Программа по внеурочной деятельности «Познай себя»для 2 класса


КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» №3 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Рассмотрено»
На ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО
__________
А.Н. Душка
от « » 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР _____________
И.В. Сердюк
от « » _________ 2014 г. «Утверждаю»
Директор
КУВК «школа-гимназия»№3
________
Н.В. Лебедева
от « » 2014г.
Программа
по внеурочной деятельности
«Познай себя»
для 2-Б класса
на 2014-2015 учебный год
Направление социальное
Форма реализации факультатив
Программу разработала Шевчук Н.П. учитель начальных классов
г. Красноперекопск

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»;
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296);
- концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- на основе примерной программы по психологии «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в начальной школе) О.В. Хухлаева;
- в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования КУВК «школа-гимназия» № 3.
Направленность программы: данная образовательная программа по Базисному образовательному плану имеет социальное направление.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить её поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего детства. Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Но важно помнить, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического. Интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.
Данная программа является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 6,5 до 10 лет призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Цель дополнительной образовательной программы: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою малую Родину.
Задачи дополнительной образовательной программы:
расширять знания о строение организма человека;
научить соблюдать правила личной гигиены, правильно строить режим дня;
расширять знания об основных причинах возникновения чрезвычайных ситуаций;
сформировать знания о правилах рационального питания с учётом возраста и особенностями кухни;
развить умение взаимодействия с окружающей средой с позиции экологической безопасности;
сформировать представления о значении двигательной активности для развития здорового организма;
создавать представления у детей о здоровом образе жизни , разных видах народных спортивных состязаний;
расширять знания о детских забавах , народных методах лечения болезней.
Описание места предмета в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Познай себя» ориентирована на обучающихся 1 – 4 классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет в 1 классе – 33 учебных часа, в 2 – 4 классах 34 учебных часа в год.

Ожидаемые, планируемые результаты
Личностные результаты.
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место
принимать и сохранять учебную задачу
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
уметь справляться со страхами, обидами, гневом
быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
умение структурировать знания;
моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с помощью учителя
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
самостоятельное формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия;
учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера;
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения;
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключается в том, что её содержание предполагает изучение вопросов этики, психологии, правоведения, семьи, физиологии, анатомии и гигиены человека.
Формы занятий:
игра-путешествие
театрализованное представление
КВН;
спортивные соревнования детских команд
Ролевая игра
Тренинги
Беседы
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
2 класс
№ п/пТема Всего
часов Часы
Теория Практика Зачет
1. Блок этики
4 1 2 1
1.1 Красота окружающего мира .1 1.2 Мир вокруг нас. Тесты. 1 1.3 Как? Что? Почему? 1 1.4 Итоговое занятие. Праздник « Мы вместе». 1
2. Блок психологии
5 1 3 1
2.1 Развитие познавательной деятельности 1 2.2 Развитие эмоциональной деятельности. 1 2.3 Развитие навыков общения 1 2.4 Полезные привычки. Как их создать? 1 2.5 Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Составляем свой журнал. 1
3. Блок моих прав
4 1 2 1
3.1 Правила поведения в обществе. 1 3.2 Правила поведения и здоровья. 1 3.3 Опасные ситуации. Ситуативные задачи. 1 3.4 Итоговое занятие. « Я среди людей». 1
4. Блок семьи
5 2 2 1
4.1 Чистота в доме и в школе 1 4.2 Как я делаю уборку в доме и в школе 1 4.3 «Мужские» и «женские» обязанности 1 4.4 Школа вежливости. Беседа – игра. 1 4.5 Итоговое занятие КВН «Все работы хороши ». 1
5. Блок гигиены
9 3 5 1
5.1 Мой организм – большая планета 1 5.2 Дыхание. Осанка и движение – ритмы жизни 1 5.3 Основные правила правильного питания 1 5.4 Если хочешь быть здоров!Закаляйся! 1 5.5 Самые полезные продукты 1 5.6 Составляю паспорт своего здоровья 1 5.7 Тренажер зрительно-координационных движений 1 5.8 Хотим расти здоровыми. Игровой практикум. 1 5.9 Итоговое занятие. Праздник «В здоровом теле - здоровый дух». 1
6.
Блок моей Родины 4 2 2 1
6.1 Народные методы лечения .1 6.2 В гости по деревням и селам . Экскурсия в музей быта. 1 6.3 Мои предки – кто они? 1 6.4 Праздник, итоговое занятие. «В моей семье». 1
7. Блок спорта
3 1 1 1
7.1 ТБ в спорте. 1 7.2 Веселые старты. 1 7.3 Итоговое занятие «В гостях у олимпийских чемпионов». 1
Содержание программы

