Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах Познай себя


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, программы психологического развития «Уроки психологического развития» Н.П. Локаловой, программы Панфиловой М. А. «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников». Данные программы входят в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Программа «Познай себя» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
«Уроки развития» в начальной школе направлены на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, а так же способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа курса представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, групповые дискуссии.
Цель программы: формирование сохранения психологического здоровья и позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации, а так же формирование умения осуществлять различные умственные действия, развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения, в том числе формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума.
Основные задачи:
Формирование психологического здоровья.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формирование позитивное отношение к своему «Я».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Мотивирование к самопознанию и познанию других людей.
Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
Развитие навыков социального поведения. Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
Создание возможностей для самовыражения.
Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
Развитие познавательной способностей и мотивации.
Раскрытие творческого потенциала.
Общая характеристика курса «Познай себя».
Основная задача программы «Познай себя» состоит в развитии у первоклассников сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью, а так же, позволит быстро адаптироваться к новым условиям, содействует осознанию позиции школьника, способствовует формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях. Во 2 классе представляется важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Необходимо забывать о эмоциональной сфере ребенка, помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств, учить детей находить положительные качества во всех людях. Основной упор в психологическом развитии третье- и четвероклассников делается на формировании у них словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия, креативности и творчества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В результате изучения программы «Познай себя» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
соотносить результат с целью и оценивать его;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения:
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учиться работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других ребят.
Формы организации внеурочной деятельности.
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».
Формы контроля: предварительная (в начале учебного года) и итоговая (в конце учебного года) диагностика
Оценка эффективности занятий по программе «Познай себя».
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь степень учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
снижение уровня школьной тревожности;
мотивация на саморазвитие;
повышение коммуникативной компетентности;
активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Тематическое планирование 1 класс
№ Тема занятия Цель занятия
Содержание занятия Кол-во
часов
Раздел 1.«Я – школьник» (12 ч.)
Знакомство. Введение в мир психологии. Познакомить с новым понятием – психология; раскрыть, зачем она нужна человеку; суметь войти в контакт с детьми, создать атмосферу безопасности и принятия. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого. Упражнение «Здравствуй, я котик!»
Познавательная беседа.
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Упражнение «В гости в сказку»
Игра «Снежный ком»
Упражнение «Мой смешной портрет»
Игра «Раз-два-три, заяц, замри!»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Кто я?
Что я знаю о себе? Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, осознать себя как ценную личность. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Познавательная беседа.
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Игра «Я могу!»
Упражнение «Неправильный рисунок»
Рисунок «Вот такой Я!»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Мы школьниками стали Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, нормальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; развивать коммуникативные навыки. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Упражнение «Я очень хороший»
Сказкотерапия «Игры в школе»
Упражнение «Что значит быть школьником»
Игра «Правильно-неправильно»
Рисунок «Я- школьник».
Упражнение «Рисуем настроение у соседа на лице»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день»
1
Зачем мне нужно ходить в школу?
Помочь каждому адаптироваться к школе; развивать самосознание через самооценку, притязание на признание; научить концентрировать свое внимание на успехах и достижениях; помочь ребенку поверить в свои силы и успех. Игра «Доброе утро!»
Упражнение «Лесные жители»
Сказкотерапия «Создание Лесной школы»
Игра «Правильно-неправильно»
Лепим сказочных героев
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Мой друг школьный портфель Приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам.  Упражнение «Ветер дует на…»
Упражнение «Что мне нужно в школе»
Сказкотерапия «Собирание портфеля»
Упражнение «Я положу в свой портфель»
Упражнение «Четвертый лишний»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Мой класс.
Формирование отношения к окружающей действительности; помочь адаптироваться в новой учебной обстановке; развивать самосознание через образ себя, как представителя определенного пола. Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. Упражнение «С добрым утром!»
Упражнение «Конкурс хвастунов»
Игра «Путаница»
Упражнение «Мы веселые ребята»
Игра «Кто ты?»
Рисунок «Мой дружный класс»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Узнай меня поближе Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника. Упражнение «Воздушный бал»
Упражнение «Разминка с шариками»
Упражнение «Что изменилось»
Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»
Упражнение «Что важно для меня и моих друзей»
Лепка «Подарок другу»
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Мои друзья - одноклассники.
Понять, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающий сильными и слабыми сторонами; учиться общаться без конфликтов. Упражнение «С добрым утром!»
Игра «Скажи Мишке добрые слова»
Сочинение сказки «Непослушный муравей»
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Мои успехи в школе.
