Мастер-класс Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как одно из направлений ДНР


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Автор: Лисина О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 г. Артема.
Важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по следующим направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Я хочу представить систему работы по направлению «Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни».
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее.
Только здоровая личность может:
качественно усвоить знания;
максимально полно реализовать их;
эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.
Специалисты отмечают, что наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания. Поэтому я стараюсь уделять вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся особое внимание, формировать у детей и их родителей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их на практике, а также своевременным предупреждение и устранение возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Рассмотрим виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
117094034925000 Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья – это основные виды работы. На такие беседы я приглашаю людей, которые связаны с охраной здоровья. Сотрудник ГИМСа Соловьев Е.В. провел беседы: «Осторожно, тонкий лед», «Безопасность на воде в летний период», «Огонь-друг или враг?» и т.д. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Беседы включают в себя вопросы гигиены, питания, закаливания, строения тела человека, полезных привычек, не предполагают наличия оценивания. Никаких нравоучений! Необходимо отмечать искренность детей, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру.
На уроках физической культуры и переменах мы используем различные подвижные игры. Благодаря большому разнообразию игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя расширению важнейших специальных задач физического воспитания.

В начальной школе ни один урок не должен пройти без физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления. Мною была создана копилка физкультминуток и физкультпауз:
- на расслабление позвоночника;
- хорошее кровообращение, самомассаж мышц и шеи;
- гимнастика для глаз;
- для улучшения мозгового кровообращения;
- для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
- для снятия утомления с туловища и ног.
Многие мероприятия проходили вне школы. Ребятам было поучительно посещение мероприятия «Школа Айболита», которое организовал музей г. Артема. Ученики практиковались в оказании первой медицинской помощи пострадавшему, узнали историю становления медицины.

3041000502919 Спортивные праздники и соревнования способствуют развитию силы, скорости, сообразительности, глазомеру. Такие мероприятия проходят в классе, в школе, в ЦТР, в ФОКе.
-89535146050
В этом году ребята отпраздновали Масленицу в гостях у казаков. Для учеников были организованы спортивные состязания (бег в мешках, на метле, прыжки через скакалку, бой мешками, прыжки на батуте, катание на лошадях, прыжки через костер).
2952115333375-334010333375

-381032194500
В оздоровлении детей большое значение имеют прогулки и занятия спортом на свежем воздухе. Огромную радость детям принесло посещение зимнего бассейна в декабре этого года. (г.Уссурийск).
3810022098000
В этом учебном году Остапенко Никита принял участие в городском конкурсе проектных и исследовательских работ с темой «Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника». В ходе исследования дети пришли к выводу, что тяжелый портфель вредит их здоровью и провели мероприятия по снижению веса ранцев.
Внеурочная деятельность по данному направлению представлена в виде кружка «Корригирующая гимнастика». Целю этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но внешкольными учреждениями. Ребята дополнительно занимаются плаванием, единоборствами, легкой атлетикой в учреждениях дополнительного образования.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – школы и семьи. Одной из главных задач в работе школы является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов.
В  системе повышения педагогической культуры родителей я использовала следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, родительский лекторий, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум по следующим темам: «Как сберечь здоровье ребенка», «Роль отцов в семейном воспитании», «Эффективное общение с ребенком», «Гиперактивный ребенок», «Способности ребенка - как их распознать и развить», «Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни».
При проведении классных часов с учащимися я стараюсь создать ситуацию психологической безопасности, когда всем комфортно и интересно. И очень помогли мне в достижении хороших результатов интерактивные методы ведения занятий. К интерактивным относятся те игровые технологии, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения. Учитель стоит на другой позиции, он не Учитель, который пугает своей блистающей недосягаемостью, а старший друг и соратник в поисках знаний. В процессе работы ученик меняет рабочее место, он пересаживается, выходит к доске, работает в малой группе, говорит, пишет, участвует в дискуссии, слушает, творит. Во время работы ученик вступает в контакты, взаимодействует с другими, обменивается информацией, проявляет лидерские качества, задает вопросы, позволяет себя обучать, что-то комментирует. А это в свою очередь рождает познавательный интерес.
Вот неполный перечень интерактивных методов, которые я применяю в своей работе:
эвристические технологии генерирования идей («мозговой штурм», метод ассоциаций);
методы активизации учебного процесса (проекты, анализ конкретных ситуаций, ситуационно-ролевые игры, метод кейсов);
деловые игры и тренинги.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мастер - класс
Я не буду описывать все методы, а более подробно остановлюсь на тех, которые использую в своей работе по выбранному направлению.
Важнейшим элементов здорового образа жизни является рациональное питание. Так как у нас мастер-класс, то предлагаю совместно разработать цикл классных часов по теме «Фаст - фуд - друг или враг?» с применением интерактивных технологий.
Метод ассоциаций.
Здесь происходит активизация творческого мышления за счет применения семантических аналогий. Основными источниками служат метафоры, случайно выбранные понятия, ассоциации.
С чем у вас ассоциируется слово «еда»? (участники по очереди называют понятия: пища, обед, вода, стол, хлеб, мясо…). Для дальнейшей работы предлагаю вам разделиться на 3 группы. (Участников делим на три группы).
Тренинг (первая группа)
Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
У участников карточки с картинками, на которых изображены продукты питания.


