика достижений детей и наблюдаются позитивные изменения в детском коллективе.
Изменилась система взаимоотношений, преобладают диалоговые формы в общении с родителями и детьми.
У 70% педагогов сформирована установка на необходимость творческого решения педагогических проблем.
26% педагогов опубликовали описание своего опыта работы (СМИ, журнал «Дополнительное образование в крае», материалы для МАУ Центра развития образования г. Хабаровска).

Применение современных технологий в образовательной и воспитательной деятельности Дворца детского творчества «Маленький принц»
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Публичная презентация культурно-образовательного проекта «Содружество» на краевом семинаре по теме: «Интеграция основного и дополнительного образования». Выпуск сборника по разработке индивидуального маршрута и опубликование статьи «Друзья, прекрасен наш союз!..»
Организовано и проведено городское объединение методистов по теме: «Инновационный поиск форм, методов и видов методической деятельности».
Презентация работы городской секции «Педагог-исследователь» по теме: «Мониторинговые исследования личностного развития детей и педагогов».
Проведение исследовательской работы по теме: «Формирование профессиональной позиции педагогов».
Технология педагогических мастерских и технология персонализации - используются в реализации проекта «Профессиональное партнерство», на заседаниях методических объединений на муниципальном уровне (методисты и педагоги ИЗО и ДПИ), на уровне края – инновационная площадка как способ дессиминации педагогического опыта.
Технологии проектного обучения – используются в реализации проектов «Дар», «Я живу в России», «Права ребенка – шаг в будущее», «Мы вместе» и др.
Технология личностно-ориентированного обучения – используется в обновлении образовательных программ, летних профильных смен, организации образовательного процесса и реализации воспитательной системы Дворца, а также в обучении педагогического коллектива, и интегрируется эта технология с технологией педагогической поддержки, которая применяется по всем направлениям воспитательно-образовательной деятельности.
Технология уровневой дифференциации - используется в работе с разновозрастными коллективами детей: ансамбль «Вдохновение», «Техническая лаборатория «Ланзар», студия эстрадного вокала «Жемчужина», «Театр-студия «Алый парус».
Технология индивидуализации – реализуется через общеразвивающие программы в работе с младшими школьниками, а также в студиях «Малютка» и «Малышок». В других коллективах она интегрируется с технологиями личностного развития.
Технология адаптирующей педагогики – используется в младших группах детских коллективов: ансамбль «Фантазия», студия «Малютка», ИЗО-студия «Самоцветы».
Технология исследовательской деятельности используется в разработке опытно-экспериментальной темы «Формирование профессиональной позиции педагога».
Методы выбора, прогнозирования, поиска идей педагогических инноваций
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В процессе занятия педагогу или методисту регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
К активным методам обучения, наиболее применяемым в нашем учреждении, относятся:Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-stady) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Использование этих методов позволяет:
принимать ребёнка как автора собственной деятельности, направить его на уверенную самореализацию своих способностей;
понимать сущность развития личности в диалогическом взаимодействии, сочетании свободы и выбора в творческом сотрудничестве;
формировать готовность личности адаптироваться к новым условиям, регулировать собственные отношения, что полнее происходит в поливозможностном пространстве деятельности и общения.
Решая проблемы обучения и воспитания детей Дворца, создавались условия и развивающие возможности для осуществления инновационной деятельности педагогами:
Дворец является инновационной площадкой по диссеминации передового педагогического опыта. Высокий рейтинг научно-методических разработок подтвердил Диплом 1 степени Лауреата Национальной премии Всероссийского конкурса «Элита Российского образования» в номинации «Лучшему учреждению дополнительного образования по раскрытию потенциала личности учащихся–2013». Недавно наш Дворец стал Лауреатом конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей – 2015», проходившего в рамках II всероссийской конференции «Перспективы развития системы воспитания и дополнительного образования детей».
Организация личностно-ориентированного образовательного пространства во Дворце сопровождается методическими консультациями, помощью в разработке индивидуально-ориентированного анализа занятия и алгоритма его самоанализа. Главной чертой инновационного пространства является становление личностно-творческой концепции педагогов. Это проявляется в увеличении количества публикаций в СМИ и научно-методических журналах.
Педагогом-психологом Дворца введена новая форма предварительного консультирования родителей и их детей по электронной почте. Также была открыта страничка психолога на сайте Дворца с возможностью задавать интересующие родителей и детей вопросы в электронном виде.