Учить реально, относиться к собственным способностям и возможностям, развивать внутреннюю грамотность, адекватное отношение к оценке себя другими людьми; развивать умения видеть путь к успеху. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Шарики»
Инсценирование проблемных ситуаций
Игра «Интервью»
Рисунок «Мое взрослое будущее»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Настроения в школе Снизить тревожность, усилить «Я» ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе. Упражнение «Дождик»
Упражнение «Угадай настроение»
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнение «Хрустальное путешествие»
Рисунок «Цветопись настроения»
Упражнение «Мое настроение в школе»
Рефлексия«Спасибо за прекрасный день» 1
Первоклассник – это здорово! Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению Упражнение «Свеча»
Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника»
Упражнение «Остров первоклассников»
Рисунок «Прекрасный сад»
Упражнение «Лучи солнца»
Упражнение «Полет бабочки»
Рефлексия «Тепло наших сердец»
1
Диагностика особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни
Диагностика особенностей адаптации учащихся к школьной жизни Выявить дезадаптированных учащихся неуспешных в учебной деятельности или испытывающих трудности в межличностном общении. Изучение особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе проводится с помощью следующих методик:
С.С. Подмазина «Установочное поле»
Наблюдение (карта Стотта)
Г. Хоментаускас «Рисунок семьи»,
«Несуществующие животное»,
М. Панфиловой «Кактус»,
Лусканова Н.Г. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников. 1
Раздел 2. Какой Я – какой Ты (5 ч.)
Какой Я? Понять, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающий сильными и слабыми сторонами; учиться общаться без конфликтов. Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств. Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Игра «Я могу!»
Упражнение «Неправильный рисунок»
Рисунок «Вот такой Я!»
Упражнения «Неоконченное предложение»
Сказкотерапия «Сказка про дружбу» (Е. Агеенкова).
Рисунок по мотивам сказки
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Какой ТЫ? Понять, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающий сильными и слабыми сторонами; учиться общаться без конфликтов. Учить детей находить положительные качества во всех людях. Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Игра «Я могу!»
Упражнение «Что изменилось»
Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»
Упражнение «Что важно для меня и моих друзей»
Упражнения «Неоконченное предложение»
Рисунок по мотивам сказки
Игра «Я задумал мальчика…»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Люди отличаются друг от друга своими качествами
Распознание черт своего характера; принятие различных проявлений черт своего характера; управление своими переживаниями. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения « Лишнее слово»
Упражнение «Качества».
Игра «В чем твоя сила?»
Сказкотерапия «Пятерка и доброе сердце». Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Хорошие качества людей Определить, какое качество можно считать важным; развитие позитивного отношения к миру, оптимизма, любви к людям, принятия себя и мира во всех проявлениях. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнение «Отзывчивость»
Игра «Пять хороших качеств»
Упражнение «Качество в подарок»
Игра «Я не такой, как все»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся
Осознание учащимися наличия у них хороших качеств, влияние их (качеств) на жизнь людей.
Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Неоконченные предложения»
Упражнение «Ладошка»
Игра «Мы похожи – мы отличаемся»
Сказкотерапия «Туча» (Н. Мишин).
Рисунок по сказке
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Раздел 3. Хочу хорошо учиться (5 ч.)
Что нужно что бы хорошо учиться?
Учимся играя Осознание учащимися наличие у них качеств и способностей для успешного обучения. Учить реально, относиться к собственным способностям и возможностям. Упражнение «Поздороваемся»
Познавательная беседа.
Игра «Отгадай стихотворение»
Игра «Дети наоборот»
Упражнение «Письмо инопланетянина» Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Что такое внимание и как его развивать? Учить реально, относиться к собственным способностям и возможностям, развивать внутреннюю грамотность, адекватное отношение к оценке себя другими людьми; развивать умения видеть путь к успеху. Развитие внимания. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Шерлок Хомс»
Упражнение «Не пропусти растение»
Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение «Художник»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). Учить реально, относиться к собственным способностям и возможностям, развивать внутреннюю грамотность, адекватное отношение к оценке себя другими людьми; развивать умения видеть путь к успеху. Развитие внимания. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнения «Тяжёлые коробочки»
Упражнение «Крестики, точки»
Упражнение «Пишущая машинка»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Память.
Приёмы успешного запоминания. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе Развитие памяти, помочь учащимся выбрать приемлемы способы успешного запоминания. Упражнение «Поздороваемся»
Игра «Сказка наоборот»
Упражнение «Найди лишнее»
Упражнения «Сгруппируй буквы»
Упражнение «Цветной ксилофон»
Упражнение «Живые цепочки»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Как я думаю? Мышление. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе Развитие мышления. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения « Лишнее слово»
Упражнения «Живые цепочки»
Игра «Запомни и найди»
Игра «Запомни и нарисуй»
Упражнение «Найди одинаковые»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Раздел 4. Мои чувства (6 часов)
Радость. Что такое мимика. Расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений: мимики, пантомимики. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнение «Пингвины»
Коллективно-творческое дело
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнение «Сложить фигуру»
Игра «Добрые слова»
Игра «Скажи мишке добрые слова».