Задание: разбить на две группы и сделать вывод какой бывает пища («вредная» и «полезная»). Вывод: не все продукты питания полезны для нашего здоровья.
У участников стикеры, на которых каждый дает ответ на вопрос:
- каково Ваше отношение к употреблению фаст фудов.
Стикеры помещаются на доску в две группы: за и против. Вывод…
Мозговой штурм (вторая группа)
Это один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Задание группе: поставить проблемный вопрос, связанный с употреблением фаст фудов и варианты его решения. (Например, как быстро утолить голод? Решение – посещение столовой, где можно заказать комплексный обед или кефир (молоко, ряженка, йогурт) с булочкой). Ролевая игра (третья группа)
Исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Участники делятся на подгруппы «дети», «родители», «производители», «врачи». Предлагается дополнительный материал:
«Фаст-фуд — одна из угроз человечества, говорят врачи. Однако число его поклонников почему-то не уменьшается — мировая индустрия фаст-фуда растет впечатляющими темпами. Не отстает и российский рынок — в прошлом году потребители потратили на «быструю еду» около полутора миллиардов долларов.
Сегодня в мире существует множество сетей ресторанов быстрого питания, самые известные из них: McDonald's, Burger King, Subway.
Фаст-фуд (англ. fast food — быстрое питание) — блюдо, приготовленное для быстрой еды. Законом формата предполагается, что время между приготовлением и продажей не должно превышать десяти минут. Это лишь одно из возможных определений фаст-фуда, единой же дефиниции до сих пор нет. Вместе с тем практически все сходятся на том, что это быстрая еда, производимая в больших масштабах, когда блюда готовятся не по заказу, а из полуфабрикатов.
Сегодня индустрия быстрого питания — один из наиболее динамично развивающихся в мире сегментов экономики. Рестораны fast food встречаются едва ли не в каждой стране мира: от Америки до Японии, от Австралии до Исландии. Один только McDonald's раскинул свои сети в 119 странах, местным же разновидностям фаст-фуда нет числа. В России, помимо мировых «звезд» имеются и свои собственные: «Ростик'с», «Русское бистро», «Крошка-картошка», «Теремок — русские блины», а также бесчисленные палатки с шаурмой и курицей-гриль.
«Быстрая еда» превратилась в глобальную индустрию потому, что мир изменился принципиально: в разы увеличились темпы жизни, города выросли до многомиллионных масштабов. Кто сейчас может позволить себе роскошь пообедать в рабочий день дома?Домашнюю пищу все больше вытесняют полуфабрикаты и готовая еда. Поэтому McDonald's и прочие куры-гриль только удовлетворяют спрос.
Кроме того, фаст-фуд — это не только удобно в нашем быстром мире, но и вкусно. Если поинтересоваться в «Макдональдсе», «Ростикс'е» или любой другой сети составом их блюд, то в конце длинного списка ингредиентов обнаружится отгадка — «натуральный ароматизатор». Он-то и делает незамысловатую еду такой вкусной.
Индустрия фаст-фуда рождалась в годы, когда человечество, очарованное развитием технологий, руководствовалось лозунгом «Улучшим жизнь химией!». Поэтому рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах «Технология пищевой промышленности» и «Инжиниринг еды». Кухни кафе быстрого питания — всего лишь последняя инстанция в ряду сложного промышленного процесса, куда почти все продукты поступают замороженными, консервированными или сушеными. В результате простая на вид еда технологически переработана уже сто раз, и, похоже, за последние 40 лет она изменилась больше, чем за предыдущие 400.
Впрочем, прогресс коснулся не только фаст-фуда, но и еды как таковой. Своим вкусом многие продукты, покупаемые в магазине или на рынке, так или иначе обязаны достижениям химии. Если зайти вечером в один из ресторанов McDonald's, то можно увидеть десятки счастливых детей, приехавших из других городов в музеи или театры. Спектакли и выставки — лишь предлог для поездки, на самом же деле дети едут в McDonald's. Почему? Потому что, как гласит реклама, «весело и вкусно — McDonald's». Потому что там можно поесть и поиграть. Потому что там есть клоун Рональд, с которым можно сфотографироваться.
В 2006 году в американской сети McDonald's насчитывалось 8000 игровых площадок, в Burger King (вторая крупнейшая сети фаст-фуда в Америке) — 2000. По российским сетям точных данных нет, однако и без них ясно, что местные рестораны быстро перенимают «детский» опыт.
Фаст-фуд нашел верный путь к сердцу детей, а следовательно, и их родителей — и в этом один из секретов его успеха в мире. Неслучайно маркетологи называют детей «потребитель — четыре в одном»: ребенок тратит сам, заставляет тратить родителей, взрослея, сохраняет часть привычек и передает их уже своим детям. Сетям фаст-фуда удалось создать яркий, привлекательный бренд, который притягивает не только взрослых, но и детей.
