Доклад на тему: Этапы реализации программы по подготовке воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье Семья плюс


Доклад: «Этапы реализации Программы «Семья плюс».
Программа состоит из 4 последовательных этапов:
I этап – предварительный (1 месяц).
Цель – проведение комплексной психолого-медико-социально-педагогической оценки состояния детей и мотивации к устройству в замещающую семью, сбор информации о детях, планирование работы по подготовке детей к жизни в семье.
Задачи:
Установить доверительные отношения с ребенком.
Собрать необходимую информацию о жизни ребенка и истории его семьи.
Определить проблемные области развития личности ребенка.
Данный этап осуществляют педагог-психолог и социальный педагог.
Этап включает в себя знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемных областей развития личности ребенка, в том числе получение необходимой информации о ребенке у специалистов органа опеки и попечительства.
Социальный педагог анализирует личное дело и медицинские документы каждого ребенка, уточняя следующую информацию:
История пребывания ребенка в семье, имеющийся опыт семейного воспитания и семейной жизни.
Причины лишения ребенком семейной опеки.
Статус ребенка, определяющий возможные формы семейного устройства.
История пребывания ребенка в интернатных условиях, характеристика ребенка.
Имеющийся опыт семейного устройства и ресурсы, включая возвращение в кровную семью или устройство в родственную семью.
Состояние здоровья ребенка.
Иные факторы, влияющие на семейное устройство ребенка.
Педагог-психолог уточняет у воспитателя следующие сведения:
Сформированность навыков самообслуживания, опрятности и личной гигиены.
Характер сна, бодрствования, аппетит, темперамент.
Характер отношений со взрослыми и детьми в группе.
Наличие любимого занятия, хобби, увлечения.
Предпочитаемые занятия в свободное время.
Отношение к поручениям, соблюдению режима и правил.
Преобладающий способ реагирования в незнакомой, стрессовой ситуации.
Отношение ребенка к возможному семейному устройству, проявляемое в повседневной.
Все полученные данные фиксируются в индивидуальную карту ребенка (Приложение 1).
II этап – диагностический (1,5 месяца)
Цель - выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и характер его проблем.
Задачи:
Пронаблюдать за поведением ребенка в разных ситуациях.
Провести необходимую диагностическую работу по выявлению индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Составить заключение о состоянии нервно-психической и эмоциональной сферах ребенка, особенностях личности, характере его травм, причинах возможного нежелания жить в новой семье, ожиданиях и установках, связанных с семьей, наличии нарушений самооценки и поведения.
Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним проводится ряд мероприятий:
Диагностика, направленная на определение эмоционально-волевой сферы, особенностях личности, характере его травм, причинах возможного нежелания жить в новой семье, ожиданиях и установках, связанных с семьей, наличии нарушений самооценки и поведения.
Психолог подбирает диагностические методики в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей (если ребенок знаком с будущей замещающей семьей, посещал ее, как гостевую - изучение представлений ребенка о семье).
Психолог наблюдает за ребенком в течение нескольких дней с целью сбора информации для первичной оценки и подбора диагностических методик (Приложение 1). При этом он обращает внимание на следующее:
Поведение в режимные моменты.
Отношение к занятиям, работоспособность в процессе структурированной деятельности.
Общий фон настроения и его устойчивость.
Преобладающий тип защитных форм поведения.
Поведение в конфликтных ситуациях.
Способы саморегуляции в ситуациях, вызывающих тревогу.
Характер игр, взаимодействие с детьми в различных ситуациях.
Характер продуктивной деятельности (рисунки, поделки, сочинения и т.д.).
Характер двигательной активности.
Далее психолог выполняет следующие действия:
Устанавливает контакт с ребенком, формирует мотивацию на сотрудничество.
Проводит диагностику, занося в протокол все результаты.
Обрабатывает и интерпретирует результаты диагностики.
Составляет заключение.
Психолог и социальный педагог составляют психолого-педагогическую характеристику ребенка и дают рекомендации о подборе семьи для каждого ребенка, представляют их в органы опеки и попечительства.
III этап - подготовительный (1,5 месяца)
Цель – подготовка к семейному устройству и помещению в семью.
Задачи:
Оценить эмоциональное состояние и самовосприятие ребенка.
Провести коррекционно-развивающую работу по преодолению выявленных в ходе диагностики проблем.
Формировать представления о жизни в семье, семейных отношениях, семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи и т.д..По результатам диагностики и наблюдений составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства на каждого ребенка детского дома, в котором отражается работа по выявленным проблемам.
Группы формируются с учетом возраста и уровня развития детей.
Периодичность проведения: один-два раза в неделю.
Продолжительность занятий: от 30 до 40 мин и зависит от возраста детей.
Знакомство ребенка с понятием «семья», ее структурой, функциями, семейными ролями и так далее.
Формы, методы работы выбираются с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей ребенка.
Учитывая возрастные и психологические особенности ребенка, срок пребывания в ОО, темы, формы проведения могут, как меняться, так и дополняться.
Консультирование (по необходимости): оказание поддержки, снижение тревожности, формирование позитивной самооценки, позитивной мотивации общения, развитие коммуникативных качеств (сказкотерапия, арттерапия, релаксация, игровые упражнения).
Взаимодействие специалистов в процессе подготовки ребенка к устройству в приемную семью.
