Аналитический отчет за 2013-2014 учебный год


Окружная Администрация городского округа «город Якутск»
Управление образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №81 «Солнышко»
городского округа «город Якутск»
_____________________________________________________________________
Республика Саха (Якутия), 677901 г.Якутск, мкр. Марха, ул. Заводская, 10 тел: (4112) 20-42-26
Утверждаю
Заведующая МБДОУ д/с №81 «Солнышко»
______________/Спиридонова С.Е./
«__»_________2014г.
Аналитический отчет деятельности педагога-психолога
за 2013-2014учебный год
Цель детского сада: Формирование всесторонней личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.
Цель психологической службы ДОУ в 2013-2014 учебный год:
- Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
Достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
Диагностическое.
Коррекционно-развивающее.
Консультативное.
Просветительское и профилактическое.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
За период 2013-2014 учебного года проводились следующие виды диагностической работы:
Время проведения Содержание работы Результаты Выводы и рекомендации
Октябрь – Январь Наблюдение за адаптационным периодом вновь прибывших детей. Цель - прогноз степени адаптации детей к ДОУ, выявление факторов риска дезадаптации, рациональное комплектование групп раннего возраста с учетом уровней нервно-психического развития детей. На каждого вновь прибывшего ребенка был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 90% детей имеют высокий уровень адаптации к ДОУ, 10% средний уровень. Дети со средним уровнем адаптации часто не посещали ДОУ по болезни и другим причинам. В результате адаптационный период затянулся
Октябрь Анкетирование родителей вновь прибывших детей
Анализ анкет показал, что 83% детей с полной семьи, 17% с неполной семьи. 15% проживают в частных домах, 85% в квартирах. 72% родителей трудоустроены, 38% безработные.
Февраль - Март Изучение эмоционального состояния проводилась в старшей группе, по методике: "Несуществующее животное"
Всего исследовано 29 детей. По результатам диагностики: у 62% детей выявлена возможность проявления тревожности, у 10% детей выявлена агрессия. 10%- неуверенность в себе. Страхи – 20%. Ознакомила родителей с результатами диагностики на родительском собрании. Было проведено 6 индивидуальных консультаций.
Март Диагностика тревожности методика Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен. Всего исследовано 15 детей. Низкий уровень тревожности – 5 детей Средний уровень тревожности - 7 детейВысокий уровень тревожности – 3 детей Планировала провести коррекционную работу с детьми высоким уровнем тревожности. В связи с не оснащенностью кабинета занятия не были проведены.
Март- Апрель Выявление детской агрессивности в средних группах: Тест «Кактус»
Всего исследовано 51 детей. По результатам диагностики выявлено: 86% детей агрессии не наблюдается, у 14% агрессия наблюдается. У детей с проявление агрессии наблюдается задержка речевого развития. Агрессия направлена на окружающих, сверстников.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Время проведения Содержание работы Результаты Выводы и рекомендации
Октябрь - Ноябрь Психологическое сопровождение процесса адаптации в ясельной группе. Цель – преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. Проведено 15 групповых занятий в первой младшей группе, 5 групповых занятий во второй младшей и 5 групповых занятий в средней группе Автор занятий: Роньжинова А.С. Занятия проводились в группах пребывания.
Во второй младшей и средней группе проведено всего по 5 занятий в связи с не оснащенностью кабинета психолога (очень маленькое помещение). Детей с тяжелой степенью адаптации не наблюдалось.
Апрель - Май Коррекция эмоционального состояния по результатам диагностики «Несуществующее животное» (неуверенность, тревожность) работа старшая группа «Олененок». Занятия должны были проходить по микрогруппам (по 6-7 человек), в связи с не оснащенностью кабинета занятия не были проведены.
На следующий год запланирован переезд в другой кабинет.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Время проведения Содержание работы Результаты Выводы и рекомендации
Ноябрь -Декабрь.
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению проводилась по следующим методикам: Диагностика готовности ребенка к школе Керна-Ерасика, Степень психосоциальной зрелости тестовая беседа С.А.Банков. Количество обследованных детей 31. Результаты: 26% детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению. 69% со средним уровнем готовности и 4% с низким уровнем готовности.
