Истоки. Ткачихи — рукодельницы


Предмет: "Истоки", 2 класс.
Тема: "Ткачихи - рукодельницы".
Цель:
- Познакомить детей с трудом ткачих на Руси;
- Развитие умения слушать партнера и излагать свои мысли;
- Развитие навыка работы в четверке.
Ход занятия:
1) Присоединение:
- Здравствуйте ребята! Мне очень приятно видеть вас в здравии и в хорошем настроении.
А начну я наше занятие с таких строк:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
- Из какой сказки эти слова?
- Кто автор этих известных строк?
- Как вы понимаете слова "Наткала я полотна"?
- Из чего раньше на Руси ткали полотно?
Пряли - значит, вытягивали нить из шерсти или распушенного льна. Наткать полотна - значит, из льняных нитей изготовить ткань.

2) Активное занятие: (тетрадь стр. 13, задание 1)
- Как вы думаете, почему раньше часто можно было услышать фразу: "Рубашка в поле выросла?"
В тетради на стр. 13 выполните задание 1, попробуйте разобраться в очередности действий , чтобы получить рубашку. (Самостоятельная работа детей, с последующими ответами).
3) Слово учителя:
- Вы хорошо поработали, а теперь давайте, посмотрим как же рубашка растет в поле.
Слайд 1: Посев льна. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.
Слайд 2: Прополка. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой –надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.
Слайд 3: Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
Слайд 4: Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки.
Слайд 5: Уборка льна -Теребление. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети.
Слайд 6: Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля.
Слайд 7, 8: Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл. Недели через две вынули лён из речки, просушили…
Дальше сухие стебли льна мяли вот на таких вот мялках, отделяя грубую часть стебля от волокна.
Слайд 9: Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало.
Слайд 10: Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
Слайд 11: Прядение. Далее длинными зимними вечерами надели лён (кудель )на гребни и стали из него нитки прясть.
Слайд 12 - 14: Инструменты необходимые для создания полотна

3) Работа с тетрадью: Откройте стр. 11 в тетради, рассмотрите рисунки представленные нашему вниманию. Такие инструменты, орудия труда были в каждом доме. У каждой хозяйки свой узор или рисунок. Одинаковые встречались очень редко. При их изготовлении каждый мастер вкладывал свою душу.

Слайд 15: Ткачество. Установили в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Слайд 16 - 18: Станки в избе, рамка для создания полотна в малых размерах сегодня.
Слайд 19: Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Слайд 20 - 21: Эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.
4) Физминутка: Для физминутки используем народную песню "Уж я сеяля, я сеяла ленок!" С имитацией движений по тексту.
Уж я сеяла, сеяла ленок,Я и сеяла, приговаривала,Чеботами приколачивала:— Ты удайся, удайся, Ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лен!Я полола, полола ленок,Я полола, приговаривала,Чеботами приколачивала:— Ты удайся, удайся, ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лен!Теребила, теребила ленок,Теребила, приговаривала,Чеботами приколачивала:— Ты удайся, удайся, ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лен!Я стлала, стлала ленок,Стлала, приговаривала,Чеботами приколачивала:— Ты удайся, удайся, ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лен!Я снимала, снимала ленок,Я снимала, приговаривала,Чеботами приколачивала:Ты удайся, удайся, ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лен!Уж я мяла, я мяла ленок,Уж я мяла, приговаривала,Чеботами приколачивала:— Ты удайся, удайся, ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лён!Я чесала, чесала ленок,Я чесала, приговаривала,Чеботами приколачивала:— Ты удайся, удайся, ленок,Ты удайся, мой беленькийленок,Лен, мой лен,Белой лен!
5) Активное занятие: Стр. 13, Задание 2 (работа в четверке). Выполняя задание 2, учащиеся учатся восстанавливать последовательность действий, выслушивая мнение всех членов группы.
На стр. 12 выбираем правильный ответ.
6) Работа с учебником: стр. 62 - 63.
- Прочитайте текст, рассмотрите рисунки. Что нового вы узнали? Что означали орнаменты на одежде?
7) Видеоряд: Документальный фильм "Ткачиха. Город Мышкин".
Ребята узнают как и из чего изготавливали ткацкие станки на Руси. Каким образом получали полотно.
8) Активное занятие:
Слайд 22 - 26:
- А как вы думаете что делали со старыми поношенными вещами? Их просто выбрасывали или применяли где-то ещё?
Дети рассказывают как применяли старые лоскутки, как из старых вещей делали игрушки для детей, какие куклы дарили мамы дочкам.
И изготавливают Куклу - Ангелочка.
9) Ресурсный круг: Пием "Клубочек".
Передавая друг другу клубочек, оставляя у себя ниточку, дети делятся впечатлениями, высказывают мнение какими качествами надо обладать, чтобы из льна получить красивый сарафан, и рубашку.