17926051201420Психолого-педагогический блок:
психолог,
социальный педагог
00Психолого-педагогический блок:
психолог,
социальный педагог
3465830105410Правовой блок:
юрист, социальный педагог
00Правовой блок:
юрист, социальный педагог
339725105410Медицинский блок:
врач-педиатр, медицинская сестра ОО
00Медицинский блок:
врач-педиатр, медицинская сестра ОО
15773402707640Блок специальной
подготовки:
логопед
дефектолог
00Блок специальной
подготовки:
логопед
дефектолог
1844040847725003405505847725002974340217678000


Психолого-педагогический блок является центральным при подготовке ребенка к устройству в приемную семью, поскольку большая часть специфических проблем ребенка лежит в психологической сфере (несформированность представлений о семье, защитные реакции, страх жизни в новой семье и пр.) и педагогической сфере (несформированность социально-бытовых навыков, умений самоорганизации и пр.).
IV этап - помещение в замещающую семью (2 месяца).Цель - создание оптимальных условий для знакомства детей с семьями, установления контакта и закладывания основы для формирования привязанности между детьми и замещающими родителями.
Задачи:
Познакомить ребенка с потенциальной семьей.
Проанализировать совместимость ребенка и кандидатов в замещающие родители.
Психолог организует встречу с кандидатами в замещающие родители, на которой знакомит кандидатов с психологическими особенностями ребенка, проясняет мотивы выбора для ребенка именно их семьи, выясняет ожидания кандидатов от принятия ребенка в семью, оценивает ресурсы и «слабые места» семейной системы, проясняет взгляды членов семьи на воспитание, предполагаемые методы решения конфликтных ситуаций в отношениях с ребенком. Социальный педагог совершает визит в семью, оценивает соответствие условий возрасту и индивидуальным потребностям ребенка, дает рекомендации по подготовке к встрече с ребенком. Специалист беседует с ребенком, информирует его о желании семьи познакомиться, рассказывает о составе семьи, знакомит с фотографиями членов семьи. Он помогает ребенку оценить полученную информацию, обсуждает положительные стороны семьи, с которой предстоит познакомиться, создает положительный настрой на встречу, оказывает ребенку эмоциональную поддержку, помогает справиться с эмоциональным напряжением.
Социальный педагог и психолог организует очную встречу ребенка и семьи на территории организации, создает безопасные условия для общения, способствуют установлению контакта между потенциальными родителями
и ребенком, учитывая возраст, индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения, организует их взаимодействие, помогает ребенку в поддержании беседы, сохранении чувства достоинства и реализации права на свои чувства. Специалисты сообщают кандидату о том, что ребенка необходимо взять на выходные или каникулярные дни не менее 3-4 раз с целью более близкого знакомства с ребенком и предотвращения риска возврата в дальнейшем.
Воспитатель проводит беседу с ребенком о предстоящей поездке в семью, ее целях, продолжительности, дальнейших перспективах, напоминает о соблюдении необходимых правил.
Психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, отвечает на возникшие у ребенка вопросы, при необходимости, обучает методам саморегуляции, которые ребенок сможет использовать самостоятельно в эмоционально напряженных ситуациях.
После визита педагог-психолог обсуждает отдельно с семей и с ребенком их впечатления и результаты визита, оказывает психологическую поддержку ребенку и родителям. В беседе он способствует формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней.
Обсуждение результатов проводить в течение 1-3 дней с момента визита.
Психолог оценивает впечатления членов семьи об опыте пребывания ребенка в семье, выясняет удачные и сложные моменты во взаимодействии семьи и ребенка, дает рекомендации по развитию контакта и отношений с ребенком, при необходимости консультирует по вопросам отношений с другими детьми в семье, по вопросам нарушений и формирования привязанности и отвечает на возникающие у членов семьи вопросы.Социальный педагог проясняет следующие вопросы:
❐Организация личного пространства ребенка (спальное и учебное место, игрушки, расположение личных вещей).
❐ Способы согласования правил поведения и общения в семье.
❐Согласование режимных моментов, включая моменты специализированного ухода и занятий с ребенком, связанных с его развитием или состоянием здоровья.
❐ Участие ребенка в организации быта и досуга семьи.
Психолог организует беседу с ребенком, выясняет мотивацию ребенка на продолжение отношений с семьей, при необходимости, корректируя ее.
Оценивает готовность ребенка к постоянному проживанию в семье, качество контакта между членами семьи и ребенком, степень взаимной симпатии. Готовит заключение о возможности размещения ребенка в этой семье.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Ребенок готов психологически к помещению в замещающую семью, у него сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, он имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении.
Ребенок имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи.
В структуре идентичности ребенка значимое место занимают семейные роли;
У ребенка развиты представления об особенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия;
Развиты навыки самообслуживания, коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия с членами семьи и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптации;
Развиты навыки эмоциональной саморегуляции.
После подбора замещающей семьи с ребенком ведется работа по знакомству семьей.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитанники детского дома остро нуждаются в семейной поддержке как важнейшей составляющей процесса адаптации и дальнейшей социализации. Семейная поддержка создает условия равноправных отношений взрослого и ребенка, направленные на решение проблем ребенка, на его индивидуальное развитие. Содержание этих отношений - основа гуманистического воспитания, благодаря которому происходит приобщение детей к нормам человеческого общежития, развитие социально ценных образцов поведения.
Семейная поддержка, по нашему мнению, может осуществляться в условиях детского дома в разнообразных формах деятельности педагога в разных сферах, в частности, в общении и творчестве, поэтому она влияет на образ жизни и становление подростка. Педагоги детского дома организуют условия, воспитательную среду, воспитательное пространство детского дома, способствующее развитию и формированию личности воспитанника.
Реализация программы «Семья плюс» направлена на формирование ценностных качеств, создающих образ семьи в соответствии с возрастом. Для воспитанников необходимо сформировать следующие качества:
представление о моделях адекватного поведения в семье;
представление о семейной экономике;
личностная и гендерная идентификации;
волевые качества;
готовность к профессиональному самоопределению;
представление о семье как об общественном феномене, о супружеских и детско-родительских отношениях;
потребность в создании полноценной семьи.