Отказались от психологического сопровождения 3 родителя.
Мотивация к обучению сформирована у 26% детей.
Декабрь – Февраль Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к обучению в школе Цель - формирование оптимального уровня развития познавательной и произвольной сфер готовности при поступлении детей в школу, профилактика школьной дезадаптации. Проведено 28 индивидуальных занятий на формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению
В связи с нехваткой времени отменила индивидуальные занятия, охват детей маленький. Решила проводить групповые занятия.
Март - Апрель Формирование психологической готовности к обучению в школе у детей с низким и средним уровнем, по результатам диагностики «Готовности детей к школьному обучению». Цель – развитие таких психических качеств как мышление, внимание, память, воображение; а так же развитию речи, словарного запаса, мелкой и крупной моторики. Проведено 10 групповых занятий в подготовительной группе. Проводились занятия в группах пребывания (от 28-33 детей принимали участие в занятиях)
Занятия (авторы: А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова) проводятся в игровой форме. Детям очень нравится. Буду использовать данную программу в дальнейшем.
Апрель -Май. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению проводилась в начале и конце учебного года по следующим методикам: Диагностика готовности ребенка к школе Керна-Ерасика, Степень психосоциальной зрелости тестовая беседа С.А.Банков. Количество обследованных детей 31.
Результаты: 62% детей с высоким уровнем готовности, 38% детей со средним уровнем готовности. На конец года видны улучшения.
У 96% детей сформирована мотивация к обучению в школе, у большинства детей наблюдается высокая произвольность и, математическая готовность, высокий уровень развития мышления и внимания.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
Время проведения Содержание работы Результаты Выводы и рекомендации
Январь Консультация воспитателей подготовительной группы по результатам диагностики «Готовность детей к школьному обучению» Ознакомила с результатами диагностики готовности к обучению в школе. Были даны рекомендации о проведении индивидуальных занятий с детьми со средним и низким уровнем готовности к обучению в школе.
Февраль Консультация педагогов старшей группы по результатам диагностики «Несуществующее животное»
Проведена групповая консультация родителей по теме «Кризис трех лет, что делать родителям?» Ознакомила с результатами диагностики (с процентным соотношением).
Выступление на родительском собрании. После собрания проведены индивидуальные консультации родителей.
Март Консультирование педагогов средних групп по результатам диагностики «Кактус» проведено 2 консультации воспитателей Ознакомила с результатами диагностики (с процентным соотношением) Апрель Проведена групповая консультация родителей по теме «Особенности психологического развития детей 6-7 лет»
Выступление на родительском собрании После собрания было проведено 5индивидуальных консультаций.
Май Консультирование воспитателей подготовительной группы по результатам диагностики «Готовности к школе» Ознакомила с результатами диагностики (с процентным соотношением)
В течение года Проведено 16 индивидуальных консультаций по следующим направлениям:
- особенности развития;
-проблемы социальной адаптации;
- проблемы поведения;
- проблемы эмоциональной сферы;
- результаты диагностики. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
1) выступления на родительских собраниях (в течение года).
Проведено 4 групповых консультаций для родителей на следующие темы:
- «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;
- «Анализ процесса адаптации детей, рекомендации родителям»;
- «Психологическая готовность к обучению в школе»;
- «Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет»;
2) групповые консультации для педагогов ДОУ (в течение года).
Проведено 2 консультации для педагогов на следующие темы: «Степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ», «Психологическая готовность к школе».
3) оформление наглядного материала (в течение года).
Стендовая консультация:
Тема: «Воспитание на основе здравого смысла»
Тема: «Приучаем ребенка к самостоятельности»
Тема: «Я готов к школе»
Оформление информационно- просветительской папки для родителей по всем группам «Информация от психолога»
Возрастные особенности детей
Развиваем внимание и память.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В течение года осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- оформление документации;
- пополнение методической копилки;
- участие в методических объединениях психологов города;