Активизация работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на уроках русского языка и литературы


Активизация работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на уроках русского языка и литературы
Бобровская А.А.
МАОУ «СОШ № 17»
г. Губкина
Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастаюшим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.
Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами [2; Т.1 с.393]. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.
Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка, использования личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в обучении, вовлечения учащихся в исследовательскую работу, выдвижение идей, анализа литературы и материалов сети Интернет.
Для осуществления на практике основных принципов современного образования необходимо разнообразить технологии обучения. Технологический подход в преподавании русского языка и литературы продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся, необходимостью подготовки выпускника школы, обладающего не только знаниями, умениями, навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность, поэтому в основе построения уроков русского языка и литературы должен доминировать деятельностный подход (вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие и практические работы, конкурсы и т.д.).
В данной статье хотелось бы рассмотреть некоторые формы и методы работы с учащимися, проявляющими повышенный познавательный интерес.
Наличие в различных классах школы детей с высоким уровнем мотивации предъявляет высокие требования к преподавательскому составу. Большой объём программного материала по русскому языку и литературе при небольшом количестве отведённого на его изучение времени требуют серьёзного подхода к его подаче. В такой ситуации для учащихся с повышенной мотивацией образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а процессом формирования определённого типа мировоззрения (на уроках русского языка и литературы - гуманитарного).
В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников (телевидение, радио, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, ресурсы сети Интернет), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика в процесс поиска ответов на самые разные вопросы: «А почему именно так?», «Что могло привести к данной ситуации?», «В чем, на ваш взгляд, причина…?» и т.д.
В процессе проблемного обучения используются методы различного уровня сложности [1; 122]. Это может быть эвристическая беседа (когда перед учащимися ставится проблемная задача, а затем задается ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи). При частично-поисковом методе ученики решают проблемную задачу самостоятельно. Метод выявления причинно-следственных связей помогает добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. И, наконец, это может быть обращение к собственным наблюдениям учеников при общении с окружающим миром. Только разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и неутомительными. А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться, не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы.
При проведении уроков русского языка и литературы необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Помимо традиционных уроков провожу инновационные уроки: уроки с использованием ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсии, диспуты, пресс-конференции, ролевые игры, интегрированные уроки.
Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построение логических схем, определение основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать аргументы, делать выводы. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.
Итак, основными методами и формами работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются: проблемное обучение, самостоятельные, творческие работы, работа со словарями различных типов, с дополнительными источниками информации, работа со статьями литературных критиков, нестандартные проблемные темы сочинений, а также благоприятная, доброжелательная атмосфера на уроках.
В качестве домашних заданий предлагаю детям подготовить тематические презентации к урокам русского языка; к урокам литературы презентации по творчеству писателя или поэта не только с использованием ресурсов ИКТ, но и книг из серии ЖЗЛ.
Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков. Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.
Во внеурочной работе с учениками с повышенной мотивацией придерживаюсь следующих основных принципов [1; 48]:
-использование системы предметных олимпиад как средство мотивации учебной деятельности;
-добровольность участия;
-регулярность проведения занятий;
-разнообразие форм деятельности с преобладанием активных направлений;
-постоянный мониторинг ЗУН;
-организация преемственности (разновозрастные группы), участие в работе «ветеранов» олимпиад;
-создание и пополнение «базы данных» (олимпиадных заданий) на бумажных и электронных носителях;
-систематическая самостоятельная подготовка учащихся.
На внеурочных и неаудиторных занятиях разновозрастных групп предлагаю «ветеранам» олимпиад проявить себя в роли консультантов. Для младших школьников участие в подобной работе - не просто приобретение необходимого опыта, но и самая лучшая мотивация к учёбе.
На таких внеурочных занятиях эффективны разборы различных по уровню сложности заданий и тестов, выполнение практических работ, осуществление проектной деятельности, проведение интеллектуальных игр на эрудированность по предмету.
Особое место в работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской деятельности изучают важнейшие методы научного познания, знакомятся с методикой обработки экспериментальных данных. К серьёзной исследовательской работе школьников приобщаю постепенно: в VIII-IX классах предоставляю им возможность выступить с небольшими сообщениями по результатам наблюдений; в профильных X-XI классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники могут выполнять более серьёзные исследовательские задания.
Научно-практические конференции - заключительный этап исследовательской, творческой деятельности старшеклассников.
Таким образом, активизируя работу с учениками, имеющими повышенную мотивацию к обучению, мы можем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Список литературы.
1.Васильев, Ю.П. Воспитание у школьников способности к творческой самореализации /Ю.П.Васильев; Институт общ. сред. образования Рос. акад. образования, Самар. институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Самара, 2000. -144 с.
2.Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: в 4 Т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: Альта-Принт, 2005.