Курс «Основы экономики и финансовой грамотности» (интегрирован с предметом «Познание мира») 4 класс. Тема: Экономим электроэнергию.Как одна лампочка экономит деньги.


Курс «Основы экономики и финансовой грамотности»
(интегрирован с предметом «Познание мира»)
Тема: Экономим электроэнергию.Как одна лампочка экономит деньги.
Цели и задачи: сформировать умения и навыки решатьэкологические задачи экономического содержания.
привлечь внимание учеников  к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
способствовать воспитанию культуры энергопользования;
создать  мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;стимулировать интерес  учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
воспитывать умение работать в парах, в команде;
Ожидаемый результат:соотнесут положительные и отрицательные стороны энергосбережения, оценят значение энергосбережения для окружающих, выделят особенности экономических профессий.
Тип урока – урок – проблема 
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, мультимедио проектор, презентации к уроку.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа.
Предварительная подготовка –анкетирование учащихся, самостоятельный подбор материала учащимися по теме энергосбережение, энергосберегающие лампочки.
Критерии для оценивания работы группы
(примерная табл. для учителя):
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
I          
II          
III          
IV          
V VI Самооценка ученика .1.Подготовка к уроку. Работа с дополнительной информацией.
2.Умение приводить аргументы.
3.Активность на уроке
4.Поведение на уроке.
5.Умение работать в команде.
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
ХОД УРОКА.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Организационный  момент.
Создание коллаборативной среды. Приветствие 2мин
Приём «Имена-качества»
Сегодня на урок каждый из вас принёс определённый багаж знаний. Давайте попробуем коротко их охарактеризовать. Для этого нужно назвать какое-либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя (например-я Лариса, пришла к вам на урок, с любознательностью). Артур будет на уроке активным.Рома будет решительным. Татьяна проявит творчество. Имран подаст идеи. Каждый придумывает какое-либо качество, которое он мог бы принести в класс сегодня.
-А какое качество проявит Эльвира? (Энергичность, энергию, экономность).
Качества Эльвиры помогут нам определить цели и задачи сегодняшнего урока.
Деление на группы.
Дом – стеклянный пузырек,А живёт в нём огонёк.Днём он спит, а как проснётся,Ярким пламенем зажжётся  (лампочка).
Метод «6 шляп мышления»Ученики вытягивают разноцветные карточки с изображением лампочки в цветовой гамме по методу,и расходятся по группам. На каждой лампочке кроме цвета написаны названия профессий.
Чёрная-Аудитор, зелёная-Маркетолог,жёлтая-Мерчанда́йзер,белая- Сметчик, синяя-Экономист,красная-Финанси́ст.Приём«Рукопожатие».
Через рукопожатие передать какое-либо чувство членам своей команды(уважение, поддержка,готовность работать в команде) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.
-Определите критерии оценивания на уроке.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Целеполагание и мотивация. 10 мин.
-Что вы знаете о профессиях, написанных на ваших лампочках?Соотнесите иллюстрацию и название профессии.(На столах есть тексты с определением профессии и иллюстрации профессий.)
1-Финанси́ст— специалист в области финансовых операций.Термин также может означать человека, занимающегося особо крупными финансовыми операциями (например, предоставлением больших сумм в кредит, финансированием проектов.
Задача финансиста — выгодно вложить средства. Одной из важнейших задач финансиста является оценка оптимального сочетания риска и дохода.
2-Мерчанда́йзер — товаровед, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах). Отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины,). Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.
3-Аудитор-это специалист, который занимается проверкой финансовой и налоговой отчетности компаний.
4-Сметчик– это специалист по определению стоимости строительства. В основную категорию сметчиков входят: экономисты-сметчики, инженеры-сметчики..
Сметчик – это строитель и бухгалтер в одном лице. Опытный сметчик помогает строителям не только минимизировать расходы, но и избежать многих проблем в процессе работы.
5-Маркетолог —(англ. market — рынок) — специалист, изучающий и анализирующий спрос на производимый товар, рынки сбыта товара, вырабатывающий рекомендации о целесообразности выпуска и возможностях продажи товаров/услуг, обоснование их цены и пути продвижения к потребителю(включая рекламу)
6-Экономист — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.
Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью.Экономистом также называют человека, который пишет статьи и иные материалы по экономической политике.
Самопроверка.
Все эти профессии связаны с одним словом-экономика.
-Образуйте глагол от слова экономика.(экономить)
-Что можно экономить?(ответы детей)
-Глядя на бытовые приборы, о какой экономии можно подумать? (экономия электроэнергии).Сегодня на уроке вы попробуете войти в роль данных профессий и с их точки зрения рассмотреть глобальную проблему экономии электроэнергии на примере одной лампочки.
Тема урока-Экономим электроэнергию.
-А что можно сэкономить с помощью электроэнергии?(деньги)
Первая половина урока будет работа над теорией, а затем вы самостоятельно попытаетесь рассмотреть вопрос о том, как одна лампочка экономит деньги.
-От каких слов образовалось слово электроэнергия?
-Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать!  Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Приём «Ключевые слова»
Словарь экономических слов на сегодня: Энергия, экономия энергии и ресурсов, энергетическая услуга.
-Составьте небольшой рассказ, используя эти слова.10 мин
Составление кластера
Энергия в форме электричества, нефти или газа сама по себе не является для нас полезной. Но полезные способы применения энергии, которые могут быть произведены при помощи этих источников — основные элементы нашей повседневной жизни. Такое использование источников энергии мы называем энергетическими услугами.
 Существует четыре основные цели применения энергии. Основные группы энергетических услуг:
• Нагревание • Охлаждение • Освещение • Механическая работа
237934518669000144589520637500306514520637500формы энергии
газ нефть электричество
2379345-3175003122295-3175001350645-317500
энергетическая услуга-полезные способы применения энергии
39223951727200032651701727200076009517272000 (цели применения энергии)
19983451587500
Нагревание Охлаждение Освещение Механическая работа
6934201206500356044512065004836795120650019983451206500
газовая плита холодильник люстры пылесос
микроволновка морозильная бра электромясорубкафен камера торшер стиральная машинка
электрочайник фонарь миксер
2755265-294894000утюг

экономия
Освещение занимает около 50% оплаты за электроэнергию
Давайте немного потратим свою энергию.
ФИЗМИНУТКА 2мин.
Энергия солнца-потянуться к солнышку
Энергия земли- .(Встать на носочки, потянуться к солнцу)
Энергия ветра-упражнение мельница
Энергия воды-окунёмся в воду с головой-приседания
Энергия огня-Огонь в глубокой древности использовали в качестве обеспечения тепла, А тепло идёт от добрых улыбок
Работа в группах. 5 мин
А теперь задание для самостоятельной работы «Как одна лампочка экономит деньги». Каждая группа готовит презентацию об энергосберегающих лампочках, соответствующую цвету группы. Обговаривается очерёдность выступлений. У каждой группы на столе есть тексты с информацией по теме урока и выполненная домашняя работа.
1.Красная лампа: эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса
2.Желтая лампа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
3.Черная лампа- негативная. Эта группа сегодня помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
4.Белая лампа: статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
5.Зеленая лампа: творческая.Вы придумываете загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн по теме.
6.Синяя лампа: аналитическая.Эта группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Презентация своих идей каждой группой. 12мин
Итог.Подводит аналитическая группа.
РЕФЛЕКСИЯ
сегодня я узнал…
я понял, что…
теперь я могу…
я попробую…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
5мин
Заполнение диаграммы успеха.
Д.з. Создать дизайн энергосберегающей лампочки будущего.