Логопедическое занятие на тему Зимушка-зима (2 класс)


Логопедическое занятие
Тема «Зимушка-зима» Тип занятия – занятие обобщения и систематизации знаний, закрепления умений.
Форма организации – коррекционное занятие.
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: составление рассказа описательного характера по картинке с использованием опорного картинного плана-схемы.
Задачи:
*Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение составлять связный, последовательный рассказ по картинке ;- отрабатывать умение составлять предложения из данных слов;
- расширять и активизировать предметный и глагольный словарь и словарь признаков по данной лексической теме.
*Коррекционно-развивающие:
- активизировать познавательные процессы, мыслительную деятельность.
- развивать произвольное внимание;
- коррегировать мышление на основе отгадывания загадок, работы с деформированными предложениями;
- развивать зрительное восприятие на основе упражнения в узнавании и воспроизведения букв; определения величины изображения.
*Коррекционно – воспитательные:
- прививать навыки сотрудничества , чувства взаимопонимания, доброжелательности
- воспитывать умение работать в группе и самостоятельно.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАНЯТИИ ТЕХНОЛОГИИ:
- здоровьесберегающая деятельность
- коррекционно – развивающая
- объяснительно-иллюстративная
- элементы игровой и личностно-ориентированной технологии.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
По характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый;
по источнику знаний - словесные ( объяснение, беседа);
- наглядные - (демонстрация, показ с использованием мультимедиа-слайдов, опорный план- схема, раздаточный материал с деформированными предложениями, словами.
- практические – (упражнения, игры, самостоятельная и подгрупповая работа по карточкам).
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедиа- проектор, мяч, схемы рассказа-описания, дидактические карточки, прищепки, индивидуальные зеркала.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Решение проблемных ситуаций, самостоятельная работа по карточкам, работа с деформированными предложениями в малых подгруппах, проведение упражнений в игровой форме , выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ:
- упражнения на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- упражнения на развитие зрительного восприятия;
- на развитие словесно-логического мышления;
- на развитие лексико-грамматического строя речи
Этапы урока
Организационный момент.
Логопед: Встали, подравнялись. У всех хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. Садитесь.
Речевая разминка.
Чтобы четко и красиво говорить, надо провести дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика : ( СЛАЙД ) Упражнения: « Задувание свечи», «Надуем шарик».
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения: «Лошадка», «Часики», «Качели».
Целевая установка (введение в тему)
На занятии нас ждет много интересного. Вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить, если расставите снежинки с буквами по порядку от самой большой снежинки до самой маленькой. Прочитайте слово ( составление слова «Зима».
Сообщение темы.
Тема нашего урока: «Зимушка - зима». Мы будем говорить о зиме и продолжать учиться составлять рассказ по картинке с помощью плана - схемы.
5.Актуализация опорных знаний.
- Что такое зима?
Дети: зима - это время года.
- Назовите зимние месяцы.
Дети: декабрь, январь, февраль.
- Назовите по порядку времена года.
Дети: зима, весна, лето, осень.
- Посмотрим на экран и проверим ваши ответы.
(СЛАЙД « ВРЕМЕНА ГОДА»)
- Что-то здесь не так. Как вы думаете, что?
Ответы детей.
- Ребята , это потерялись маленькие снежинки. Давайте поможем им вернуться в свое время года. А для этого нам нужно выполнить все задания.
- Вы готовы?
- Первое задание:
1) - Отгадайте загадки:
* После осени пришла
И сугробы намела (Зима)
* Без рук, без ног,
А рисовать умеет? (мороз)
* Кто зимой метет и злится
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная…….. (метель)
2) Словарная работа
- Что такое метель, вьюга?
-Это сильный ветер со снегом. (слайд)
- Второе задание:
3) Составление предложений из слов, данных в грамматически правильной форме. (Работа в парах)
-Прочитайте слова, составьте предложения из данных слов.
1) Наступила, зима, холодная
2)Земля, снегом, покрылась, пушистым.
3) Ребята, зиме, рады, очень
- Прочитай предложение, сравни с правильным ответом.

-Третье задание:
4) Упражнение на развитие зрительного восприятия.
- Возьмите карандаш и составьте слово из полубуковок.
-Проверьте свою работу (слайд «слово Снеговик»)
- А теперь следим глазками за снежками и снежинками. (слайд «Снеговик со снежинками).
-Четвертое задание:
5) Игра « Волшебные слова»
- Упражнение «Подбор определений к слову».
(прищепки, круг)
- Что вы можете сказать о зиме?
- Подберите определения (слова – признаки ) к слову «зима».
Зима какая?
(холодная, долгая, снежная, морозная, суровая), (на каждое слово - присоединяем прищепку к кругу)
-Подберите определения (слова-признаки) к слову «снег».
Снег какой?
Дети. (белый, пушистый, мокрый, липкий, холодной, рассыпчатый, скрипучий)
-Эти слова запомните, они вам сегодня обязательно пригодятся.
Упражнение «Подбор слов» ( с мячом)
- А теперь подберите слова-предметы к словам – действиям. Я буду бросать мяч и говорить слово - действие, а вам надо подобрать к нему слово-предмет. О чем можно сказать : наступила, хрустит, ударили, бушует, кружатся, замерзли, метут, скрипит?
Дети. Зима, снег, морозы, вьюга, снежинки, реки, метели, снег.
Физминутка (с движениями)
Основная часть занятия.
Работа над структурой рассказа.
- Сейчас мы будем составлять рассказ о зиме. (Слайд «Зима»)
В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на план-схему, он поможет нам составить последовательный и полный рассказ об этом времени года.
- О чем мы будем рассказывать по 1 картинке?
- О солнце, о погоде;
- по 2 картинке ?- О небе, об осадках.
-по 3 картинке ?- О земле, чем покрыта земля.
- по 4 картинке ?- О растениях, о деревьях и травах.
- по 5 картинке ?- Об одежде людей.
- по 6 картинке ?- Об изменениях в жизни животных.
- по 7 картинке ?- О занятиях детей.
- А в конце рассказа мы должны сказать о нашем отношении к этому времени года.
Пятое задание:
2. Составление рассказа ( Примерный текст )
Наступила долгая, снежная зима. Зимнее солнце светит, но не греет. Иногда погода бывает ясная и морозная. Обычно небо пасмурное, солнце закрывают серые, тяжелые тучи. Часто идет снег, кружат метели и вьюги. Зимой на улице очень холодно и морозно. Земля покрыта белым, снежным покрывалом . Деревья и кусты одеты в теплые, пушистые шубы и шапки из снега.
Люди одевают зимнюю одежду: пальто, куртки, меховые шапки и шубы, шерстяные шарфы и варежки, теплые штаны, кофты, свитера, чтобы защититься от холода.
Животные тоже подготовились к зимним холодам. Медведи, ежики залегли в спячку, а зайцы и белки поменяли цвет своих шкурок.
Ребята очень рады зиме, потому, что только зимой можно играть в снежки, строить снежные крепости, кататься на лыжах и на санках, лепить смешных снеговиков.
( Обобщенный рассказ составляют 2 учеников)
(СЛАЙД « ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ»)
Итог занятия (рефлексия)
Вы помогли снежинкам вернуться в свое время года. Что мы для этого делали?
(Ответы детей )- Выполнили самое трудное задание - составили рассказ о зиме.
- Молодцы! Вы были активны и хорошо работали.
Домашнее задание:
- Нарисуйте рисунок о зиме и расскажите о ней маме.

снежок
снежок

снежок
снежок
снеговик
снеговик
снеговик
снежок
снежок

снежок
снеговик
снеговик
снеговик
снеговик