Рабочая программа факультатива по психологии Познай себя


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Краснозерская средняя общеобразовательная школа № 2имени Ф.И.Анисичкина Согласовано
Руководитель МО учителей
________________________
________/_______________
подпись ФИО
протокол № ___
от «____» _________ 20__г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________/________________
подпись ФИО
от «____» _________ 20__г.

Рабочая программа
Факультатива по психологии
«Познай себя» 5Б класс
(наименование учебного предмета / курса, класс)

1 год
(срок реализации)
Составители:
Максимовская Юлия Александровна
(ФИО)
Педагог-психолог
(должность)
первая квалификационная категория
(квалификационная категории)
р.п.Краснозерское
2014 г.
Пояснительная записка.
В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
появление не успешности в учебе;
снижение мотивации к учению;
возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
нарушение поведения у детей и подростков.
В связи с этим была создана программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 б класса МКОУ Краснозерской СОШ №2 им. Ф.И. Анисичкина «Познай себя».
Цель программы :Создание условий для успешной социальной психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности, сплочение классного коллектива. Задачи программы1. Способствовать формированию позитивной Я-концепции, развитию самосознания, воспитанию активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающему миру. 2.Создать условия для приобретения учащимися опыта эффективного общения и самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций.3.Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы и формированию гуманистических ценностей.
На сегодня наиболее актуальным оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии, с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
В состав показателя «адаптированность» к школьному обучению включены следующие составляющие:
сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
эмоционально-физиологическое благополучие (адекватная самооценка, преобладающий положительный эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)
состояние системы отношений «ученик-учитель»
поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника»
уровень развития мотивации к школьному обучению
удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
Принципы программы психолого-педагогического сопровождения:
«на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, администрации и др.;
активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
- диагностика (индивидуальная и групповая)
-коррекционно-развивающие занятия (тренинговые занятия)
- консультирование (индивидуальное и групповое)
-психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;
- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы
- профилактика;
- организационные виды деятельности.
Условия проведения Программа «Познай себя» рассчитана на работу с учащимися 5Б класса.Занятия проводятся в течение учебного года со всем классом. Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой группе людей, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Игровые упражнения способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. На занятиях используются упражнения, которые нужно выполнять в парах либо малыми группами это способствует сплочению классного коллектива. Ведение тетради «Познай себя» активизирует творческий потенциал учащихся, развивает навыки рефлексии. Опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Некоторые задания в тетради предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы.
Каждое занятие включает в себя: - разминку; упражнения, направленные на повышение активности учащихся, настроя их на совместную деятельность;- беседу по основной теме занятия;- диагностику; - игры и упражнения на развитие личностных качеств;- упражнения на самопознание;- рефлексию занятия.
Ожидаемый результат.
уровень адаптированности учащихся на конец обучения- не менее 70%;
положительная динамика сформированности различных аспектов социальной адаптации
Время проведения: 35 факультативных занятий с классом, 1 раз в неделю по 45 минут
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий «Познай себя»
№ Темы занятий Коли-чествоЧасов Формы и методы работы Дата по плану Дата по факту
1. Вводное занятие. «Что значит познай себя» 1 Беседа, разработка правил общения и взаимодействия на занятиях 2 Вводная диагностика эмоционально-поведенческой сферы 1
Диагностика 3. Я и мое имя. 1 Упражнения активаторы, 4. Я и мое имя 1 Тренинг 5. Я и другие 1 Тренинг 6. От чего зависит мое настроение 1 Беседа, дискуссия, опрос 7. Я и мои учителя. Методика обратной связи 1 Беседа, опрос, анкетирование 8. Я и мой класс. Социометрия 1 Опрос, анкетирование, дискуссия 9. Почему люди ссорятся ?1 Тренинг поведения в конфликтной ситуации 10. Позитивное межличностное взаимодействие в группе 1 Тренинг 11. Коммуникативная компетентность 1 Тренинг 12. Способы снятия эмоционального напряжения 1 Тренинг- дискуссия 13. Мой внутренний мир 1 Дискуссия, беседа, опрос. 14. Мой внутренний мир 1 Тренинг 15. Моя индивидуальность 1 Тренинг 16. Уверенное и неуверенное поведение 1 Тренинг 17. Я в своих глазах и глазах и в глазах других людей 1 Дискуссия, беседа, опрос 18. Точка опоры 1 Тренинг 19. Мой дневник 1 Дискуссия 20. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях 1 Тренинг-дискуссия 21. Навыки общения 1 Тренинг 22. Средства общения 1 Тренинг 23. Позиции в общении 1 Тренинг 24 Делимся впечатлениями 1 Час общения с элементами тренинга 25. Общение и уважение . Общение с разными людьми 1 Час общения с элементами тренинга. 26. Эмоции и чувства – краски здоровья 1 Беседа, дискуссия, опрос 27. Позитивное мышление – залог здоровья 1 Час общения с элементами тренинга 28. Методы и приемы психологической защиты 1 Час общения с элементами тренинга 29. Психологическое здоровье коллектива 1 Час общения с элементами тренинга 30. Личность человека 1 Час общения, дискуссия, опрос 31. Темперамент и характер 1 Час общения, дискуссия 32. Диагностика характерологических особенностей 1 Диагностика 33 Диагностика познавательных способностей 1 Диагностика 34. Повторная диагностика эмоционально-поведенческой сферы 1 Диагностика 35. Дискуссионный клуб «Прощай» 1 Час общения, оценка эффективности проведенных занятий Список литературы
Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.:2001.
Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакципей Л.М. Митиной М.: 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
Тренинги с подростками . Программы, конспекты занятий./ авт. Сост. Ю.А. Голубева – Волгоград: Учитель, 2009.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М.:2008.