Программа внеурочной деятельности интеллектуальный клуб Олимпик(общеинтеллектуальное направление)(1 класс)

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
п. Развилка


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:_______
Литвинова Т.Ю.
Дата 31.08.2016. № приказа 77- О
М.П.



Рабочая программа
внеурочной деятельности
интеллектуальный клуб
«Олимпик»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1 «В» класс



Составитель: Величкина Людмила Юрьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории




2016 г.


 Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Олимпик» составлена на основе рекомендации письма Министерства образования России от 18.06.2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», локального акта о программе дополнительного образования МБОУ Развилковской СОШ с УИОП от 26.08.2011 года приказ № 73, Сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Рабочая программа для 1 класса «Интеллектуальный клуб "Олимпик"» предполагает реализацию в рамках ФГОС в соответствии с базисным образовательным планом 2016-2017 учебного года, рассчитана на 33 часа (1 раз в неделю).
«Интеллектуальный клуб «Олимпик»» внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
·  развитие мотивации к изучению русского языка;
·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
·  совершенствование общего языкового развития учащихся;
·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
·  воспитание культуры обращения с книгой;
·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
·  развивать  смекалку и сообразительность;
·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
  
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные  слова.
Антонимы, многозначные слова.                                                                                        
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
·   Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
·   Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
·   Делить слова на слоги.  Подбирать родственные слова. - Объединять слова в группы.
·   Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
·   Составлять текст по вопросам учителя.                                                                              
·    Работать со словарями.
·    Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.


Содержание программы
 Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)                                                         
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)                                                                                  
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.)                                                                                   
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)                                                                              
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)                                                        
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                                                    
Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч)                                                                                         
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)                                                                                     
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)                                                                                               
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                                             
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.)                                                                 
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                                                
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)                                                                                                     
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)                                                    
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)                                                                           
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)                                                                     
 Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)                                     
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).                                                                                    
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)                                                                          
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)                                                                                        
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)                                                                        
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)                                                                                  
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)                                                                          
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                                                     
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (2ч.)                                                     
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)                                                                                 
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее.   (1ч.)                                                                                              
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)                                                                               
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Формы проведения занятий
·    лекции;
·    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
·    анализ и просмотр текстов;
·    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
·  игровая;
·  теоретическая;
·  практическая.
 





























Календарно-тематическое планирование   (33 часа)

№ п/п
Дата
Темы урока
Виды деятельности (формы)


По плану
По факту



1
05.09

В мире безмолвия и неведомых звуков.
Участие в беседе. Работа с ПК по нахождению и знакомству с информацией по теме.

2
12.09.

В страну слов. Первые встречи.
Участие в беседе. Работа с ПК по нахождению и знакомству с информацией по теме.

3-4
19.09 26.09.

К тайнам волшебных слов.
Участие в беседе. Работа с ПК по нахождению и знакомству с информацией по теме. Практическая деятельность.

5
03.10.

Выбор друзей в Стране Слов
Участие в беседе. Работа с дополнительной литературой по нахождению и знакомству с информацией по теме. Практическая деятельность.

6
10.10

К несметным сокровищам Станы Слов.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

7
17.10

Чудесные превращения слов.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

8-9
24.10 14.11

 В гости к Алфавиту.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

10
21.11.

К тайнам звуков и букв.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

11
28.11.

Встреча с Радугой.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

12
05.12.

В Страну Говорящих Скал.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

13
12.12.

В  глубь веков на Машине времени.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

14
19.12.

В Королевстве ошибок.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

15
26.11.

В Страну Слогов.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

16
16.01.

Неожиданная остановка в пути.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

17
23.01.

В удивительном городе Неслове.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

18-19
30.01 06.02.

Чудеса в Стране Слов.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

20
20.02.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

21-22
27.02 06.03

На карнавале слов.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

23
13.03.

В Театре близнецов.
Практическая деятельность.

24
27.03

Конкурс знающих.
Практическая деятельность.

25
03.04.

Новое представление.
Практическая деятельность.

26
10.04.

Необычный урок.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

27
17.04.

Следопыты развлекают гостей.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

28
24.04

В Клубе весёлых человечков.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

29-30
01.05 08.05.

К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

31
15.05

Экскурсия в прошлое.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

32
22.05

Полёт в будущее.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

33
22.05

Итоговое занятие.
Поисковая и практическая деятельность с использованием Интернет ресурсов.

Итого 33 часа




Методическое обеспечение
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор
Видеоплеер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор

Список литературы
Алдошина Н. Е. , Быкова Г. А., Куракина Н. М., Мишакина Т. Л., Чижикова С. Б. «Уроки русской грамоты», Учебное пособие. Часть 1- М. АНОО «Ступени знаний», 2002.- 80 с
Алдошина Н. Е. , Быкова Г. А., Куракина Н. М., Мишакина Т. Л., Чижикова С. Б. «Уроки русской грамоты», Учебное пособие. Часть 2- М. АНОО «Ступени знаний», 2002.- 80 с
.Вакуленко Ю.А.Веселая граматика: разработки занятий, задания, игры/авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Изд. 2 – е. – Волгоград: Учитель. – 222 с.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2011 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011 г
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2011 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2007 г.
Иванова В. А. Занимательно о русском языке [Текст]/В.А.Иванова.- М. :Пр, 2000
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2011 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2015 г.
Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1/Л. В. Мищенкова. – М. :Издательство РОСТ. -80с.:ил. (Юным умникам и умницам)
Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1/Л. В. Мищенкова. – М. :Издательство РОСТ. -80с.:ил. (Юным умникам и умницам)

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2007 г.
Полякова А. В. Практикум по русскому языку 1-2 кл [Текст]/А.В. Полякова.- Самара: «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2007




СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР____________ В.А.Рогова
Дата: 30.08.2016 г.











13PAGE \* MERGEFORMAT141015




15