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Грусть. Помочь осознать, что каждый является неповторимой личностью, имеющей свои особенности; помочь каждому жить в мире реальности; помочь найти способы как справиться со стрессами. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Закончи предложение»,
Инсценирование проблемных ситуаций
Беседа «Грустные ситуации»
Игра «Котенок загрустил»,
Сказкотерапия «Сказка про котенка Ваську» (К. Ступницкая)
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Страх.
Как справиться со страхом.
Как его преодолеть страх. Утвердить право на переживание страха, дать детям возможность отреагировать страхи, показать некоторые способы совладения с ними; сделать акцент на возможности справиться со страхом, заботясь о других людях. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Визуализация «Мысленная картинка»
Игра «Покажи страшилку»
Сказкотерапия «Девочка с мишкой»
Рисунок «Страха»
Инсценирование проблемных ситуаций
Игра «Картинная галерея»,
Сказкотерапия «Маленькая Луна» (А. Серебрякова)
Рисунок по сказке
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Может ли гнев принести пользу? Ребенок должен понять, что гнев вызван страхом и обидой; помочь понять, что дети могут контролировать, а что неподвластно этому контролю; помочь развивать сильные стороны своего характера. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Передай сообщение»
Инсценирование проблемных ситуаций
Пантомима «Объясни задание»
Сказкотерапия «Когда молочные зубы сменились постоянными» (Е. Фатеева).
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Разные чувства Дать понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любого поведения; помочь искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия). Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Попугай»
Игра «Покажи дневник маме»
Игры «Пластилиновое чувство»
Упражнение «Закончи предложение»
Упражнение «Ожившее чувство»
Рисунок «Мои чувства»
Упражнение «Массаж чувствами»
Игра «Весеннее настроение»
Беседа «Какая у меня обида»,
Сказкотерапия «Обида»
Рисунок «Обида»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Диагностика познавательных психических процессов младшего школьника
Диагностика познавательных психических процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка и его личностное развитие. Изучение уровня развития психических познавательных процессов проводилось с помощью следующих методик:
«Узнавание фигур»
Методика определения кратковременной памяти.
«Оперативная память».
«Образная память».
А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов» 
«Воспроизведение рассказа» 
«Пиктограмма»
«Корректурная проба» (тест Бурдона)
«Толкование пословиц» 1
Раздел 5. Трудности первоклассника (5 часов)
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Попугай»
Упражнения «Изобрази предмет»,
Упражнение «Школа зверей»
Упражнение «Дважды два – четыре».
Игра «Помоги Сереже».
Сказкотерапия «В одном лесу жила –была»
Лепка по мотивам сказки
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Школьные трудности Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их. Учиться рассуждать, строить логические умозаключения. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Попугай»
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнения «Бой быков»
Упражнения «Изобрази предмет».
Сказкотерапия «Про львенка Пашу», «Списывание», «Подсказка»
Рисунок по сказке
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Домашние трудности Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их. Учиться рассуждать, строить логические умозаключения. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Попугай»
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнения «Изобрази предмет»
Упражнения «Разные ладошки»
Сказкотерапия «О муравьишке», «домашние задание», «Линивец»
Сказкотерапия «Верить и стараться»
Рисунок по сказке
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Живи без конфликтов. Правила поведения в общественных местах. Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения «Попугай»
Инсценирование проблемных ситуаций
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Диагностика личностных особенностей первоклассника
Диагностика личностных особенностей ребенка, уровень его активности, самооценки, уровня тревожности, наличие страхов, уверенности в своем положении, агрессивных тенденций Выявление детей испытывающих трудности в обучении (гиперактивных, тревожных, агрессивных, аутичных), изучение пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим Изучение личностных особенностей ребенка проводилось с помощью следующих методик:
Hand-тест (тест руки)
Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования)
«Несуществующее животное»
«Автопортрет» 1
Тематическое планирование 2 класс.
№ Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Кол-во часов
Раздел 1. «Кто Я? Какой Я?» (Самопознание) (7 часов)
1 Тайна моего «Я». Мое имя. История моего имени. Создать условия для сближения детей друг с другом, сплочения группы, развивать интерес к самопознанию. Познавательная беседа.
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Упражнение «В гости в сказку»
Игра «Снежный ком»
Упражнение «Мой смешной портрет»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
2 Какой я? Автопортрет. Создать условия для сближения детей друг с другом.
Учить анализировать собственную внешность и особенности личности. Познавательная беседа.
Игра «Я могу!»
Упражнение «Неправильный рисунок»
Рисунок «Вот такой Я!»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
3 Какой я? Мои интересы. Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать особенности своей личности. Ритуал начала занятия
«Дружба начинается с улыбки»
Игра-беседа «Знаешь ли ты себя».
Игра «Узнай по описанию».
Нарисуй свой портрет
Ритуал окончания занятия
«Круг друзей» 1
4 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да-Нет»). 1
5 Моя семья и ее интересы. Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать интересы своей семьи, сблизить детей друг с другом. Ритуал начала занятия
«Дружба начинается с улыбки»
Игра-беседа «Опиши семью»
Ритуал окончания занятия «Круг друзей» 1
6 Животные в моем доме. Развивать интерес детей друг к другу, способствовать сближению на основе общих интересов. Ритуал начала занятия
«Дружба начинается с улыбки»
Игра – беседа «В мире животных»
Игра «Дотронься до...».
