Рабочая программа валеологического курса «Познай себя» в системе внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №6
_____________ Е.В.МанокинаПриказ № ___________ от«____» ___________ 2014 г.
Рабочая программа
валеологического курса «Познай себя»
в системе внеурочной деятельности
для обучающихся начальной школы
Составитель:
Е.А.Микановскис,
учитель начальных классов

Тутаев, 2014
1. Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа валеологического курса «Познай себя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Мы идём по тропе здоровья».
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» предназначена для обучающихся начальных классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно, все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, на свежем воздухе, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление главной цели курса: знакомство учащихся со своим организмом, его функциями и возможностями.
Цель конкретизирована следующими задачами:
познакомить с функциями органов и систем человека;
формировать у детей привычку правильно питаться;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
познакомить со способами укрепления здоровья;
продолжить формировать умение выполнять правила личной гигиены;
познакомить с правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях;
знакомить с лекарственными растениями и их использованием.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» предназначена для обучающихся начальных классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 7 до 10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс – 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс — 34 часа в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» состоит из разделов:
Вводное занятие;
Органы и системы человеческого организма
Разговор о правильном питании;
Правила здоровья и оказания первой помощи;
Уроки Спортика;
Лесная аптека;
Спортивный час;
Здоровье в наших руках (ЗОЖ)
Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя» обучающиеся должны
знать:
о влиянии внешней среды на здоровье человека;
значение и функции кожи человека;
значение правильного питания;
названия органов пищеварительной системы;
о роли сердца в жизни человека;
о значении органов слуха;
несколько лекарственных растений нашей местности;
приёмы оказания первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах и ожогах;
комплекс упражнений для утренней зарядки.
уметь:
назвать органы пищеварения;
составить меню для завтрака;
соблюдать правила личной гигиены;
определять пульс у себя и у товарища;
оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях (порезах и ссадинах, ушибах, ожогах, тепловом ударе)
составить режим дня для себя;
наблюдать за развитием своего организма (вести паспорт здоровья);
выполнять утреннюю зарядку.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Познай себя», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Диагностика состояния здоровья детей
Содержание Сроки
1 Составление психолого – педагогической карты класса. Исследование:
памяти;
мышления;
внимания;
уровня развития речи сентябрь
2 Составление социальной карты класса сентябрь
3 Исследование состояние здоровья детей:
- рост;
- вес;
- зрение;
- осанка;
- уровень физического развития;
- группа здоровья;
- физкультурная группа сентябрь, май
4 Анализ состояния здоровья детей. Выводы и рекомендации медицинского работника сентябрь, май
5 Доведение до сведения родителей итогов диагностики сентябрь, май
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
3.Содержание курса «Познай себя»
1 класс (33 часа)
1. Вводное занятие (1 час)
2. Органы и системы человеческого организма.(9часов) Как устроен наш организм. Костный скелет – основа нашего тела. Осанка. Путешествие бутерброда. Глаза – окно в окружающий мир. Как сохранить зрение в норме. Для чего нужна дыхательная гимнастика. Кто во рту живёт. В гостях у зубной щётки. Кожа – наша природная одежда. Правила Мойдодыра. Этот чудесный мир звуков.
3. Разговор о правильном питании (7 часов) Знакомство с героями «Улицы Сезам». Самые полезные продукты. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Плох обед, если хлеба нет. Полдник. Время есть булочки.
4. Правила здоровья и оказания первой помощи.(3 часа)
5. Уроки Спортика.(4 часа) Правила и способы укрепления своего здоровья.
6. Лесная аптека.(3 часа) Лекарственные растения нашего края и их применение.
7. Спортивный час.(4 часа) Увеличение двигательной активности через спортивные мероприятия.
8. Здоровье в наших руках.(2 часа) Правила и закономерности здорового образа жизни
2 класс (34 часа)
1. Вводное занятие (1 час)
2. Органы и системы человеческого организма.(9 часов) Почему кости крепкие. Почему мы не ломаемся. Конструируем ростомер. Как беречь зрение. Гимнастика для глаз. Внутренняя кухня человека. Чистота и порядок в доме – это важно. Мышечный скелет человека. Кровь и кровеносная система человека. Жизненный «мотор» человека. Влияние физических нагрузок на работу сердца. Мои достоинства и недостатки.
