Методические материалы: Значение гитарной песни в воспитании детей и юношества в музыкальном объединении «Радуга» Дворца детского (юношеского) творчества г.Сарова


Царев Юрий Александрович,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ г.Сарова Нижегородской обл.
Методические материалы
ЗНАЧЕНИЕ ГИТАРНОЙ ПЕСНИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «РАДУГА»
ДВОРЦА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.САРОВА

Гитарная песня

Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту отечественной песенной культуры. Гитарная песня – это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных традиций.
Ребенок имеет право на творчество, на получение бесплатного дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прик-ладного. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому работа педагога должна обеспечить ему высокий (профессиональный) уровень освоения образовательной программы.
«Золотой фонд» любимых и широко известных песен неисчерпаем, но крайне низкий уровень, агрессивность молодежной культуры, пода-вление духовности и индивидуализация личности – все это несет угрозу для культуры общества в целом, стимулирует культ силы и чувство пре-восходства над теми, кто исповедует иные ценности. Увы, замечательные русские традиции самостоятельного музицирования в наше время уступили натиску видио- и аудиоиндустрии, даже взрослому человеку трудно разо-браться в современных так называемых «культурных ценностях».
Но что способно заменить человеческую радость собственного участия, проявления своих талантов, живого общения с музыкой? Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воз-действия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества.
Богатство песенного фонда ( народного, авторского, эстрадного) позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму.
Занятия в объединении для ребят – это, прежде всего, интеллектуаль-ная работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе.
В то же время творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскры-вающее индивидуальную самобытность каждого. Ребята умеющие играть на гитаре приобретают дополнительную возможность раскрыть, объяснить многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл. Творчество, упорство, стремление играть и петь хорошие, умные, красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Как следствие, становится естественным стрем-ление детей научиться играть на гитаре и петь под гитару, их увлеченность повышает их статус в школе, семье, во дворе.
Целью занятий в объединении «Радуга» является создание  условий для  развития творческих способностей детей, стремления к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на шести струнной гитаре.
Девиз педагога «Неспособных детей не бывает».
Порядок приглашения детей и подростков к участию в работе объединения.
Использование СМИ для информации детей и подростков о наборе в объединение.
Показ достижений воспитанников объединения в виде концертных программ, «творческих часов» для поступающих в объединение.
Личная встреча с каждым поступающим в объединение. Личная беседа о целях занятий, выявление уровня творческой подготовки.
Выявление личностных качеств: ребенок-коллективист, замкнутый ребенок, ребенок, имеющий признаки девиантного поведения и др.
Ознакомление с личностью ребенка или подростка заочно посредством получения информации в школе, семье.
Актуальность нашей программы заключается в том, что творчество детей – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрыть, объяснить многие ситуации,  которые имеют для них личностный смысл.
Программа объединения «Радуга» рассчитана на решение нескольких задач:
Воспитательных
Обучающих
Коммуникативных
Ценностных.
Программа занятий с детьми и подростками в объединении решает задачи воспитания у детей  интереса и любви к музыкальному искусству, эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни, развития эмоциональных и психофизических качества личности, образного мышления, слуха, ритма, голоса.