Ритуал окончания занятия «Круг друзей» 1
7 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Психогимнастика.
Разминка (Вопросы – ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Животные-растения», «Сосед справа»). 1
Раздел 2. Живем без ссор (основы общения) (10 часов).
8 Роль эмоций в общении и способы их выражения. Учить выражать свое эмоциональное состояние и понимать его у других. Познакомить детей с понятием эмоции и способами их выражения. Ритуал начала занятия
«Доброе Животное»
Беседа «Как можно назвать человека по имени»
Игра «Встреча настроений».
Игра «Тренируем эмоции».Ритуал окончания занятия. «Эстафета дружбы»
1
9 Знакомство с эмоциями. Радость. Горе. Печаль. Учить выражать свое эмоциональное состояние радости и печали и понимать его у других. Познакомить детей с понятием эмоции и способами ее выражения. Ритуал начала занятия
«Комплименты»
Беседа «Как можно пожалеть»
Этюды на выражение страдания и печали:Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
1
10 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи при работе над словом. словосочетанием Психогимнастика.
Разминка (вопросы – ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»). 1
11-12 Знакомство с эмоциями. Гнев. Конфликты: повод, причины. Учить выражать свое эмоциональное состояние гнева и понимать его у других. Познакомить детей с понятием эмоции и способами их безопасного выражения. Ритуал начала занятия
«Дружба начинается с улыбки»
Сказка «Маша и сандалики».
Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.
Этюд «Глаза в глаза».
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
2
13 Стыд. Чувство вины. Учит выражать состояние стыда и вины и понимать его у других. Ритуал начала занятия
«Комплименты»
Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо».
Этюд «Спаси птенца».
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
1
14 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие сенсорной сферы Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол») 1
15 Эмоции – наши друзья и наши враги. Учить различать эмоциональные ощущения. Способствовать пониманию опасного и безопасного способа выражения эмоций. «Дружба начинается с улыбки»
Беседа «Как можно понять настроение человека?»
Игра «На что похоже настроение?»
Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
1
16 Меняем настроение. Познакомить детей с «позитивным переформулированием», как способом изменения отношения к ситуации. Формировать навыки работы с «позитивными мыслями». Развивать умение управлять своим настроением, учить способам саморегуляции. Ритуал начала занятия «Комплименты»
Игра «Ветер дует на... ».
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
1
17 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей). Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Четвертый лишний», «Запрещенное движение»). 1
Раздел 3. «Правила нашей жизни». Знакомство с социальными нормами (3 часа)
18 Моральные правила: альтруистическое поведение – оказание помощи. Продолжать знакомить с моральными правилами поведения. Формировать понимание значимости проявления сочувствия, оказания помощи. Приветствие.
Игра «Скажи хорошее о друге»
Составление правил поведения в классе.
Этюд «Спаси птенца»
Рефлексия. 1
19 Право человека на личную собственность. Продолжать знакомить с моральными правилами поведения. Формировать понимание значимости другого человека и его интересов. Приветствие.
Сказкотерапия «Маша и сандалики»
Рисунок «Моя любимая игрушка»
Игра «Глаза в глаза»
Рефлексия 1
20 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
Решение ребусов. Раздел 4. «Учимся дружить!». Сотрудничество (7 часов).
21 Организация поздравления товарища. Формировать умение проявлять моральные качества: доброту, соучастие, желание порадовать близкого человека. Приветствие.
Игра «Узнай по описанию»
Конкурс «Лучшее поздравление»
Этюд «Солнышко»
Рефлексия 1
22 Организация общего дела: пишем письмо заболевшему другу. Формировать умение проявлять моральные качества: доброту, сочувствие, помощь. Приветствие.
Игра-беседа «Стрекоза»
Создание письма другу.
Решаем ребусы. 1
23 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие двигательной сферы. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Работа в тетради.
Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»). 1
24 Психологическая игра «Я в кругу друзей» Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Приветствие.
Упражнение «Поменяйтесь местами».
«Рисунок на спине».
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Я желаю тебе…»
Рефлексия. 1
25 Я умею общаться. Вызвать у детей интерес к увлечениям других людей. Приветствие.
Игра «Угадай, кто и что любит».
Игра «Два друга».
Игра «Доброе животное».
Рефлексия.
1
26 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи при работе над словом. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»). 1
27 Мой класс. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Приветствие.
Упражнение «Конкурс хвастунов»
Игра «Путаница»
Упражнение «А мы веселые ребята»
Рисунок «Мой дружный класс»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день».
1
Раздел 5. «Я познаю мир» (5 часов)
28 Я и природа. Развивать в детях бережное отношение к природе. Ритуал начала занятия
«Доброе Животное»
Игра-перевоплощение «Скамейка в парке».