3. Разговор о правильном питании (7 часов) Пора ужинать. На вкус и цвет товарищей нет. Если хочется пить… Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины весной? Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты. Каждому овощу своё время.
3. Правила здоровья и оказания первой помощи.(3 часа)
4. Уроки Спортика.(4 часа) Правила и способы укрепления своего здоровья.
5. Лесная аптека.(3 часа) Лекарственные растения нашего края и их применение.
6. Спортивный час.(4 часа) Увеличение двигательной активности через спортивные мероприятия.
7. Здоровье в наших руках.(3 часа) Правила и закономерности здорового образа жизни
3 класс (34 часа)
1. Вводное занятие (1 час)
2. Органы и системы человеческого организма.(9 часов) Понятие о биополе человека. Природа биологических ритмов. Биологические часы человека. Утомление и переутомление. Предупреждение инфекционных заболеваний. Красота человеческого тела. Правильная осанка. Зубы, дёсны и уход за ними. Гигиена зрения. Что ухудшает зрение? Гигиена слуха. Зачем и как беречь уши? Закаливание - способ укрепления здоровья. Виды закаливания.
3.Разговор о правильном питании (7 часов) Из чего состоит наша пища? Что нужно есть в разное время года? Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовят пищу. Как правильно накрыть на стол. Молоко и молочные продукты.
4. Правила здоровья и оказания первой помощи.(3 часа)
5. Уроки Спортика.(4 часа) Правила и способы укрепления своего здоровья.
6. Лесная аптека.(3 часа) Лекарственные растения нашего края и их применение.
7. Спортивный час.(4 часа) Увеличение двигательной активности через спортивные мероприятия.
8. Здоровье в наших руках.(3 часа) Правила и закономерности здорового образа жизни
4 класс (34 часа)
1. Вводное занятие (1 час)
2. Органы и системы человеческого организма.(9 часов) Значение жидкости для человека. Путешествие по музеям напитков. Гигиена – основа здоровья. Правила гигиены в школе и дома. Основные системы человеческого организма, их оставляющие, функции, правила здоровья. Русская баня. Секреты здоровья наших предков.
3.Разговор о правильном питании (7 часов) Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Что можно приготовить, если набор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом.
4. Правила здоровья и оказания первой помощи.(3 часа) Поведение в школе (игра – путешествие). Опасности дома и вне. Первая помощь при отравлениях. Правила поведения в воде и возле водоёмов.
5. Уроки Спортика.(4 часа) Правила и способы укрепления своего здоровья.
6. Лесная аптека.(3 часа) Лекарственные растения нашего края и их применение.
7.Спортивный час.(4 часа) Увеличение двигательной активности через спортивные мероприятия.
8. Здоровье в наших руках.(3 часа) Правила и закономерности здорового образа жизни

Занятия проводятся один раз в неделю по возможности на свежем воздухе. Работа ведётся на доступном для учеников уровне. В зависимости от возраста учащихся меняются цели и задачи, содержание рассказов и глубина раскрытия темы. Использование физических упражнений, подвижных игр способствует укреплению физической силы и ловкости. Обогащение жизненного опыта ребёнка путём расширения кругозора повышает его ответственность за сохранение своего здоровья, формирует навыки здорового образа жизни.
4.Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихсяРежим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/пНаименование разделов Всего
часов В том числе Основные виды деятельности обучающихсяТеория Практика 1. Вводное занятие;
1 1 Осваивают общие правила здорового образа жизни. Моделируют правильное поведение в школе и вне.
2. Органы и системы человеческого организма;
9 6 3 Знакомятся с основными системами органов человека. Учатся ставить задачи для наблюдений за собственным организмом. Обсуждают опасные ситуации, которые ведут к нарушению работы внутренних органов.
3 Разговор о правильном питании 7 4 3 Знакомятся со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Расширяют знания о пользе и вреде продуктов питания.
