Конспект по русской литературе «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»»


Литература, 10 класс
Тема урока: Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина.
Цели:
познакомить учащихся с историей создания романа, способствовать глубокому пониманию его;
формировать умение определять роль композиции и её отдельных элементов в раскрытии характеров персонажей; развивать умения комментирования, анализа отрывков, выразительного чтения;
воспитывать культуру чтения.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, тексты произведения, учебник, слайдовые презентации, фрагменты к/ф «Бела», «Из пламя и света».
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания ( в группах).
- опрос стихотворения «Выхожу один я на дорогу» - в парах;
- литературный диктант;
- индивидуальное задание: выписать ( на доске) примеры изобразительно-выразительных средств из стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
Новая тема.
Запись темы урока в тетради.
- Установите, чем мы будем заниматься на уроке.
Сообщение первого учащегося ( опережающее задание).
- Предварительный вопрос классу: Выписать названия литературных жанров, которые прозвучат в сообщении.
Проверка задания: объяснить литературные термины
психологический
Роман «ГНВ»социальный
философский.
Слово учителя.
Современники Лермонтова читали писателя по-другому, ведь для них это была не классика, а просто новая литература.
Николай Первый знал, что его жена увлекается Лермонтовым, и, прочитав первую часть, остался доволен, т.к. решил, что ГНВ — Максим Максимыч. После прочтения второй части он пришёл в дикую ярость, написал возмущённое письмо, которое заканчивалось словами: «Счастливого пути, господин Лермонтов!» Это означало: отправляйтесь на Кавказ.
Современные Лермонтову читатели сопоставляли его роман с книгами, которые выходили в то время. И здесь нельзя не отметить влияние традиций европейской прозы, в первую очередь Альфреда де Мюссе и его романа «Исповедь сына века», а также прозы русской, где в моде были темы: любовь между европейпем и дикаркой ( «Бела»), светская повесть ( «Княжна Мери»), фантастическая повесть ( «Фаталист»).
В ГНВ действительно прослеживается социально-ппсихологический подход к реальности, и М.Ю.Лермонтов является основоположником психологического реализма в русской литературе. Он даёт начало новой литературной традиции, которую в дальнйшем разовьют Тургенев, Толстой.Именно после ГНВ в русской литературе открывается новая эпоха: на первый план выходит проза, жанр романа, а лирика постепенно отходит на второй план.
Сообщение второго учащегося ( опережающее задание) «Композиция романа».
- Продиктуй, пожалуйста, какие особенности надо было записать.
Запись в тетрадь особенностей композиции:
5 повестей, объединенных в единое целое;
нарушение хронологической последовательности изложения.
Слово учителя.
В композиции частей романа Лермонтов оригинален. Здесь присутствует особая художественная логика. И только «Фаталиста» можно было разместить в конце романа, потому что именно здесь содержится ключ к разгадке образа Печорина: соединение в нём несоединимого: уверенность, что судьбе нельзя противоречить, - и попытки героя противостоять событиям, зная, что всё бессмысленно.
«Хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь» - вот позиция героя.
4. Домашнее задание.
Разные источники по-разному устанавливают хронологическую последовательность повестей в романе. Кто прав, мы с вами установим, прочитав внимательно произведение. Запишем д/з:

прочитать учебник, стр.174-175, перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», отметить цитаты к образу Печорина.
Продолжение работы по теме урока.
Есть ещё одна особенность композиции романа. Попробуйте определить её, просмотрев данные фрагменты к/ф «Бела». Обратите внимание на рассказчиков.к/ф «Бэла»
Назовите эту особенность. ( В тетрадь дописать — смена рассказчиков, повествователей ). Почему это происходит?
Слово учителя.
Лермонтов в своём произведении создаёт сложную систему, сочетая разных рассказчиков, разных свидетелей, которые описывают события. Это Максим Максимыч, простодушный пожилой военный, который любит Печорина и видит больше, чем Печорин; это проезжий офицер-повествователь: в его рассказе Печорин предстаёт в двойном пересказе, именно он пишет предисловие к «Журналу Печорина», откуда мы узнаём о смерти главного героя; в «Журнале Печорина» сам главный герой описывает себя. Лермонтов, применяя такую композицию, нам как бы говорит, что увидеть главное может только сторонний наблюдатель.
5. Работа над содержанием предисловия. Смысл названия романа.
- Подобрать ассоциации к слову «герой» ( на доске)
- Назвать лексическое значение этого слова ( можно использовать Интернет через мобильные телефоны). Слайд № -лекс.значение - Как вы думаете, можно ли по названию романа определить, о чём он?
- Прочитайте Предисловие и скажите, в каком значении употреблено слово «герой» в названии романа?
- Просмотрите фрагмент к/ф «Из пламя и света» и прочитайте строчки из Предисловия, которые он иллюстрирует.
Работа в группах.
1группа: выделить основные мысли Предисловия, составить план Предисловия, проиллюстрировать цитатами;
2 группа: восстановить, если нарушена, последовательность изложения Предисловия в предложенном плане;выписать текстуальные синонимы к слову «герой»; подумать.
Проверка работы.
6. Рефлексия.
Вопросы от групп по теме урока
7. Итог урока. Оценки, выставленные в группах.
- Все ли согласны с выставленными оценками?
Как воспринимали роман «Герой нашего времени» современники, мы сегодня узнали. Как воспринимаете этот роман вы, покажут ваши сочинения, которые будут итогом работы по изучению творчества М.Ю.Лермонтова.
Дополнительные вопросы:
Какой смысл вложил Лермонтов в название романа? ( яркий представитель своего поколения, своего времени со всеми пороками и недостатками).
Каковы особенности композиции?
Почему Лермонтов именно так расположил повести в романе?
Ответить на вопросы учебника, стр.175.