Фантазировать для ребенка также естественно, как и дышать. Не считайте фантазию ложью. Ложь всегда вырастает из страха и преследует какую-либо цель. Детские фантазии бескорыстны и раскрывают перед
взрослыми удивительный внутренний мир ребенка.
Обучающая программа предполагает:
Обучение игры на гитаре
Обучение вокалу
Воспитание чувства ритма
Развитие творческого начала самого ребенка в виде подбора аккордов, написание собственных стихов к музыке, наиболее способные учатся сочинять музыку.
Главные педагогические принципы обучения:
Единство процесса обучение-воспитание-развитие
«Музыка является самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» В.А. Сухомлинский
Социальное равенство участников творческого процесса.
Воспитание гуманного отношения членов объединения к детям-инвалидам, обучающимся вместе с ними в объединении. Наш лозунг: «Смотри на меня как на равного!»
Добиваться от членов объединения результатов, соответствующих их способностям (индивидуальный подход). Находить все возможности для предоставления детям с разными способностями принимать участие в отчетных мероприятиях (концерты, отдельные вступления, сопровождение).
Участие воспитанников объединения в мероприятиях уровня ДДТ, городских мероприятиях (инсценировки, концерты, спектакли, тематические мероприятия, посвященные красным датам календаря, выступления на открытых площадках) рассматривается руководителем как значимое поощрение.
Участие объединения в целом или отдельных ее участников в конкурсных мероприятиях – стимул для конкурсантов и всех воспитанников студии в направлении перехода на более высокую ступень творческого развития, рассматривается как элемент самопреодоления.
Учить ребенка тому, чего не делаешь сам, бессмысленно. Пожалуй, это самый главный принцип воспитания. Ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, учителей, а уж потом слушает их. Это как гроза: мы сначала видим молнию, а потом только слышим разрывы грома.
Показ педагога состоит из следующих видов творчества: обучающий показ, концертные выступления педагога, сочинение и исполнение авторских песен. Также навыки педагога по настройке и ремонту гитар являют собой пример компетентности и опыта педагога.
Весьма важен принцип подготовки совместных номеров педагога и воспитанника, что приносит ребенку чувство уверенности, поддержки, самоуважения, повышения самооценки. В отдельных случаях совместные выступления взрослого и ребенка снижают чувство боязни сцены и аудитории у участников объединения.
Коммуникативные навыки прививаются воспитанникам в процессе общения на занятиях по принципу педагог- воспитанник; в процессе общения членов объединения до и после занятий в режиме воспитанник – воспитанник; в процессе подготовки внутренних и концертных выступлений в режиме воспитанник-воспитанник-педагог-режиссер-звукорежиссер-костюмер –родители-зрители-друзья. Как видим, подготовка и участие в концертных выступлениях имеет полный спектр возможностей воспитания коммуникативных навыков между детьми, родителями и взрослыми, что способствует их правильной социализации.
В объединении удовлетворяются компенсаторные потребности подростков, вызванных желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере общения, коммуникации.
На занятиях в творческом объединении в большем объёме реализуется групповая форма обучения, которая  никоим образом не противоречит принципу индивидуализации, а, напротив, способствует личностному росту и развитию социальных навыков личности.
Воспитывая эстетические чувства, потребность в прекрасном, чувство коллективизма, помощи, соучастия студия отвлекает воспитанников с элементами девиантного поведения от улицы и вредных навыков.
Особо одаренные воспитанники имеют возможность продолжить свое образование на профессиональном уровне. Таким образом, объединение «Радуга» преследует цели начальной профессиональной подготовки.

Обучение в объединении – путь к воспитанию гражданской позиции.
Обучение в объединении имеет цель патриотического воспитания.
Все перечисленные в данной работе педагогические цели и методы способствуют духовному воспитанию.

Как показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры). Становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию), и побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, вокально-исполнительская деятельность детей в большой степени обеспечивают выполнение задач в их патриотическом воспитании. Беседы детей о текстах песен патриотического содержания, исполнение песен патриотической тематики, участие в мероприятиях патриотической направленности ( концерты, тематические вечера, спектакли, инсценировки и др.) воспитывают в детях и подростках патриотов своего Отечества.
Общий вывод: Обучение по общеразвивающей программе «Гитарная песня» в объединении «Радуга» ДДТ г.Сарова сводится не только к овладению инструментом и голосом, а нацелено на выработку у молодого человека высоких морально-эстетических качеств, на обеспечение общего личностного развития детей и подростков, не важно кем станет ребёнок в будущем: рабочим, инженером, учёным, депутатом, главное: чтобы он был хорошим человеком.

Гитара — как человеческая душа, передающая послание миру всего через шесть струн.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счасливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.» Платон