4. Правила здоровья и оказания первой помощи; 3 2 1 Осваивают правила поведения в экстренных ситуациях, оказания доврачебной помощи.
5. Уроки Спортика4 2 2 Осваивают правила оздоровления. Обсуждают правила личной гигиены; учатся пользоваться предметами гигиены.
6. Лесная аптека;
3 2 1 Обсуждают значимость лекарственных растений в жизни человека. Учатся собирать и заготавливать лекарственные растения.
7. Спортивный час;
4 4 Участвуют в различных спортивных мероприятиях.
8. Здоровье в наших руках (ЗОЖ)
3 2 1 Обсуждают значение физических упражнений для школьника, значение вредных привычек и способы борьбы с ними.
Итого: 34 18 16 5. Календарно – тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего,
час. В том числе Дата
Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 1.1 Праздник – презентация спортивно-оздоровительного класса «Да здравствует страна Спортландия!». 1 2. Органы и системы человеческого организма 9 4 5 2.1 Как устроен наш организм? 1 2.2 Костный скелет – основа нашего тела. Осанка. 1 2.3 Путешествие бутерброда. 1 2.4 Глаза – окно в окружающий нас мир. Как сохранить зрение в норме? 1 2.5 Для чего и как мы дышим? Для чего нужна дыхательная гимнастика? 1 2.6 Кто во рту живёт? В гостях у волшебной щётки. 1 2.7 Кожа – наша природная одежда. 1 2.8 Правила Мойдодыра1 2.9 Этот чудесный мир звуков. 1 3. Разговор о правильном питании 7 5 2 3.1 Знакомство с героями «Улицы Сезам». 1 3.2 Самые полезные продукты.
1 3.3 Как правильно есть 1 3.4 Удивительные превращения пирожка. 1 3.5 Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? 1 3.6 Плох обед, если хлеба нет. 1 3.7 Полдник. Время есть булочки. 1 4. Правила здоровья и оказания первой помощи 3 1 2 3.1 Как себя вести, чтобы не случилось беды: опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. 1 3.2 Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях (порезы и ссадины) 1 3.3 Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях (ушибы, ожоги,)1 4. Уроки Спортика4 2 2 4.1 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 1 4.2 В гостях у Гигиены. 1 4.3 Я умею планировать свой день. 1 4.4 Как оценить количество и качество своего здоровья. Паспорт здоровья. 1 5. Лесная аптека 3 2 1 5.1 Загадочный мир растений – помощников. 1 5.2 Лекарственные растения нашей местности. 1 5.3 Условия сбора ольховых шишек 1 6. Спортивный час 4 4 6.1 День бегуна 1 6.2 В здоровом теле – здоровый дух. (Заочное путешествие по Греции) 1 6.3 Лыжная прогулка 1 6.4 На открытом воздухе нам весело играть! 1 7. Здоровье в наших руках (ЗОЖ) 2 1 1 7.1 Что такое «вредные привычки»? 1 7.2 В здоровом теле -здоровый дух. Ролевая игра 1 Итого: 33 15 18 2 класс (34 часа)
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего
часов В том числе Дата
Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 1.1 Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». 1 2. Органы и системы человеческого организма 9 5 4 2.1 Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся? 1 2.2 Конструируем ростомер 1 2.3 Как беречь зрение? Гимнастика для глаз 1 2.4 Внутренняя кухня человека 1 2.5 Чистота и прядок в доме: это важно. Как надо делать уборку в школе и дома 1 2.6 Мышечный скелет человека 1 2.7 Кровь и кровеносная система человека 1 2.8 Жизненный «мотор» человека. Влияние физических нагрузок на работу сердца. 1 2.9 Мои достоинства и недостатки. (тренинг) 1 3. Разговор о правильном питании 7 4 3 3.1 Пора ужинать.
