Образовательная деятельность по приобщению детей старшего возраста к истокам русской народной культуры. Тема: Светлая Пасха


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»с приоритетным осуществлением
художественно - эстетического развития
Образовательная деятельность
по приобщению детей к истокам русского народного творчества
в старшей группе «Цветик – семицветик»
«Светлая Пасха»
-1714579375


Разработала:
Воспитатель –
Ларина Людмила Ивановна
-83820160020
Г.Шарыпово, п. Дубинино2014 – 2015 учебный год.
ЦЕЛЬ: приобщение детей старшей группы к истокам русского народного творчества.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
обогатить знания детей о весенних праздниках Руси, конкретизировать представления о главном христианском празднике Пасхе.
активизировать словарь детей новыми словами: «Пасха», «писанки», «кулич» .осуществлять эстетическое - нравственное воспитание разными видами художественно – творческой деятельности: музыка, рисование, художественная литература;
учить рисовать на объемной форме;
закрепить представления о весенних явлениях природы в месяце марте и апреле;
Развивающие:
развивать интерес к народному искусству;
развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность;
развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
Зажечь искорку любви и интереса к жизни, истории и культуре России;
воспитывать любовь к истории своего народа;
воспитывать способность сопереживать героям;
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, социализация, музыка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карты - помощницы;
выставка яиц - писанок;
формы для декоративной росписи (яйца);
палитра с различными красками, по количеству детей, кисти банки с водой, салфетки по количеству детей.
птица за окном с весточкой;
корзина для яиц;
костюмы Деда, Бабки, Курочки, барашек.
печь, лавки, стол, на столе различная утварь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание «писанок»;
знакомство с краткой историей праздника Пасхи;
рассматривание иллюстраций по теме;
чтение отрывков из книги «Закон Божий для самых маленьких», «Библия для детей»;
разучивание стихов о Пасхе, весенних хороводов;
разучивание русских народных игр;
разучивание русских народных пословиц и поговорок, сказок и т.д.;
художественно – творческая деятельность детей;
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Т. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Н. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
«Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников под общей редакцией Т. Оверчук.
О. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»
Дошкольная педагогика/ неделя народной игры и игрушки в детском саду. О.Полищук
«Внедрение музейной педагогики в ДОУ»
«Закон божий для самых маленьких».

ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущая
Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла….. (ответы детей)
Ведущая: Ребята, давайте вспомним, как называется первый месяц весны? (Слайд с изображением проталин и капели)
Ведущая: Ребята, а кто вспомнит, как раньше называли март? (протальник, капельник).
(Слайд с изображением проталин с появившейся травкой и ярким солнцем.)
Ведущая: А какой месяц должен землю разбудить и обогреть (апрель)
(Слайд с изображением ветки с набухшими почками и рекой с льдинами)
Ведущая: А кто знает, как апрель называли в старину? (водогон, березняк)
Ведущая: Ребята, а что еще в народе говорили про апрель. (Апрельские ручьи землю будят. В апреле лес звенит от птичьих хоров. Апрель – первоцвет, месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума)(Слайд с изображением первых цветов подснежников).
Ведущая: Ребята, а какие цветы расцветают весной первыми? (подснежники)

Ведущая Молодцы, много знаете, а знаете ли вы, какие птицы первыми приносят нам весточку о весне? (грачи, жаворонки, скворцы).
В окно с улицы стучится птица, она принесла весточку, воспитатель открывает окно, забирает весточку и читает ее.
Ведущая: Ребята, нас с вами приглашает хозяйка русской избы на один из праздников весны, какой не сказано. Давайте вспомним, какие же праздники отмечают на Руси весной: благовещенье, Вербное воскресенье.
Ведущая:
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних Из полуденных краев.
Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели: «Пасха в гости к нам пришла!»
«Пасха» музыкальная открытка.
Ведущая: Слово «Пасха» означает переход от смерти к жизни, от Земли к Небу.
Когда-то очень давно злые люди предали Христа, убили его. Но он победил смерть, воскрес. Поэтому Пасху ещё называют Воскресением Христовым.
В Великий праздник Воскресенье
Воистину пришло спасение,
Чтоб на земле царили вновь
Надежда, Вера и Любовь!

