Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Осенние мотивы»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 г. Выборг
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
ТЕМА: «Осенние мотивы»
Автор:
воспитатель МБДОУ детский сад №32
Соломина Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 г. Выборг
Группа: старшая
Образовательная область «Художественно-эстетическая», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
ТЕМА: «Осенние мотивы»
ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
-побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т.д.);
Развивающие задачи:
Развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;
- продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
- воспитывать умение планировать свою работу.Пространственно-временной ресурс: дети сидят на ковре, работают подгруппами за столами; длительность - 25 мин.
Материал и оборудование: телеграмма, карта мира, композиция из альбома П.И. Чайковского «Времена года», загадки, заклички, считалки
Ход занятия:
Конструкт совместной деятельности Содержание деятельности Условия, средства
I. Вводная
Цель: создание эмоционального настроения и мотивации.
«Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Африке. Дети читают текст:
«Мы получили в подарок книгу «Русское народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень».
- Ребята, а какая погода характерна для Африки?
- Бывает ли в Африке такая осень как у нас?
- Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?
- А что у нас происходит осенью с растениями?
- Давайте вспомним, какая осень была в этом году: сентябрь – солнечно, тепло, урожай яблок, рябины, грибов;
октябрь – золотая осень, «лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный..», листопад;
ноябрь – птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче – ночь длиннее, заморозки и выпадение снега – предзимье.
Воспитатель помогает детям найти на карте Африку и Россию и сравнить климат этих двух стран.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
II. Основная
Цель: постановка проблемы, обсуждение проблемы, выполнение работы 1.«Как познакомить детей жаркой Африки с нашей осенью?»
2.Обсуждение проблемы.
Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.
Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кому их посылают).
- Как мы передадим образ осени?
- Можно создать портреты-коллажи каждого периода осени.
4. Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать.
5. Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изо деятельность.
6. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентирование особенностей).
Детские высказывания записываются на диктофон.
7. – Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание. (лист липы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклички).
- Дети обратите внимание на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый – начало осени, желтый – середину, светло-коричневый – конец.
В качестве разминки детям предлагается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.
Дети сочиняют разные стихи, загадки (в зависимости от вытянутого фанта), педагог записывает их на листках и крепит на коллажах.
Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского «Времена года»
III. Заключительная
Цель: подведение итогов, закрепление пройденного. - Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?
- Песня о России (по выбору детей). Исполнение песни записывается на диктофон.
- Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Африки? Почему?
Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Африки понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.
Вместе с воспитателем определяют пути реализации поставленной проблемы:
- зимние коллажи;
-сочинение зимней сказки;
- постановка спектакля и запись его на видео.
Дети исполняют песню.