1 3.2 На вкус и цвет товарищей нет. 1 3.3 Если хочется пить… 1 3.4 Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 1 3.5 Где найти витамины весной? 1 3.6 Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты. 1 3.7 Каждому овощу своё время. 1 3. Правила здоровья и оказания первой помощи 3 1 2 3.1 Как себя вести, чтобы не случилось беды: опасные ситуации на улице. 1 3.2 Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях (кровотечение из носа) 1 3.3 Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях (укусы насекомых) 1 4. Уроки Спортика4 2 2 4.1 Значение утренней гимнастики. 1 4.2 Уроки Мойдодыра. 1 4.3 Мой режим дня. 1 4.4 Заполняем паспорт здоровья. 1 5. Лесная аптека 3 2 1 5.1 Аптека со своего огорода. 1 5.2 Мёд – лекарство от всех болезней. 1 5.3 Условия сбора и заготовки листьев для витаминного чая 1 6. Спортивный час 4 4 6.1 День прыгуна 1 6.2 Выход в осенний лес 1 6.3 Лыжная прогулка 1 6.4 На открытом воздухе нам весело играть! 1 7. Здоровье в наших руках (ЗОЖ) 3 1 2 7.1 Плохие привычки хороших детей 1 7.2 Положительные и отрицательные эмоции в нашей жизни. Ролевая игра 1 7.3 Моё свободное время. Презентация проектов 1 Итого: 34 15 19 3 класс (34 часа)
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего
часов В том числе Дата
Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 1.1 Детские забавы (спортивно-развлекательный час) 1 2. Органы и системы человеческого организма 9 6 3 2.1 Понятие о биополе человека 1 2.2 Природа биологических ритмов. Биологические часы человека 1 2.3 Утомление и переутомление 1 2.4 Предупреждение инфекционных заболеваний 1 2.5 Красота человеческого тела. Правильная осанка. 1 2.6 Зубы, дёсны и уход за ними 1 2.7 Гигиена зрения. Что ухудшает зрение? 1 2.8 Гигиена слуха. Зачем и как беречь уши? 1 2.9 Закаливание - способ укрепления здоровья. Виды закаливания. 1 3 Разговор о правильном питании 7 4 3 3.1 Давайте познакомимся 1 3.2 Из чего состоит наша пища? 1 3.3 Что нужно есть в разное время года? 1 3.4 Как правильно питаться, если занимаешься спортом 1 3.5 Где и как готовят пищу 1 3.6 Как правильно накрыть на стол 1 3.7 Молоко и молочные продукты 1 4 Правила здоровья и оказания первой помощи 3 2 1 3.1 Если ты дома один: опасные ситуации дома. 1 3.2 Солнце и опасность. Первая помощь при солнечном ударе. 1 3.3 Химические ожоги и укусы ядовитых насекомых. Первая помощь. 1 5 Уроки Спортика4 2 2 4.1 Как правильно просыпаться? 1 4.2 Гигиена одежды и предупреждение простуды 1 4.3 Дыхательная гимнастика 1 4.4 Учимся отдыхать 1 6 Лесная аптека 3 2 1 5.1 Как лечились наши предки? Народная медицина 1 5.2 Липа и липовый цвет – хвори нет 1 5.3 Заварим весенний витаминный чай 1 7 Спортивный час 4 4 6.1 Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье 1 6.2 Зимние затеи 1 6.3 Растем здоровыми (музыкально – спортивный час) 1 6.4 День бегуна 1 8 Здоровье в наших руках (ЗОЖ) 3 2 1 7.1 Что такое воспитание себя? 1 7.2 Традиции нашей семьи (творческая работа) 1 7.3 Полезные привычки. Как их создать? 1 1 Итого: 34 18 16 4 класс (34 часа)
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего
часов В том числе Дата
Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 1.1 Здоровье – богатство на все времена (спортивно-развлекательный час) 1 2. Органы и системы человеческого организма 9 6 3 2.1 Значение жидкости для человека. Путешествие по музеям напитков. 1 2.2 Гигиена – основа здоровья. Правила гигиены в школе и дома. 1 2.3 Сердечно – сосудистая система человеческого организма. Составляющие, функции, правила здоровья. 1 2.4 Опорно - двигательная система человеческого организма. Составляющие, функции, правила здоровья. 1 2.5 Нервная система человеческого организма. Составляющие, функции, правила здоровья. 1 2.6 Пищеварительная система человеческого организма. Составляющие, функции, правила здоровья. 