Конспект образовательной деятельности по этно-культурному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дружный народ Оренбуржья »


Конспект образовательной деятельности по этно-культурному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Дружный народ Оренбуржья »
Цель: Расширение знаний детей о народах, проживающих в Оренбургской области.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Оренбуржье. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за свой край, поддерживать интерес к истории и культуре Оренбургского края
Словарная работа: Родина, Оренбургский край, россияне, жители Оренбургского края, тюбетейка, калфак, куйлак,такия, чак-чак, костобэ.
Оборудование: Карта Оренбургской области, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов Оренбуржья, аудиозаписи национальных песен народов, проживающих на территории Оренбургского края.
Предварительная работа: чтение сказок народов Оренбуржья, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок.  Прослушивание песен разных народов. Конкурс национальных блюд с родителями, где были представлены национальные блюда татар, русских, казахов, башкир.
Ход занятия: Дети вместе с родителями в национальных костюмах накрывают чайный стол. Звучит в аудиозаписи песня об Оренбургском крае «Оренбуржье» (слова Н.Ореховская, музыка С.К.ВолошинаЯ живу, где бескрайние степи,Где когда- то была целина.Низко в пояс тебе поклонюсь я,Оренбургская наша земля.На полях колосится пшеница,Сказку шепчут во сне ковыли.В моей памяти с самого детстваНежный вкус родниковой воды.Никогда не забыть нам те годы,Что охвачены были войной,И за Родину, за ОренбуржьеЗемляки шли решительно в бой.От того, что мы разных религий,Дружба станет лишь только сильней.Нас связало на век Оренбуржье,А оно часть России моей.Путь нам солнце всегда освещает,Перезвон колокольный  идёт.Всё, что предки  всем нам завещали,Свято чтит оренбургский народ.Всем гостям непременно мы рады,Ну а если степной ветерок,Вам с любовью на плечи накинемОренбургский пуховый платок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.(читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».                    На карте мира не найдёшь
                    Тот дом, в котором ты живёшь.
                    И даже улицы родной
                    Ты не найдёшь на карте той,
                    Но мы всегда с тобой найдём
                    Свою страну, наш общий дом.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна? Как называется наша область?
Дети: Россия, Оренбургская область.
Рассматривание карты Оренбургской области.
Воспитатель: Наш Оренбургский край сильный и красивый. Это не только леса, поля, реки и города. Это прежде всего люди, которые в нем живут. Наша область многонациональна,  сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
Дети: это праздники, игры
Воспитатель: Правильно, это народные праздники, традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха
Воспитатель: А у татарского народа есть праздник посвященный  окончанию посевных работ. Как он называется?
Дети: Сабантуй
Воспитатель: А чем славится татарский народ?
Дети: Гостеприимством, чаепитием.
Воспитатель: У каждого народа есть также свои сказки и игры. И сейчас мы поиграем в татарскую национальную игру « Тюбетейка»
Физминутка: Звучит татарская музыка, дети играют в игру.
Воспитатель: У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
Дети: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.
Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарскомнациональном костюме?
Дети: На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.
Воспитатель: А вот национальная одежда казахов.
Повседневной мужской одеждой казахов была традиционная рубаха - куйлак,
Другой принадлежностью мужского костюма были штаны . Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали  золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка Традиционная одежда женщин казашек - это костюм, который состоит из платья с оборками, жилетка расшита и украшена мехом, на голове шапочка « такия», украшена перьями совы – это оберег, защита. Какие блюда казахской кухни вы знаете? Инструменты? Казахи издавна жили по соседству с Оренбургской области и в Оренбуржье .
Воспитатель: а сейчас мы поиграем в игру «Угадай, чей костюм»
Воспитатель: Вы уже знаете где мы с вами живем?
Дети: Оренбургской области.
Воспитатель: А какие коренные жители населяют наш округ?
Дети: русские. Казахи, татары?
Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.
Воспитатель: Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете?
Дети:Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда
Воспитатель: Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.
Рассматривание изделий народных промыслов
Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?
Дети: блины
Воспитатель: Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо казахов – беш-бармак.
Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе в нашей группе прошел «Конкурс национальных блюд»  Давайте вспомним, люди каких национальностей приходили к нам в гости. Какое угощение вам понравилось?
Дети: Русские, татары, казахи, башкиры.
Воспитатель: Какое угощение вам понравилось?
Дети: Блины, костобэ, чак-чак, мед.
Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.
Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.Физминутка: Звучит музыка, дети играют в игру «Вот так народы подружились»
Чаепитие.