№ п\нДата
прове-дения
Тема
Требования к уровню подготовки обучающихся1 Блок этики
Красота окружающего мира.
Знать: общие условия, необходимые для жизни живых организмов, разнообразие животного мира и растений.Уметь: находить взаимосвязи живой и неживой природы.Уметь: видеть, понимать, оценивать красоту окружающего мира. Знать: о значении природы для жизни человека.Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений, приводить примеры разнообразия живой и неживой природы.Знать: произведения детских писателей.Уметь: читать стихи, петь песни, играть в подвижные игры, отгадывать загадки и шарады.
2 Мир вокруг нас. Тесты.
3 Как? Что? Почему?
4 Итоговое занятие. Праздник « Мы вместе».
5 Блок психологии
Развитие познавательной деятельности
Знать: понятия «память», «внимание», «эмоциональная память»;
Уметь: выполнять упражнения, помогающие развивать память и внимание.
Знать понятие: «эмоции», положительные и отрицательные эмоции; Уметь: решать тесты – выбирать правильный ответ.
Знать: правила общения с людьми, правила культурного поведения;
Уметь: выполнять упражнения, помогающие развивать навыки общения. Знать: понятие «привычка»;
Уметь: отличать полезные привычки от вредных, составлять правила развития полезных привычек.
6 Развитие эмоциональной деятельности.
7 Развитие навыков общения.
8 Полезные привычки. Как их создать? 9 Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Составляем свой журнал 10 Блок моих прав
Правила поведения в обществе. Знать: правила поведения человека с окружающими его предметами живой и неживой природы;
Уметь: соблюдать правила безопасного поведения и
формулировать их при обсуждении жизненных ситуаций.
Знать: правила укрепления своего здоровья;
Уметь: конструировать ростомер в семье, составлять паспорт здоровья.
Знать: правила ТБ на улице, дома;
Уметь: тренировать поведенческие навыки по проблеме.
Знать: правила здорового образа жизни;
Уметь: играть в игру «Доскажи словечко», «Вежливые прятки», отгадывать загадки – шутки.
11 Правила поведения и здоровья 12 Опасные ситуации. Ситуативные задачи. 13 Итоговое занятие. « Я среди людей».
14
Блок семьи
Чистота в доме и в школе Знать: понятия «порядок» и «чистота»;
Уметь: составлять памятку для ученика.
Знать: понятия «дежурный», правила ТБ при выполнении уборки дома и в школе;
Уметь: пользоваться веником, савком и тряпкой, пылесосом.
Знать: понятия «мужские» и «женские» обязанности;
Уметь: выполнять простейшие задания для девочек и мальчиков.
Знать: правила культурного поведения при общении с людьми;
Уметь: играть в игру «Совет наоборот».
Знать: профессии мужчин и женщин;
Уметь: уважительно относиться к людям разных профессий.
15 Как я делаю уборку в доме и в школе 16 «Мужские» и «женские» обязанности 17 Школа вежливости. Беседа – игра. 18 Итоговое занятие КВН «Все работы хороши ».
19 Блок гигиены
Мой организм – большая планета Знать: понятие «организм», сходство и различие людей друг от друга, понятие «здоровье»;
Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений.
Знать: понятие «органы дыхания», «осанка», представления о строении человеческого организма;
Уметь: соблюдать режим дня, правила красивой осанки при письме и т.д.
Знать: правила правильного питания, правила поведения за столом;
Уметь: соблюдать правила поведения за столом, пользоваться столовыми приборами.
Знать: понятие «ЗОЖ»;
Уметь: выполнять и соблюдать правила ЗОЖ, составлять правильный режим дня.
Знать: понятие «полезные продукты»;
Уметь: соблюдать и заполнять дневник «Правильное питание».
Знать: понятие «паспорт здоровья»;
Уметь: составлять «паспорт здоровья».
20 Дыхание. Осанка и движение – ритмы жизни 21 Основные правила правильного питания 22 Если хочешь быть здоров! Закаляйся!
23 Самые полезные продукты
24 Составляю паспорт своего здоровья
25 Тренажер зрительно-координационных движений 26 Хотим расти здоровыми. Игровой практикум. 27 Итоговое занятие. Праздник «В здоровом теле - здоровый дух».
28 Блок моей Родины
Народные методы лечения. Знать: понятие «координация»;
Уметь: выполнять упражнения, способствующие поддержанию зрительно-координационной функции, проводить динамические перемены.
Знать : правила ТБ в подвижных играх;
Уметь: играть в подвижные игры «Сторож», «Два мороза», «Карусель».
Знать: правила ТБ при проведении подвижных игр;
Уметь: выполнять упражнения с мячом, скакалкой, обручем.
29 В гости по деревням и селам .
Экскурсия в музей быта.
30 Мои предки – кто они?
31 Праздник, итоговое занятие. «В моей семье».
Блок спорта
ТБ в спорте Знать: понятия «народное лечение», «лекарственные травы».
Уметь: составлять рецепты народного лечения.
Знать: происхождение и местонахождение села Паньшино;
Уметь: работать с дополнительными источниками знаний.
Знать: историю жизни и развития донского казачества;
Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений.
Веселые старты.
Итоговое занятие «В гостях у олимпийских чемпионов».
Литература.
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение», 1991 г.
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург, 1997 г.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Погосова Н.М.Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.
Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб.-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.