Игра-имитация «Маляры» (под музыку).
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
1
29 Мои воображения. Развивать воображение, творческое мышление. Приветствие.
Игра-перевоплощение «Волшебник превратил вас в качели».
Этюд «Качели».
Этюд «Танец морских волн».
Ритуал окончания занятия
«Солнечные лучики»
1
30 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед прав») 1
31 Мир вокруг нас. Развивать интерес детей друг к другу, способствовать сближению на основе общих интересов. Приветствие.
Игра-перевоплощение «Природа создала репейник, чтобы он ко всем приставал»
Мини-этюд «Грибочки»
Пантомима «Солим грибы»
«Солнечные лучики» 1
32 Комплименты. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Приветствие.
Игра «Ветер дует на…»
Этюд «Сочиним историю»
Игра «Дракон»
Рефлексия «Эстафета дружбы». 1
Раздел 6. Подведение итогов (2 часа).
33 Диагностика Определить итоговый уровень развития ценностно-ориентационных и коммуникативных умений. 1
34 Итоговое занятие. Подвести итоги занятий, способствовать появлению рефлексии. Помочь оценить радость от общих занятий, общения. Беседа.
Игра «Я иду, иду, иду».
Рисунок «Здравствуй, лето».
Рефлексия. 1
Тематическое планирование 3 класс
№ Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Кол-во
часов
Раздел 1. Кто я? Какой я? (Самопознание) (10 часов).
1 Имя – судьба? Значение имени. Великие люди с таким именем. Создать условия для сближения детей друг с другом, сплочения группы, развивать интерес к самопознанию. Вызвать чувство гордости. Приветствие.
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Игра «Снежный ком»
Упражнение «Мой смешной портрет»
Игра «Раз-два-три, заяц, замри!»
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
2 Какой я? Автопортрет. Создать условия для сближения детей друг с другом.
Учить анализировать собственную внешность и особенности личности, учить видеть изменения и во внешности, и в личности. Познавательная беседа.
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Игра «Я могу!»
Упражнение «Неправильный рисунок»
Рисунок «Вот такой Я!»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
3 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»). 1
4-5 Мои привычки, полезные и неполезные. Совершенствовать навыки самоанализа.
Учить анализировать собственное поведение.
Учить приемлемым способам избавления от вредных привычек. Приветствие
Упражнение «Что изменилось»
Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»
Упражнение «Что важно для меня и моих друзей»
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнение «Рисуем настроение»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 2
6 Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности различать. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы – ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради
Динамическая пауза («Животные-растения», «Сосед справа», «Смена имен»). 1
7 Мои способности Учить детей осознавать свои способности и возможность саморазвития.
Формировать у детей желание развивать свои способности. Ритуал начала занятия
«Дружба начинается с улыбки»
Игра-беседа «Знаешь ли ты себя».
Игра «Узнай по описанию».
Нарисуй свой портрет
Ритуал окончания занятия
«Круг друзей» 1
8-9 Умение сделать выбор, сказать «нет». Учить детей говорить «нет!»; помочь им осознать ответственность за свой выбор. Приветствие.
Игра «да-нет»
Решение ребусов.
Рефлексия 2
10 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради
Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»). 1
Раздел 2. Живем без ссор (6 часов)
11 Конфликт с разных сторон Учить детей понимать позиции других сторон конфликта. Развивать способность к децентрации. Развивать у детей навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить с другими. Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Пингвины»
Коллективно-творческое дело
Инсценирование проблемных ситуаций
Упражнение «Сложить фигуру»
Игра «Добрые слова»
Игра «Скажи мишке добрые слова».
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
12 Игры по правилам как способ избежать конфликта. Учить детей правилам позитивного социального поведения во время общения для избегания конфликта. Показать важность способности ладить с другими. Ритуал начала занятия
«Дружба начинается с улыбки»
Сказка «Маша и сандалики».
Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.
Этюд «Глаза в глаза».
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики» 1
13 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да-Нет»). 1
14-15 Как правильно ссориться. Учить детей правилам позитивного социального поведения в процессе конфликта. Показать важность способности ладить с другими. «Дружба начинается с улыбки»
Беседа «Как можно понять настроение человека?»
Игра «На что похоже настроение?»
Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики» 2
16 Память.
Приёмы успешного запоминания. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Упражнение «Поздороваемся»
Игра «Сказка наоборот»
Упражнение «Найди лишнее»
Упражнения «Сгруппируй буквы»
Упражнение «Цветной ксилофон»
Упражнение «Живые цепочки»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Раздел 3. Правила нашей жизни. Социальные нормы (6 часов).
17-18 Моральные нормы (лесть, критика, комплимент). Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: общение с уважением личности другого человека (как сделать замечание, комплимент, отношение людей к лести).
Формировать понимание значимости другого человека и его интересов. Приветствие.
Игра «Скажи хорошее о друге»
Составление правил поведения в классе.