Курс развития Дворца на управление качеством личностно-ориентированного образования, на позитивную динамику развития личности обучающегося, на профессиональную позицию педагога ориентирует педагогический коллектив на совершенствование работы по основной научно-методической проблеме «Совершенствование индивидуально-личностного сопровождения ребенка в образовательном пространстве Дворца». Тема этого учебного года - «Развитие гуманно-личностной среды для свободной реализации индивидуальных качеств ребенка». Выбор проблемы определяет и тему исследовательской работы - «Влияние инновационного подхода на управление качеством личностно-ориентированного дополнительного образования».
В связи с этим необходимо:
поддерживать в коллективах творческую атмосферу поиска эффективных методов и форм обучения, воспитания, самообразования, инноваций и стимулирования творчества педагогов и детей;
реализовывать социальную активность и инициативу детей через их творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие способностей и одаренности;
добиваться качества в реализации образовательных программ; внедрять в сознание педагогов понимание необходимости создания долгосрочных образовательных программ на весь период желания нахождения ребенка в детском коллективе;
заботиться о становлении личности ребенка и педагога-профессионала;
вести ребенка по ступеням восхождения к себе, лучшему, через интересующий его предмет в поисках жизненных ориентиров.
Основной акцент деятельности учреждения направлен на интеграцию основного и дополнительного образования, развитие гуманно-личностной среды для свободной реализации индивидуальных качеств ребенка, влияние инновационного подхода на управление качеством личностно-ориентированного дополнительного образования, позитивную динамику развития личности ребенка и профессиональной позиции педагога.
Поэтому основными направлениями деятельности Дворца на данном этапе следует считать:
Интеграция основного и дополнительного образования.
Влияние инновационного подхода на управление качеством личностно-ориентированного дополнительного образования.
Педагогическая поддержка творческих способностей и одаренности обучающихся в условиях образовательного пространства Дворца.
Создание условий для саморазвития и самообразования педагогов, активного включения в научно-исследовательскую деятельность, направленную на реализацию образовательных, методических и других проектов.
Повышение профессиональных компетенций педагогического коллектива для реализации инновационного подхода.
Задачи деятельности:
Активизация гражданского, патриотического, нравственного воспитания детей навстречу Юбилею Дворца.
Повышение профессиональных компетенций педагогов через систему непрерывного образования.
Активизация детского творчества через социальную, концертную, культурно-воспитательную деятельность.
Обеспечение компетентного подхода в работе с одаренными детьми.
Организация мониторинговых исследований интеграции основного и дополнительного образования.
Качественное наращивание новых возможностей на перспективу:
Осуществление научно–методической деятельности на основе обновлённых механизмов деятельности.
Реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей.
Совершенствование системы профессиональной ориентации подростков.
Развитие возможностей для индивидуально–личностного сопровождения одарённых детей.
Подготовка и издание собственных программно–проектных материалов. Диссеминация инновационного педагогического опыта.
Изучать и внедрять инновационный опыт образовательных учреждений на разных уровнях.
Расширять внешние связи Дворца с целью повышения его конкурентоспособности (в течение года).
Проведение конкурса методических материалов «Мои инновации» 1 раз в два года.
Подготовка материалов для обобщения опыта Дворца по теме «Интеграция основного и дополнительного образования».

Применение современных технологий и научно-методического сопровождения как результат выражается в следующих аспектах:
Размещены на сайте учреждения:
Программа развития «Созвездие» и Программа деятельности Дворца «Маленький принц», регулирующие направления и содержание инновационной деятельности.
Программа «Звездная дорожка» как концепция развития воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовые документы организации инновационной деятельности, стимулирующие применение современных технологий:
509430152374Положение об инновационной деятельности.
Положение об организации исследовательской работы.
Положение о присвоении статуса «педагог-исследователь».
Положение об экспериментальной лаборатории «Поиск».
Положение о конкурсе «Мои инновации».
Положение о конкурсе «Педагогическое достижение».
Проектно-программное обеспечение:
Экспериментальная и исследовательская деятельность педагогов.
Разработка и апробация модели «Содружество Дворец-Гимназия» как интеграция основного и дополнительного образования.
Проект методического сопровождения педагога «Профессиональное партнерство» в условиях развития Дворца.
Разработаны и утверждены 15 общеразвивающих программ дополнительного образования (июнь 2014 г., август 2015 г.), в работе приняли участие 15 педагогов.
Проектной группой в количестве 12 человек разработано 9 проектов, направленных на социализацию и создание культурно-развивающей среды.
