Конспект урока по литературе на тему «Загадка портрета» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») (9 класс).

Конспект урока по литературе в 9 классе
на тему:

«Загадка портрета»
(по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цели:
а) образовательные:
Завершить прочтение и анализ романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
проанализировать личность и взгляды Печорина и сопоставить их с другими действующими лицами романа;
б) развивающие:
развивать эстетический вкус учащихся;
в) воспитательные:
способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.
Оборудование: задания для групп (см. Приложение)

Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация Опорных Знаний

Эпиграф:

«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому,
что рассказал в «Герое нашего времени»,
высказано в портрете Печорина».
А. М. Марченко «Столетия не сотрут».
1. Вступительное слово учителя.
Наш урок посвящен знакомству с портретом главного героя романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» Г. А. Печорина. В центре нашего внимания – портрет героя.
Портрет героя является одним из самых распространенных приемов создания художественного образа в литературе.
- Дайте определение портрету.
(портрет – это описание внешнего облика персонажа)
-Давайте вспомним портреты литературных персонажей:
Блиц-опрос «Угадай»:
1. Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан (Ольга)

2. Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой. (Татьяна)

3. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Необыкновеннее всего были глаза. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета
(старик из повести Гоголя «Портрет»)

Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. (Бирюк)
Он был, казалось, лет шести;
как серна гор, пуглив и дик
и слаб и гибок, как тростник
(Мцыри)
Этап определения целей и задач урока
В центре внимания нашего урока – портрет Григория Александровича Печорина. И тема урока «Загадка портрета».
Сформулируйте цели и задачи нашего урока.
- познакомиться с портретом главного героя;
- понять, почему Лермонтову важно обратить внимание читателей на портрет героя;
- выяснить, в чем заключается загадка портрета Печорина, выяснить особенности внешнего облика героя;
-прийти к пониманию того, что психологический портрет Печорина – зеркало его души.
3. Работа с эпиграфом к уроку.
«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина». А Марченко
- Определите главное предложение в этом предложении
(все высказано в портрете Печорина)
Итак, все высказано в портрете.
- Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя?
(В портрете героя автор выражает особенности характера. Портрет – ключ к разгадке характера героя. Это зеркало его души)
III. Изложение нового материала.

Сообщение учащегося о Лафатере.
В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.
- Кстати, в произведениях Лермонтова имя Лафатера упоминается очень часто.
- Какой вывод вы сделаете из данного сообщения?
(Для Лермонтова важно уже в портрете героя отметить особенности характера. Портрет героя – ключ к пониманию характера, его внутреннего мира).
Групповая работа по анализу портрета героя
Задания для групп:
найти противоречия и странности в портрете Печорина;
найти указание на социальное происхождение героя;
найти черты романтического героя в облике Печорина. Зачем Лермонтов наделяет своего героя романтическими чертами?
найти авторское отношение к своему герою.
Итоги работы представить в таблице.
Странности и противоречия в портрете
Социальное в портрете
Черты романтического героя в портрете героя
Авторское отношение к герою
Описание глаз Печорина
Описание улыбки














IV. Закрепление изученного материала
Презентация итогов групповой работы

Странности и противоречия
Социальное в портрете
Романтические черты
Авторское отношение к герою

Тело стройное, крепкое – нервическая слабость;
Чистое белье – пыльный сюртучок;
Глаза не смеялись, когда он смеялся;
Светлые волосы – черные усы;
Возраст юноши – детское в улыбке.
Обилие неопределенных слов-местоимений: что-то, какой-то
Маленькая аристократическая ручка
Породистость
Чистое белье

Волосы, вьющиеся от природы
Бледные пальцы
Бледный, благородный лоб.
Вывод: романтическое одиночество сильной, мятежной личности
Ироническое: он сидит, как Бальзакова кокетка 30лет;
Чистое белье – признак порядочного человека.


Вопросы и обсуждение итогов работы.
- Как вы понимаете эпитет детская улыбка? (выводы индивид. работы)
(может, этим эпитетом автор определяет отношение Печорина к другим людям?)
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
Выводы формулирует учащийся каждой группы. Запись выводов в тетради.
( Лермонтов показывает нам портрет молодого офицера. Портрет полон загадок, противоречий, странностей. В них – весь Печорин)
Согласно мнению литературоведа Марченко, в портрете героя высказано все. Что это за герой? Каков его внутренний мир? Каков образ мыслей?
Этот портрет вызывает интерес читателей к герою, побуждает разгадать героя.
VI. Домашнее Задание.
Ю. Айхенвальд, исследователь творчества Лермонтова, писал: «Безлюбовный, т.е. мертвый. Приносящий страдания всем, кто с ним соприкоснется» Как вы понимаете эти строки?
Разгадана ли личность Печорина? Письменно ответьте на этот вопрос.


























Приложение
Задания для группы №1
1. Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в данном портрете странности и противоречия .
3. Сделайте вывод: почему Лермонтов преподносит читателю такой противоречивый портрет?
Задания для группы №2
Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
Найдите в портрете указания на социальное происхождение героя.
Почему это указание важно для Лермонтова?
Задания для группы №3
1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в портрете черты романтического героя.
3. С какой целью Лермонтов создает портрет романтического героя?
V
Задания для группы №4
1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в данном описании отношение автора к своему герою.

Задание для индивидуальной работы
1.Проанализируйте 2 абзац портретного описания Печорина
2.Почему Лермонтов обращает внимание на глаза героя?
Задание для индивидуальной работы
Найдите описание улыбки Печорина.
Какой смысл вкладывает Лермонтов в эпитет «детская улыбка»? Проанализируйте слово «детский»