Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии. Углубленное изучение биологии»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
Гимназия
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__от ______20__ года
Председатель педсовета
_______________________
Программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по биологии. Углубленное изучение биологии»

Ступень обучения (класс) __10___
Количество часов ___68_____
Уровень ___профильный___
Учитель Лепёхина Елена Владимировна
Москва 2013-2014
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–9 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса 6-9 классов. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Место курса в системе профильной подготовки.
Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен для углубленной подготовки учащихся 10 классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 10-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить два раза в неделю. Курс рассчитан на 68 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.
Цель курса:
повышение качества биологического образования. Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
Повторение, расширение и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии. Развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации.
Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие коммуникативной активности учащихся.
Содействие профессиональной ориентации учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
особенности тканей растительного и животного организма;
основные способы питания организмов;
механизм процесса фотосинтеза и его роль;
строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
механизм перемещения питательных веществ по организму;
основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;
обмен веществ и его роль.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причину эволюционных изменений;
уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
учебно-методические и учебно-наглядные пособия.
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
презентации уроков;
видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А,В и С);
другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).Методы организации обучения:
словесный;
наглядный;
практическая деятельность;
познавательный;
исследовательский.
Формы организации обучения:
лекционно-семинарская форма занятий;
самостоятельная работа с дополнительной литературой;
проведение лабораторных работ;
работа в малых и больших группах;
подготовка докладов, презентаций;
защита творческих работ.
Формы контроля:
текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Содержание программы (68 часов)
Раздел 1. Биология - наука о живой природе (3 часа + 1ч. лаб. раб. + 2ч. практ.раб.)
Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Лабораторные работы.
№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.
Практическая работа.
№1. Разбор заданий, аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ.
Раздел 2. Клетка как биологическая система (12 часов + 6ч. лаб. раб. + 5ч. практ.раб.)
Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.
Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.
Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.
Лабораторные работы:
№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма№ 5 Знакомство с тканями животного организма№ 6 Митоз клеток корешка лука. № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука
Практические работы.
№ 2. Решение задач по молекулярной биологии (1ч.).
№ 3. Решение задач по общей биологии (1ч.).
№4. Решение задач на определения набора хромосом (1ч.).
№5. Решение задач с использованием таблицы генетического кода (2ч.).
№6. Разбор заданий, аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ (4ч.).
Резервное время – 1 час (для проведения итоговой контрольной работы)
Раздел 3. Организм как биологическая система (19 часов + 1ч. лаб.раб. + 21ч. практ.раб.)
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Полигибридное скрещивание.
Основные закономерности функционирования генов. Проявление генов в развитии. Экспрессивность и пенетрантность генов. Плейтропное действие генов. Особенности проявления х-хромосомы. Наследование дифференцированного состояние клеток. Химерные и трансгенные гены. Иммуногенетика. Генетические основы разнообразия иммуноглобулинов.
Индивидуальное развитие и проблемы рака. Генетические основы поведения.
Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.
Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.
Хромосомные изменения и хромосомные болезни человека и животных. Хромосомные и генетические карты. Генеалогический метод и составление родословных. Аутосомное наследования и виды аутосомных наследований. Наследования сцепленное с х-хромосомой. Популяционный и цитогенетический методы.
Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
Лабораторные работы:
№8. Изучение фенотипических признаков дрозофил.
Практическая работа.
№6. Решение задач на моногибридное скрещивание (2ч.).
№7. Решение задач на дигибридное скрещивание (2ч.).
№8. Решение задач на взаимодействие аллельных генов (2ч.).
№9. Решение задач на сцепленное наследование (2ч.).
№10. Решение задач на разные типы наследования признаков (1ч.).
№11. Решение задач на полигибридное скрещивание (1ч.).
№11. Решение задач на составление и анализ родословных (2ч.).
№12. Решение задач с использованием закона Харди-Вайнберга (1ч.).
№13. Разбор заданий, аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ (5ч.).
Резервное время – 1 час (для проведения итоговой контрольной работы)
Используемая литература
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989.
Лемеза М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 1993.
Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 2002.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2005.
Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М.: Просвещение, 1981.
Пименов А.В. Для поступающих в ВУЗы. Задания по биологии. 6-9 класс. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.