Этюд «Спаси птенца»
Рефлексия. 2
19 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
Решение ребусов. 1
20 Моральные нормы: право на информацию. Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: право человека на информацию, отношение к искажению информации.
Формировать понимание значимости другого человека и его интересов. Приветствие.
Упражнение «Правда или ложь?»
Сказкотерапия «Маша и сандалики»
Игра «Глаза в глаза»
Упражнение «Сломанный телефон»
Рефлексия 1
21 Правила законности поступков (воровство, попрошайничество, вымогательство). Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: право на личную собственность, отношение к попрошайничеству, обязанности государства по охране собственности человека от посягательств – воровства и вымогательства. Ритуал начала занятия «Комплименты»
Игра «Ветер дует на... ».
Упражнение «Можно и нельзя»
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
1
22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Работа в тетради.
Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»). 1
Раздел 4. Учимся дружить! Сотрудничество (6 часов).
23 Изготовление совместной поделки. Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы. Приветствие.
Создание поделки.
Рефлексия. 1
24 Составление совместного коллажа «Наш класс» Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы в ходе сотрудничества. Приветствие.
Создание коллажа.
Рефлексия. 1
25 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Четвертый лишний», «Запрещенное движение»). 1
26 Обучение друг друга новой игре. Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения терпеливо и понятно объяснять, учитывая позицию собеседника в ходе сотрудничества. Приветствие.
Упражнение «Поменяйтесь местами».
«Рисунок на спине».
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Я желаю тебе…»
Рефлексия. 1
27 Психологическая игра «Я в кругу друзей» Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Приветствие.
Игра «Угадай, кто и что любит».
Игра «Два друга».
Игра «Доброе животное».
Рефлексия.
1
28 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи при работе над словом. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») 1
Раздел 5. Я и моя школа (4 часа).
29 Что такое лень? Помочь детям осознать особенности позиции ученика Ритуал начала занятия «Комплименты»
Игра «Ветер дует на... ».
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
1
30 Я и мой учитель. Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя. Помочь детям принять учителя таким, какой он есть. «Дружба начинается с улыбки»
Беседа «Как можно понять настроение человека?»
Игра «На что похоже настроение?»
Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
1
31 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед прав») 1
32 Как справиться с «немогучками»? Научить детей концентрации внимания, научить справляться с ленью. Познавательная беседа.
Игра «Я могу!»
Упражнение «Неправильный рисунок»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия «Спасибо за прекрасный день» 1
Раздел 6. Подведение итогов (2 часа).
33 Диагностика Определить итоговый уровень развития ценностно-ориентационных и коммуникативных умений. 1
34 Итоговое занятие Подвести итоги занятий, способствовать появлению рефлексии. Помочь оценить радость от общих занятий, общения. Беседа.
Игра «Я иду, иду, иду».
Рисунок «Здравствуй, лето».
Рефлексия. 1
Тематическое планирование 4 класс.
№ Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Кол-во часов
Раздел 1. Кто Я? Какой Я? Самопознание (9 часов).
1 Кто я? Какой я? Автопортрет. Создать условия для сближения детей друг с другом.
Совершенствовать навыки самоанализа и самооценки. Продолжать учить видеть изменения и во внешности, и в личности. Приветствие.
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Игра «Я могу!»
Рисунок «Вот такой Я!»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия 1
2 Характеры разные. Мой характер Учить выделять черты характера у себя и других, видеть свои сильные и слабые стороны. Совершенствовать навыки самоанализа. Приветствие.
Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Упражнения « Лишнее слово»
Игра «В чем твоя сила?»
Сказкотерапия «Пятерка и доброе сердце».
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия 1
3 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да-Нет»). 1
4 Мои способности. Кем быть? Помочь детям в осознании своих возможностей и способностей; развивать желание преодолевать неумение и развивать стремление самосовершенствоваться. Приветствие.
Упражнение «Отзывчивость»
Игра «Пять хороших качеств»
Упражнение «Качество в подарок»
Игра «Я не такой, как все»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия 1
5 Я умею фантазировать. Развивать в детях воображение, тяги к творчеству. Приветствие.
Упражнение «Фантазия»
Игра «Что было бы, если…»
Упражнение «Эстафета хорошего настроения»
Рефлексия. 1
6 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Психогимнастика.
Разминка (Вопросы – ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Животные-растения», «Сосед справа»). 1
7 Мои сны. Тренировка памяти, мышления. Развивать умение положительной интерпретации. Приветствие.
Упражнение «День-ночь»
Решение ребусов.
Игра «Ловец снов»
Рефлексия. 1
8 Я умею сочинять! Развитие устной речи, мышления и тяги к творчеству. Приветствие.
Упражнение «Выдумщик»
Сочинение на свободную тему.
Рефлексия. 1
9 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи при работе над словом, словосочетанием Психогимнастика.
Разминка (вопросы – ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»). 1
Раздел 2. Умение владеть собой (желаемое и возможное) (6 часов).
