Рабочая программа по внеурочной деятельности Познай себя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 6

ПРИНЯТО
педагогическим советом школы
протокол №___
от «__» _________ 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ БГО СОШ №6
___________ В.В. Каверин
Приказ № 243
от «31» августа 2015 г.



Программа по внеурочной деятельности
«Познай себя»
для учащихся 5 классов
Направленность: психологическая.
Срок реализации: 1 год







Автор: педагог-психолог
МБОУ БГО СОШ № 6
Лебедева О.В.

Борисоглебск 2015
Пояснительная записка
Нормативные документы для разработки программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Курс «Познай себя» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
Цель программы: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи:
Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
Снизить уровень тревожности пятиклассников.
Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях
Развить социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Методы и приёмы, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Сроки реализации программы. Программа «Познай себя» общим объемом 35 часов реализуется в течение года и рассчитана на учащихся 5 классов. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю.
Возрастная характеристика группы. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития младших подростков (11-12 лет).
Форма обучения: групповая, индивидуальная, творческая работа, самостоятельная работа.
Предполагаемые результаты реализации программы
«Познай себя»

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Пятиклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий

– осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.

Результаты формирования личностных универсальных учебных действий

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



теоретических
практических


Можно ли учиться с удовольствием (4 часа)



1
Вводное занятие. Здесь и сейчас мы собрались
1


2
Первый раз в пятый класс!
1


3
Я и мой класс. Я и моя школа. (портрет-коллаж)

1

4
Что поможет мне учиться? Легко ли быть учеником

1


Мы – команда! (4 часа)



5
Наши сходства и различия

1

6
Как избежать конфликтов

1

7
Взаимопонимание и взаимопомощь
1


8
Командный дух
1



Учимся управлять эмоциями (3 часа)



9
Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств (коллаж)

1

10
Как преодолеть негативные эмоции. Наши страхи
1


11
Приемы создания позитивного настроя

1


Искусство общения (9 часов)



12
Общение без слов. О чем говорят жесты.
1


13
Какой я собеседник?
1


14
Правила честного спора
1


15
Поговорим рисунками

1

16
Портрет нашего класса

1

17
Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну

1

18
Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники
1


19
Как люди воспринимают меня самого

1

20
Как возникает симпатия. Товарищество и дружба
1



Поведение и поступок (3 часа)



21
Что такое поведение
1


22
Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении.

1

23
Личность и поступок. Психологический практикум в форме обобщающего урока.

1


Способности (5 часов)



24
Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества.
1


25
Одарённость, талант, гениальность.
1


26
Мышление, память, восприятие окружающего мира, творческое отношение к действительности и воображение как общие способности.
1


27
Развитие памяти. Игры на внимание.

1

28
Специальные способности. Виды специальных способностей (математические, художественные, литературные, познавательная активность).

1


Психология группы (7 часов)



29
Что такое социальная группа. Условные и реальные группы.
1


30
Формальные и неформальные группы. Референтные группы.
1


31
Как люди влияют друг на друга в группах
1


32
Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы. Почему мы верим рекламе.

1

33
Реклама как способ взаимодействия на людей. Что нас интересует.

1

34
Как создаётся реклама. (практикум).

1

35
Пользователь Интернета как большая социальная группа.
1



Итог:
18
17


















Календарно-тематическое планирование курса «Познай себя»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Дата



по плану
по факту


Можно ли учиться с удовольствием



1
Вводное занятие. Здесь и сейчас мы собрались
03.09.15


2
Первый раз в пятый класс!
10.09.15


3
Я и мой класс. Я и моя школа. (портрет-коллаж)
17.09.15


4
Что поможет мне учиться? Легко ли быть учеником
24.09.15



Мы – команда!



5
Наши сходства и различия
01.10.15


6
Как избежать конфликтов
08.10.15


7
Взаимопонимание и взаимопомощь
15.10.15


8
Командный дух
22.10.15



Учимся управлять эмоциями



9
Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств (коллаж)
29.10.15


10
Как преодолеть негативные эмоции. Наши страхи
12.11.15


11
Приемы создания позитивного настроя
19.11.15



Искусство общения



12
Общение без слов. О чем говорят жесты.
26.11.15


13
Какой я собеседник?
03.12.15


14
Правила честного спора
10.12.15


15
Поговорим рисунками
17.12.15


16
Портрет нашего класса
24.12.15


17
Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну
14.01.16


18
Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники
21.01.16


19
Как люди воспринимают меня самого
28.01.16


20
Как возникает симпатия. Товарищество и дружба
04.02.16



Поведение и поступок



21
Что такое поведение
11.02.16


22
Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении.
18.02.16


23
Личность и поступок. Психологический практикум в форме обобщающего урока.
25.02.16



