РОМАН ЛЕРМОНТОВА«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.


РОМАН ЛЕРМОНТОВА«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. «БЭЛА»
Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, отвечал он, у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

2. «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 12-й глав подчеркивают его положительные качества?

3. «ТАМАНЬ
Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов«Я



насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

4. «КНЯЖНА МЕРИ»

Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

5. «ФАТАЛИСТ»
Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?