10 Умей расслабляться Предоставить детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, на обучение их некоторым игровым приемам произвольного расслабления;
- развивать творческую фантазию. Приветствие.
Упражнение «Я думаю»
Игра «Море»
Рефлексия. 1
11 Будь внимателен (развитие внимания) Учить детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее. Приветствие
Упражнение «Вверх-вниз»
Игра «Запомни»
Рефлексия. 1
12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие сенсорной сферы Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол») 1
13 Как поступить (умей контролировать свои поступки) Учить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях;
-научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним. Приветствие.
Упражнение «Лишнее слово»
Игра «Умеем ли мы общаться?»
Рефлексия. 1
14 Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя», «надо»). Прививать детям положительные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера. Приветствие.
Упражнение «Неоконченные прдложения»
Игра «Мы похожи – мы отличаемся»
Упражнение «Ладошка»
Рефлексия. 1
15 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей). Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Четвертый лишний», «Запрещенное движение»). 1
Раздел 3. Этот странный взрослый мир (3 часа).
16 Никого роднее мамы в целом мире нет Воспитывать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку – маме;
- обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труд; Приветствие.
Упражнение «Что изменилось»
Игра «Что важно для меня и моих друзей»
Рефлексия. 1
17 Дружная семья Воспитывать в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке;
- чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте) Приветствие.
Упражнение «Установочное поле».
«Рисунок семьи».
Рефлексия. 1
18 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы).
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
Решение ребусов. 1
19 Я должен спросить у мамы Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми;
- общаться со взрослыми в духе добра и взаимопонимания. Приветствие.
Упражнение «Вопрос – ответ»
Коллективно-творческое дело
Упражнение «Сложи фигуру»
Рефлексия. 1
Раздел 4. Учимся дружить. Сотрудничество (6 часов).
20 Совместный коллаж «Город счастья» Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы в ходе сотрудничества. Приветствие.
Создание коллажа
Рефлексия. 1
21 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие двигательной сферы. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Работа в тетради.
Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»). 1
22 Дружба (давай никогда не ссориться). Формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Приветствие.
Упражнение «Отзывчивость»
Игра «Пять хороших качеств»
Упражнение «Качество в подарок»
Рефлексия 1
24 Мы улыбаемся (от улыбки станет всем светлей…) Учить детей радоваться окружающему миру (природе), эмоционально выражать чувство радости общения с окружающим миром. Приветствие.
Упражнения «Поделимся любовью»
Игра «Волшебные слова»
Рисунок «Маленький добрый котенок»
Рефлексия 1
25 Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи при работе над словом. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»). 1
26 Обучение друг друга новой игре. Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения терпеливо и понятно объяснять, учитывая позицию собеседника в ходе сотрудничества. Приветствие.
Упражнение «Поменяйтесь местами».
«Рисунок на спине».
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Я желаю тебе…»
Рефлексия. 1
Раздел 5. Культура общения (этикет) (6 часов).
27 Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность). Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Приветствие.
Упражнение «Поздороваемся»
Игра «Спасибо за…»
Упражнение «Волшебные слова»
Рефлексия. 1
28 Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед прав») 1
29 Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Развивать у детей умения вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности. Приветствие.
Упражнение «Будь внимателен»
Игра «Пусть говорят»
Упражнение «Лишнее слово»
Рефлексия. 1
30 Напишите мне письмо (знакомство с письменным общением) Обучить детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, а также на формирование у них навыков грамотного письменного общения. Приветствие.
Упражнение «Пишущая машинка»
Написание письма
Рефлексия. 1
31 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Формирование различных видов памяти, внимания и воображения. Психогимнастика.
Разминка (вопросы-ответы)
Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»). 1
32 Играем вместе (обучение совместной деятельности) Учить мальчиков и девочек общению друг с другом; самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику. Приветствие
Игра «Весеннее настроение»
Рефлексия. 1
Раздел 6. Подведение итогов (2 часа).
33 Диагностика Определить итоговый уровень развития ценностно-ориентационных и коммуникативных умений. 1
34 Итоговое занятие Подвести итоги занятий, способствовать появлению рефлексии. Помочь оценить радость от общих занятий, общения. Беседа.
Игра «Я иду, иду, иду».
Рисунок «Здравствуй, лето».
Рефлексия 1
Диагностические методики
Методика на выявление уровня моральной децентрации.
( Ж. Пиаже)
по рассказу «Булочка»
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.69),
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Возраст: 7-10 лет
Инструкция:
Сейчас я прочитаю рассказ, а потом вы ответите на вопросы.
Текст рассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогудки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
2.Почему?
3.Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать?
4.Почему?
Критерии оценивания:
1.Решение моральной дилеммы (давать или не давать булочку).
2.Способ координации норм (почему)
3.Решение моральной дилеммы с усложнением условий (3 и 4 вопрос)
Уровни оценивания по возрастанию:
1.Отказ («сам виноват») – учитывается только норма справедливого распределения.
