Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 10-11 классов Математический экспресс

Интеллектуально-развлекательная игра
«Математический экспресс»
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным.
Б. Паскаль
Мероприятие в игровой форме способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.
Цель мероприятия: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать воображение, фантазию, творческие способности, формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам команды и соперникам, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
В игре участвует 3 команды по 4 человека. Члены каждой команды – это пассажиры вагонов. Каждый конкурс – это остановка на станции.
Этапы проведения:
1. Правила игры.
2. Ход игры.
1) Станция Азы.
2) Станция Заблуждений.
3) Станция Буля.
4) Станция «Созвездие молодых».
5) Станция Ижица.
3. Подведение итогов, награждение победителей.

Правила игры.
«Математический экспресс» следует по маршруту «Станция Азы – станция Ижица». Скорые поезда делают в пути следования меньше остановок, чем пассажирские, поэтому участникам игры предстоит всего 5 остановок – испытаний. Каждый этап оценивает немногочисленное жюри, составленное из преподавателей. Простым большинством набранных очков определяется команда - победитель.

Ход игры.

Благополучно проделывать путь важнее,
чем прибыть в пункт назначения.
Роберт Льюис Стивенсон
Станция Азы
Командам предлагается блиц – опрос. Отвечать начинают по очереди друг за другом. Вопросы задает ведущий. Сигнал к ответу – поднятая рука. Если правильного ответа не прозвучало, то отвечают две другие команды. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Блиц
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2. Что есть у слова, растения и уравнения? (Корень)
3. Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга)
4. Географический конус? (Вулкан)
5. 1% от 1000р.? (10р.)
6 . Кем была введена координатная плоскость? (Декартом)
7. Как называются фигуры, имеющие равные площади? (Равновеликие)
8. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны? (Медиана)
9. Единица скорости на море. (Узел)
10. Часть геометрии, занимающаяся изучением плоских фигур. (Планиметрия)
11. Счетный прибор, которым пользовались греки. (Абак)
12. Как называется многоугольник, у которого все стороны и углы равны? (Правильный)
13. Как называется знак корня? (Радикал)
14. Имя русской женщины-математика. (Софья Ковалевская)
15.Свойство вертикальных углов. (Они равны)
16. Предложение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
17. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат)
18. Угол в 1о рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1о)
19. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100)
20. Как называются два числа, произведение которых равно единице? (Взаимно обратные)

Станция Заблуждений
Правильно понятая ошибка
– это путь к открытию.
И. П. Павлов.
Предлагается 3 ошибочных вывода (в виде демонстрации слайдов). Требуется найти ошибку. Отвечает команда, в которой была поднята рука. Правильное объяснение ошибки приносит 1 балл.
1) Напишем равенство:
(7-2)(7-5)=5(7-5)
Раскроем скобки:
49-35-14+10=35-25
Перенесем число 10 из левой части в правую с противоположным знаком:
49-35-14=35-25-10
Выделим общие множители:
7(7-5-2)=5(7-5-2)
Скобки сократим:
7=5
Где ошибка?
Все дело в том, что (7-5-2)=0, а на ноль делить нельзя.
2) Как известно, 13 EMBED Equation.3 1415 при любом х. Но, подставив вместо х любое число, получаем, что производная становится равной 0. Следовательно, 0=1.
Нельзя находя значение производной в точке, сначала находить значение функции в этой точке, а потом дифференцировать.
3) Имеем числовое тождество: 4:4 = 5:5.
Вынесем за скобки в каждой части этого тождества общий множитель.
Получим 4(1:1)= 5(1:1).
Числа в скобках равны, поэтому 4 = 5.
Речь идет не о сумме или разности. Даже если отделить, например, множитель 4, то останется 1/4, а не 1/1.

Станция Буля
Станция названа в честь Джорджа Буля (1815-1864) - английского математика и логика, отца знаменитой писательницы Этель Лилиан Войнич.
Командам выдаются отдельные слова некоторого утверждения, требуется собрать его как можно быстрее. Учитывается только правильно собранное.
Парадокс| – |рассуждение, |приводящее| к |взаимоисключащим| последствиям.
Имя| – |языковое| выражение,| непосредственно| обозначающее| какой-либо| предмет.
Апория| – |термин|, обозначающий| неразрешимую| логическую |проблему.

Станция «Созвездие молодых»
На этой станции заглянем к пассажирам. Каждая команда заранее готовит домашнее задание. Это может быть чтение стихов о математике, исполнение частушек, песен и т.д. Наиболее удачное представление оценивается в 2 балла, остальные команды получают 1 балл.

Станция Ижица
И
·жица ($ %) последняя буква дореформенного русского алфавита. Станция с ее названием является конечной остановкой. Команды получают карточки с заданиями, в которых необходимо из трёх предложенных ответов на вопрос выбрать один. Баллы распределяются от 3 до 1 по количеству правильных ответов.
1. По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби?
А) То, как этот человек выглядит.
Б) То, что он о себе думает.
В) То, что про него думают другие.
2. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи?
А) Красота, разум, истина.
Б) Цвет, звук, мысль.
В) Буква, цифра, нота.
3. Над входом в Академию Платона было написано: «Да не войдёт в Академию не знающий». Выберите верное слово, заканчивающее фразу.
А) Геометрии.
Б) Дружбы.
В) Истины.
4. Пифагор является одной из наиболее интересных личностей в истории. Он основал религию, которая нашла свое воплощение в особом религиозном ордене. Выберите из представленных вариантов предписание, которое действительно являлось предписанием пифагорейского ордена.
А) Не плюй в колодец.
Б) Не подставляй ногу.
В) Не откусывай от целой булки.
5. Великий ученый Альберт Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и некоторым предметом. Однако некоторый предмет, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а этот предмет будет существовать вечно». Ответьте на вопрос, между чем Эйнштейну приходилось делить время?
А) Между политикой и книгой.
Б) Между политикой и физикой.
В) Между политикой и уравнениями.
Правильные ответы демонстрируются с помощью слайдов.

Подведение итогов.
Жюри объявляет промежуточные и итоговые результаты, называет победившую команду. По итогам зрительского голосования определяется самый умный пассажир. Награждение победителей.