Способности



24
Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества.
03.03.16


25
Одарённость, талант, гениальность.
10.03.16


26
Мышление, память, восприятие окружающего мира, творческое отношение к действительности и воображение как общие способности.
17.03.16


27
Развитие памяти. Игры на внимание.
24.03.16


28
Специальные способности. Виды специальных способностей (математические, художественные, литературные, познавательная активность).
07.04.16



Психология группы



29
Что такое социальная группа. Условные и реальные группы.
14.04.16


30
Формальные и неформальные группы. Референтные группы.
21.04.16


31
Как люди влияют друг на друга в группах
28.04.16


32
Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы. Почему мы верим рекламе.
05.05.16


33
Реклама как способ взаимодействия на людей. Что нас интересует.
12.05.16


34
Как создаётся реклама. (практикум).
19.05.16


35
Пользователь Интернета как большая социальная группа.
26.05.16



Содержание программы
Раздел 1. «Можно ли учиться с удовольствием» (4 часа)
Тема 1.1 вводное занятие. Здесь и сейчас мы собрались. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения.
Тема 1.2 «Первый раз в пятый класс!». Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
Тема 1.3 Я и мой класс. Я и моя школа. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д. Знакомство с требованиями основной школы.
Тема 1.4 Что поможет мне учиться? Легко ли быть учеником. Формирование учебных умений. Чем поможет нам учебник? Как обращаться с книгами и правильно их выбирать. Обучение приемам организации учебной деятельности. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе.
Раздел 2 «Мы команда» (4 часа)
Тема 2.1 Наши сходства и различия. Определение понятия «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я.
Тема 2.2 Как избежать конфликтов. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.
Тема 2.3 Взаимопонимание и взаимопомощь. Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств.
Тема 2.4 Командный дух. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;
Раздел 3 «Учимся управлять эмоциями» (3 часа)
Тема 3.1 Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств. Знакомство учащихся с понятиями «эмоции» научить определять эмоциональное состояние других людей. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций .
Тема 3.2 Как преодолеть негативные эмоции. Наши страхи. Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях. Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека.
Тема 3.3 Приёмы создания позитивного настроя. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха.
Раздел 4 «Искусство общение» (5 часов)
Тема 4.1 Общение без слов. Развитие представлений учащихся о понятии «общение». Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения. Правила и особенности невербального общения.
Тема 4.2 Какой я собеседник? Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка. Понятие активного слушания.
Тема 4.3 Правила честного спора. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.
Тема 4.4 Поговорим рисунками. Передача информации с помощью рисунка.
Тема 4.5 Портрет нашего класса. Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»
Тема 4.6. Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну
Почему первое впечатление не всегда оправдывается. Как мы воспринимаем новинки
Тема 4.7. Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники. Знакомство с особенностями восприятия детей дошкольного и школьного возраста
Тема 4.8. Как люди воспринимают меня самого. Какое впечатление создается у окружающих обо мне. Что на это влияет?
Тема 4.9. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок.
Раздел 5. Поведение и поступок (3 часа).
Тема 5.1. Что такое поведение. Определение понятия поведение, поступок, агрессия.
Тема 5.2. Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении. Особенности выражения человека в вербальном (словесном) и невербальном поведении.
Тема 5.3. Личность и поступок. Психологический практикум в форме обобщающего урока. Какие бывают поступки. Какие факторы влияют на совершение поступков.
Раздел 6. Способности (5 часов).
Тема 6.1. Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Как возникли способности и как они изменялись с течением времени.
Тема 6.2. Одарённость, талант, гениальность. Какого человека мы можем считать одаренным, гениальным, талантливым.
Тема 6.3. Мышление, память, восприятие окружающего мира, творческое отношение к действительности и воображение как общие способности. Что такое мышление, память, как мы воспринимаем окружение
Тема 6.4. Развитие памяти. Игры на внимание. Виды памяти, приемы развития. Развитие внимания.
Тема 6.5. Специальные способности. Виды специальных способностей (математические, художественные, литературные, познавательная активность). Почему способности у людей различаются.
Раздел 7. Психология группы (7 часов).
Тема 7.1. Что такое социальная группа. Условные и реальные группы. Понятие «социум», для чего нужен коллектив.
Тема 7.2. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Отличие формальных групп от неформальных.
Тема 7.3. Как люди влияют друг на друга в группах. Почему человек подчиняется правилам группы.
Тема 7.4. Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы. Почему мы верим рекламе.
Тема 7.5. Реклама как способ взаимодействия на людей. Что нас интересует.
Тема 7.6. Как создаётся реклама. (практикум). Практическое занятие на создание своего рекламного продукта
Тема 7.7. Пользователь Интернета как большая социальная группа. Правила пользования сетью Интернет.

Методические рекомендации:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.  
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Список литературы:
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001г.
Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / Под ред. Э.Н. Гарсиа. – М.: АРКТИ, 2010.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.


Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 515