2.Дать всем снова поровну – учитывается норма справедливого распределения и принципа эквивалентности.
3.Дать самому слабому – децентрация на основе нескольких норм.
Методика «Кто я?»
(модификация методики М.Куна)
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.56)
Цель: выявить сформированность Я – концепции и самоотношения.
Возраст: 9 – 10 лет.
Инструкция:
Напишите как можно больше ответов на вопрос «Кто я?»
Критерии оценивания:
1.Дифференцированность – количество категорий:
(а-социальные роли,
б-умения, знания, навыки;
в-интересы, предпочтения,
г- личностные свойства,
д- оценочные суждения)
2.Обобщенность – степень обобщенности характеристик «Я».
2.Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных суждений.
Уровни оценивания по возрастанию:
Дифференцированность
1-2 определения, относящиеся к категориям А, Б.
2.3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям Б, В.
От 6 и более определений, вкелючая более 4 категорий, в том числе Г.
Обобщенность
Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
Совмещение категорий А и В.
Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества 9сильный, смелый).
Самоотношение
Преобладание отрицательных суждений или поровну (низкое самовосприятие или отвержение).
Недостаточное преобладание положительных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)
Преобладание положительных суждений (положительное самовосприятие).
Методика «Кто прав?»
Г.А.Цукерман и др.
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.131),
Цель:
Выявить сформированность действий. Направленных на учет позиции собеседника.
Возраст: 8-10 лет
Инструкция: Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Текст 1:
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Вопросы:
1.Кто из них прав?
2.Почему так сказал Саша?
3.А Володя?
4. О чем думал Петя?
5.Что ответит Петя каждому из мальчиков?
6.Что бы ты ответил на месте Володи?
7.Почему?
Текст 2:
После щколы три подруги решили готовить уроки вместе.
-Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.
- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.
- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.
Вопросы:
Кто прав?
Почему?
Почему так сказала Наташа?
Катя?
Ира?
Как им лучше поступить?
Текст 3:
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому его дню рождения.
- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.
-Нет, лучше подарить самокат, -возразила Аня.
Вопросы:
Кто прав?
Почему?
Почему так сказала Лена?
Аня?
Что бы ты предложил подарить?
Почему?
Критерии оценивания:
-Преодоление эгоцентризма – понимание возможности различных позиций
-понимание относительности подходов для оценки предмета
-учет разных мнений
Учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания по возрастанию:
Низкий уровень: исключает возможность разных точек зрения
Средний: допускает возможность разных точек зрения, но не может обосновать
Высокий: понимает возможность разных точек зрения и может обосновать
Задание «Рукавички»
Г.А.Цукерман
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.132),
Цель:
Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий при сотрудничестве.
Возраст: 6,5 – 7 лет
Инструкция:
Украсьте одинаково пару рукавичек. (Задание паре)
Критерии оценивания:
-продуктивность (по сходству рисунков)
-умение договариваться
-взаимный контроль
-взаимопомощь
Отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, отрицательное)
Уровни оценивания по возрастанию:
Низкий: нет сходства в узорах, дети не могут договориться.
Средний: частичное сходство.
Высокий: узор одинаковый, дети взаимодействуют.
Задание «Дорога к дому»
модифицированный вариант
из книги «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008, с.133),
Цель:
выявить уровень сформированности действий по передаче информации
Возраст: 8-10 лет
Инструкция: Двух детей усаживают в пару напротив друг друга за стол. Перегороженный экраном. Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому – карточку с ориентирами – точками
«Расскажи партнеру, как пройти к дому» (по его инструкции).
Можно задавать вопросы.
Затем меняются ролями.
Критерии оценивания:
-продуктивность по степени сходства дорожки с образцом,
-способность строить понятные высказывания
-умение задавать вопросы
--способы контроля и взаимопомощи
-отношение к совместному делу: позитивное, нейтральное, отрицательное
Уровни оценивания по возрастанию:
Низкий уровень:узоры не похожи на образцы, вопросы и инструкции непонятны
Средний: частичное сходство, вопросы и ответы расплывчаты.
Высокий: узоры соответствуют образцам, продуктивный диалог, взаимоподдержка и проверка.

Методика «Три желания»
(модификация методики «Цветик - семицветик» составителя Витковской И.М.)
из книги «Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, 2000 год)
Цель: выявить направленность интересов младших школьников.
Инструкция:
Загадайте 3 желания и напишите их.
Возраст: 7-10 лет
Критерии оценивания:
-широта интересов (- расширение сферы интересов от эготропных «для себя» к аллотропным («для всех»)
-направленность (духовные, материальные)
Оценивание:
-расширение направленности интересов (от эготропных «для себя» к аллотропным «для всех»)
-увеличение процента желаний, связанных с духовными ценностями, по сравнению с процентом желаний, связанных с материальными ценностями в начале и конце обучения.
Список используемой литературы.
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003
Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития младших школьников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми младшего школьного возраста. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990