Хозяйка:
В эту светлую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать.
Что это за праздник Пасха, ребята?
Кто его праздновал и празднует?
Что является символом Пасхи?
Яйцо – символ возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца как источника жизни на земле. На Пасху яичками можно обмениваться, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим.
В Пасху и пасхальную неделю во всех церквях звонили колокола, и называлась эта неделя «Звонница». Над городами и деревнями стоял весёлый радостный перезвон…..(слушание аудиозаписи «Пасхальные звоны»).
Ведущая: Раньше, в старину, у крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, люди выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая. На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой дождь – добрая рожь.
Хоровод: «К нам весна пришла» (дети садятся на скамейки)
Бабушка: Здравствуйте, честной народ!
А нас веселье не берет!
Хозяйка: Что же так вас огорчило?
Иль у вас беда случилась?
Бабушка: (причитает):
Пропала курочка моя?
Конопаточка моя?
Как же ее отыскать?
Как Пасху без нее встречать?
Кто яички нам снесет,
Чтобы угостить народ?
Дед: Тише, бабка, успокойся!
Рано горе горевать!
Посмотри, ребят здесь сколько-
На помощь нужно их позвать!
Хозяйка: Расскажите, почему курочка пропала?
Может курочка в беду, дедушка, попала?
Дед: Ой, не знаю я!
По тропинке в лес ушла,
Вот такие-то дела!
Больше милую Хохлатку
Не видали мы, Ребятки!
Хозяйка: Не плачьте, бабушка!
Не кручинься, дедушка!
С детками мы в лес пойдем,
Вашу курочку найдем!
А вы чай разогревайте,
С куличами нас встречайте! (Дед и бабка садятся.)
Хозяйка Что ж, ребята!
В путь пойдем,
Дедушке и бабушке
Курочку вернем!
Танец - хоровод: «Мы на луг ходили»:
Хозяйка:Здравствуйте, барашки луговые!
Здравствуйте, ребята озорные!
Нам сказали, что курочка у вас отдыхает
И друзей своих поджидает.
1 барашек: Курочка у нас на лужочке.
Там она сидит на пенечке!
2 барашек: Вы ее к себе позовите
И ее беде помогите!
Дети зовут курочку к себе. Курочка выходит на середину.
Курочка: Здравствуйте, веселые ребятки!
Помогите Курочке –хохлатке!
Хозяйка: Почему же ты от бабушки ушла?
Ведь сегодня в гости Пасха к нам пришла!
Курочка: У меня беда случилась!
Расписное – то яичко, которое я снесла –
Разбилось!
Кто поможет мне яички расписать,
Чтобы бабушке и дедушке отдать?
Хозяйка: Курочка – хохлатка, не переживай!
Мы беде твоей поможем –
Разрисуем мы яички, мы сможем!
Отнесешь ты их бабушке, деду
И поспеешь как раз к обеду!
Курочка: Ох! А где же яички мои (заглядывает в корзину)
Помогите мне их найти
Только вижу корзину одну (в корзине схемы – подсказки)

Проводится игра «Найди яички» (дети находят корзину с яйцами)
Продуктивная деятельность: роспись яиц – писанок.
Курочка раздает детям по яичку и они фломастерами расписывают их разными узорами. Расписанные яички складывают курочке в корзинку.
Курочка: Вот, спасибо! Выручили, ребятки!
Помогли вы Курочке-хохлатке!

Бабка: Здравствуйте, наши дорогие!
А мы уж вас заждались!
И Курочка с вами – вот радость – то!
Знать и Пасху вместе встретим!
Курочка: А ты посмотри, бабушка, как красиво ребята расписали яички к празднику!
Дед: Ай, да детки! Ай, да молодцы! Не яички – просто чудо!
Бабка: Вот, спасибо от души! Все яички хороши!
В этот долгожданный час
Поиграем мы сейчас!
Ведущая: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад, катался на каруселях, играли в народные игры, водили хороводы, пели песни.
Ведущая проводит игры с яичками:
«У кого дольше всех крутится яичко».
«Найди себе пару». (Нужно найти яичко раскрашенное таким же цветом)
Бабка: Наигрались от души! Все ребята хороши!
Дед: Все мы Пасху здесь встречаем
И гостей мы забавляем!
Баба: Говорим: «Спасибо!» вам.
Очень рады мы гостям!
Дед: Спасибо, что курочку нашу нашли
И снова домой ее привели!
Курочка: А яички пасхальные вы с собой возьмите!
Чтобы в доме вашем был достаток и счастье!
Спасибо, детушки!
Хозяйка: Ой, ребята! Чуть не забыли!
Хозяйка и бабка выносят куличи.
Хозяйка: Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла!
С Пасхой всех я поздравляю,
Куличем вас угощаю!
Яйцами обменяйтесь
И душою очищайтесь!
Дед и Бабка: Хозяйку потешьте,
Куличей поешьте!
Дети говорят спасибо.
Хозяйка: Вот и праздник наш веселый
Нам заканчивать пора!
Мы встречаем праздник Пасхи –
Праздник света и тепла!
Счастье будет пусть горой,
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог!
Легких всем путей, дорог!
Ведущая: (звучит музыка)
328041068580Верьте, верьте в чудеса!
Ведь без этого нельзя,
Мир стоит не на китах-
На любви и чудесах!
Пасха – праздник Воскресенья,
Обновленья, возрожденья,
Чистоты, любви и света,
Берегите в себе это!
С праздником!
Со светлым днем!