Программа внеурочной деятельности для 8 класса Интеллектуальный клуб (общеинтеллектуальное направление)


Министерство образования Российской Федерации
Программа курса внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Умники и умницы»» для 8 класса
Направление:
общеинтеллектуальное Учитель: Алтухова М.А.
Класс: 8
Воронеж 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: гражданско-патриотическая, научно-познавательная, спортивно-оздоровительная, общественно-полезная, художественно-эстетическая – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме игр, соревнований, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате освоения программы формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
 широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
 интерес к новому содержанию и новым способам познания;
 ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости интеллектуальной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
 выраженной познавательной мотивации;
 устойчивого интереса к новым способам познания;
 адекватного понимания причин успешности/ неуспешности деятельности;
 морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 различать способ и результат действия;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
 высказываться в устной и письменной формах;
 ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
 владеть основами смыслового чтения текста;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте;
 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
 подводить под понятие;
 устанавливать аналогии;
 оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
 допускать существование различных точек зрения;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 контролировать действия партнера;
 владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Что мы знаем о чтении. 1
2 Чтение как способ получения информации. Цели и виды чтения. 1
3 Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. 1
4 Тренинг. Правила и техники быстрого чтения. 1
5 Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения. 1
6 Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. 1
7 Практическое занятие: чтение текста с использованием интегрального алгоритма. 1
8 Дифференциальный алгоритм чтения. 1
9 Изучающее чтение. Приемы работы с текстом при изучающем чтении. 1
10 Приемы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения. 1
11 Понимание смыслового содержания текста. Понимание смысла слова, предложения, текста. 1
12 Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания. 1
13 Приемы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ» 1
14 Приемы работы с текстом: метод контрольных вопросов. 1
15 Приемы работы с текстом: метод предваряющих вопросов. 1
16 Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали». Чтение «слалом». 1
17 Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». 1
18 Конспектирование при чтении. Способы обработки полученной информации. 1
19 Формы конспектирования. Практическое занятие «составить аннотацию статьи». 1
20 Формы конспектирования. Практическое занятие « подготовить конспект статьи». 1
21 Учимся готовить сообщение. Работа с текстом, выделение основных смысловых блоков. 1
22 Диалоги и их виды. Дискуссионная речь. 1
23 Правила ведения конструктивного диалога и формулирования аргументов. 1
24 Учимся вести диалог. Умение задавать вопросы и отвечать на них. 1
25 Способы представления информации в различных видах: вербальный, табличный, графический, схематический. 1
26 Преобразование информации из одного вида в другой. 1
27 Графические методы: виды графиков, методика и правила их использования. 1
28 Диаграммы и их виды. Компьютерный практикум. 1
29 Опорные сигналы и их роль. 1
30 Кодирование и декодирование информации. 1
31 Библиографический поиск. Каталоги и их виды. 1
32 Правила работы с каталогами. Практикум. 1
33 Справочная литература. Ее роль и назначение. 1
34 Правила работы со справочной литературой. 1
35 Компьютерный практикум. Операции с каталогами и файлами. Поиск, переименование, перемещение и сохранение информации. 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Дата Тема занятия Вид деятельности учащихся
План Факт 1 Что мы знаем о чтении. Мини-лекция
2 Чтение как способ получения информации. Цели и виды чтения. Мини-лекция.
3 Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Мини-лекция.
4 Тренинг. Правила и техники быстрого чтения. Практическое занятие.
5 Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения. Практическое занятие.
6 Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. Мини-лекция.
7 Практическое занятие: чтение текста с использованием интегрального алгоритма. Практическое занятие.
8 Дифференциальный алгоритм чтения. Мини-лекция
9 Изучающее чтение. Приемы работы с текстом при изучающем чтении. Мини-лекция
10 Приемы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения. Практическое занятие
11 Понимание смыслового содержания текста. Понимание смысла слова, предложения, текста. Практическое занятие
12 Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания. Практическое занятие, мини-лекция
13 Приемы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ» Практическое занятие.
14 Приемы работы с текстом: метод контрольных вопросов. Практическое занятие
15 Приемы работы с текстом: метод предваряющих вопросов. Групповая работа
16 Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали». Чтение «слалом». Мини-лекция,практикум17 Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Мини-лекция,практикум18 Конспектирование при чтении. Способы обработки полученной информации. Мини-лекция
19 Формы конспектирования. Практическое занятие «составить аннотацию статьи». Мини-лекция.Практическое занятие
20 Формы конспектирования. Практическое занятие « подготовить конспект статьи». Мини-лекция .Практическое занятие
21 Учимся готовить сообщение. Работа с текстом, выделение основных смысловых блоков. Практическое занятие
22 Диалоги и их виды. Дискуссионная речь. Мини-лекция.
23 Правила ведения конструктивного диалога и формулирования аргументов. Мини-лекция.
24 Учимся вести диалог. Умение задавать вопросы и отвечать на них. Практическое занятие, групповая работа
25 Способы представления информации в различных видах: вербальный, табличный, графический, схематический. Мини-лекция
26 Преобразование информации из одного вида в другой. Мини-лекция, практическое занятие
27 Графические методы: виды графиков, методика и правила их использования. Мини-лекция, практическое занятие
28 Диаграммы и их виды. Компьютерный практикум. Мини-лекция, практическое занятие
29 Опорные сигналы и их роль. Мини-лекция
30 Кодирование и декодирование информации. Мини-лекция, практическое занятие
31 Библиографический поиск. Каталоги и их виды. Мини-лекция
32 Правила работы с каталогами. Практикум. Мини-лекция, практическое занятие
33 Справочная литература. Ее роль и назначение. Мини-лекция
34 Правила работы со справочной литературой. Мини-лекция, практическое занятие
35 Компьютерный практикум. Операции с каталогами и файлами. Поиск, переименование, перемещение и сохранение информации. Мини-лекция, практическое занятие
ЛИТЕРАТУРА.
Баранова Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся./Ю.Ю.Баранова.- М.: Просвещение, 2013.-96 с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник задания для развития познавательных способностей учашихся./Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2013.-222 с.
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.