Изменение профессионально-педагогических представлений о собственной педагогической деятельности и направленность на повышение профессиональной компетентности в области применения современных технологий.
Педагогическая поддержка детской одаренности во Дворце осуществляется на основе реализации программы «ДАР». В этом учебном году педагогами Дворца были проведены микроисследования по теме: «Инновационные формы и способы работы с одаренными детьми». Результаты этого исследования будут обобщены на методическом совете и опубликованы в брошюре к 80-летию Дворца.
Участие педагогов в информационно-методическом сопровождении:
выход на городской уровень трансляции педагогического опыта в рамках городской творческой лаборатории «Самоцветы»;
обновление содержания общеразвивающих программ, в том числе на длительные сроки обучения: программа по изобразительному искусству «Мастерская солнца» - 9 лет обучения; программа «Коллаж» и программа «Модница» - 5 лет обучения;
рост количества авторских программ дополнительного образования детей;
разработка программ по самообразованию с персональной индивидуальной темой исследовательской работы (30 педагогов);
участие в конкурсе «Мои инновации» в рамках Дворца «Маленький принц».
Информационный обмен опытом работы:
мастер-классы;
обобщение передового педагогического опыта;
обобщение опыта на краевом уровне.
Изданная методическая продукция на уровне Дворца:
«Самообразование как фактор профессионального роста педагога».
«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного образования».
«Педагогика успеха».
Материалы, представленные на конкурс:
Концепция и Программа развития «Созвездие» МАУ ДОД ДДД «Маленький принц», Программа деятельности, представленные на краевой, региональный и федеральный этапы III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей заняли первое место в краевом и региональном этапах.Программа «Мастерская солнца» педагога Черепановой Г.И., представленная на Всероссийский конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей – победитель краевого этапа и призер Всероссийского конкурса образовательных программ.
Повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов:
повышение количества педагогов, прошедших курсовую переподготовку в 2014 - 2015 учебном году – 17 педагогов с получением зачетов по темам курсов;
увеличение количества педагогов, принявших участие в семинарах, конференциях разных уровней с 8 человек (2010 год) до 27 человек (2011 - 2015 год).
О повышении профессиональной компетентности свидетельствует разработка модели «Содружество Дворец-Гимназия» как интеграция основного и дополнительного образования (авторы-разработчики: директор Дворца Шинкаренко Т.Г., заместитель директора по НМР Дуничева О.Н., методист Козловская В.Н.), которая была защищена методистом Козловской В.Н. на экспертном совете МАУ «Центр развития образования» (2013 год).
Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется. Нового содержания требует, например, наличие в учреждении дополнительного образования дошкольников. В стенах Дворца реализуются программы подготовки детей к школе: это студии раннего развития «Малышок» и «Малютка».
Обновлённое содержание образования необходимо также для подростков и старшеклассников: это деятельность по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закаливания, профессионального и жизненного самоопределения (летние смены «NonStop», «Театральная академия», «Школа вожатых» и др.). Большой интерес для системы дополнительного образования представляют дети с нарушениями здоровья, с отклоняющимся поведением, которые посещают наши студии, а также одарённые дети, часто выбирающие в будущем профессию по направлению своей студии. Это и архитекторы, и художники, и строители, преподаватели технических и гуманитарных ВУЗов нашего города, края, других городов страны; хореографы, солисты ансамбля «Дальний Восток», вокалисты и актеры театра и кино, режиссеры.
Обновление содержания дополнительного образования детей происходит во Дворце за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности.
В рамках решения проблем организационного характера особое внимание уделяется сотрудничеству Дворца детского творчества с гимназией №5, МОУ СОШ №12, 35, другими учреждениями дополнительного и дошкольного образования детей г. Хабаровска, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с социокультурной средой города.
Обновление содержания образования и воспитания требует также активного участия родителей в деятельности учреждения.
Участвуя в реализации наших проектов, учащиеся Дворца детского творчества «Маленький принц» учатся творчески действовать, чувствовать, развивать свои духовные силы, и применение современных инновационных технологий помогает им пробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, игровой, художественной, конструкторской, исследовательской, используя потенциалы нашего Дворца в естественнонаучной, технической, художественной, спортивно-физкультурной направленности программ МАУ ДОД ДДТ «Маленький принц».
Библиография
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. - 1984
Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность [Текст] / О. А. Бекетова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 1-2.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 341 с. - (Сердце отдаю детям). 2.      Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с. 4.
Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014.
Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003
Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. - 272с.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. - 2008
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. - 2009Конец формы