1 2.7 Органы чувств система человеческого организма. Составляющие, функции, правила здоровья. 1 2.8 Дыхательная система человеческого организма. Составляющие, функции, правила здоровья. 1 2.9 Русская баня. Секреты здоровья наших предков. 1 3 Разговор о правильном питании 7 4 3 3.1 Блюда из зерна 1 3.2 Какую пищу можно найти в лесу 1 3.3 Что и как приготовить из рыбы 1 3.4 Дары моря 1 3.5 Кулинарное путешествие по России 1 3.6 Что можно приготовить, если набор продуктов ограничен 1 3.7 Как правильно вести себя за столом 1 4 Правила здоровья и оказания первой помощи 3 2 1 3.1 Поведение в школе (игра – путешествие) 1 3.2 Опасности дома и вне. Первая помощь при отравлениях 1 3.3 Правила поведения в воде и возле водоёмов 1 5 Уроки Спортика4 2 2 4.1 Как научиться соблюдать режим дня (занятие – совет) 1 4.2 Что такое прививки и почему они необходимы 1 4.3 Домашняя аптечка 1 4.4 Заботимся о своём зрении. Гимнастика для глаз 1 6 Лесная аптека 3 2 1 5.1 В лес за витаминами. Польза грибов, лесных ягод и орехов 1 5.2 Ядовитые и опасные растения нашего края 1 5.3 Проект «Лес – наше здоровье» 1 7 Спортивный час 4 4 6.1 Игры наших бабушек и дедушек (занятие на свежем воздухе) 1 6.2 Лыжная прогулка 1 6.3 Олимпийские игры в миниатюре 1 6.4 День прыгуна 1 8 Здоровье в наших руках (ЗОЖ) 3 3 7.1 Почему вредно курить 1 7.2 Чем вреден алкоголь 1 7.3 Самое страшное зло - наркотики 1 Итого: 34 19 15 6. Материально-техническая база для реализации внеурочной деятельности
Учебные пособия:
рабочая тетрадь для обучающихся «Две недели в лагере здоровья»;
учебные видеофильмы и мультипликационные фильмы;
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.7. Список литературы
Антропова, М.В. Основы гигиены учащихся [Текст]. – Москва: Просвещение, 1971.
Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. – Спб.: 1996. – 32 с.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы [Текст]. – Москва: ВАКО, 2004. – 240 с.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст].- Москва «Вако», 2004 г.
Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Текст] // Т.Н. Захарова, Т.Н. Суровикина, С.Г. Оводо, А.В.Сысоева, Е.Р.Некрылова, Т.В.Бондарева, И.Г.Смирнова, С.В. Николаева, Е.Ю. Ляпина, Ю. А. Киселёва, Г.П.Попова, И.В.Арбузова, Г.В.Бирюкова, В.А.Авдеева, М.А.Головкина //. – Волгоград: Учитель, 2009. – 174 с.
Крутецкая, В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи [Текст]. – Спб.: Литера, 2008. – 64 с.
Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и коллектив авторов. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. [Текст]. Пособие для врачей.\ Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – М.: ГУ НЦЗД РАМН, 198с.
Лёвина, С.А. Физкультминутки [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2006.
Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей: Книга для родителей [Текст]. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
Павлова, М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып.2: классные часы, игры [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.
Поляков, О.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.// Начальная школа-№1. – 2003, с.57.
Прибыщенко, М.Н. Спортивные праздники круглый год [Текст] // М.Н.Прибыщенко, В.И. Колесник, А.Г. Трушкин, Е.С. Громак //. – Москва: МарТ, 2005. – 288 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст]. – М.: АРКИ, 2006. – 272 с.
Соковня, И. Социальное взросление и здоровье школьников: Метод. пособие для учителя [Текст]. – Москва: Просвещение, 2005. – С.13-101.
Степанова, О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст].– Творческий центр «Сфера», Москва, 2003 г.
Фатеева, Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов[Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2000. – С. 7-79.
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья \ Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.