Для сетей фаст-фуда лояльность молодой аудитории — это гарантия благополучия и процветания на ближайшие десятилетия. Между тем врачи утверждают, что еда такого рода особенно опасна как раз в детском возрасте, в период формирования и роста организма. Несбалансированное меню может привести к ожирению, нарушениям в эндокринной и иммунной системе, что в дальнейшем сказывается на физическом и умственном развитии ребенка.
Человечество веками страдало от голода, последние же тридцать лет его наиболее прогрессивная часть мучается излишним весом. Врачи даже поговаривают об эпидемии ожирения. Одна из главных его причин — фаст-фуд.
Дело в том, что быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. Действительно, энергетическая ценность обычного быстрого обеда лишь немногим отстает от суточной нормы. Так, обед в McDonald's, состоящий из большого гамбургера, стандартной картошки, пирожка, стаканчика колы и мороженного с шоколадом на десерт тянет примерно на 1300 килокалорий при норме в 1800-2500 килокалорий для взрослого человека — в зависимости от возраста, пола, физической нагрузки и т.д.
Однако дело не только в калориях. В быстрой еде нашли широкое применение трансжиры — ненатуральные изомеры жирных кислот, образующиеся при производстве растительных масел и маргарина. Проще говоря, жир, на котором готовят в фаст-фудах, имеет мало общего с используемым дома оливковым или подсолнечным маслом. Пристрастие к пище с повышенным содержанием трансжиров грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы». Однако, по мнению медиков, проблема не только в том, что едят в ресторане быстрого питания, но и как. Фаст-фуд по определению едят быстро, толком не пережевывая, и в желудок попадают неизмельченные и не смоченные слюной куски пищи. Как следствие — вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва и прочее) повышается в разы. Кроме того, негативную роль играет присущий такого рода заведениям шум. По мнению ученых, шум во время еды также повышает опасность желудочных заболеваний. В конечном итоге постоянное питание гамбургерами, хот-догами, картошкой, шаурмой, пирожками и прочими подобными блюдами неминуемо приводит к нарушению обмена веществ.» Задание: выдвинуть аргументы (используя данную статью), что говорят о фаст фуде дети (родители, производители, врачи)? Вывод: фаст фуды вредны для здоровья. Таким образом, при соблюдении определенных условий, таких как: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей школьного возраста будут способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье, как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни. Надеюсь, что представленный опыт будет полезен Вам в работе по сохранению и укреплению здоровья наших детей.
Литература,
рекомендуемая слушателям для изучения раздела
«Образование и здоровье»
Базарный В.Ф.Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.- 176 с.
Дик Н.Ф. Школа полного дня: целый день идет игра!. Ростов-на-Дону,2008г.
Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). - М., 2003. -96 с.
Жданова Л. А. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях здравоохранения и образования/Л. А. Жданова, Т. В. Русова, А. В. Шишова и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2003. - 220 с.
Жданова Л. А. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста/Л. А. Жданова, А. В. Шишова, И. Е. Бобошко и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2004. – 360 с.
Жданова Л. А. Оздоровление детей в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие/Л. А. Жданова, Н. Н. Нежкина, Н. А. Гречин и др. – Иваново: ИПК и ППК, 2006. – 80 с.
Жданова Л. А. Профилактические осмотры детей: Учебное пособие/ Л. А. Жданова, А. В. Шишова, Т. В. Русова и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Россздрава, 2006. – 236 с.
Жданова Л. А. Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе/Л. А. Жданова, Т. В. Русова, Е. В. Селезнева, А. В. Сорокина.– Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2000. – 48 с.
Жданова Л.А. Организация и методика проведения урока физической культуры для детей-инвалидов в образовательных учреждениях: Пособие для врачей/ Л. А. Жданова, Н. Н. Нежкина, М. К. Майорова и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Россздрава, 2005. – 56 с.
Жданова Л.А. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям: Учебно-методическое пособие/ Л.А. Жданова, Т.В. Русова, А.В. Сорокина, Е.В. Селезнева – Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2000. – 52 с.
Жданова Л.А. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе /Л. А. Жданова, Н.Н. Нежкина, Н.А. Гречин, А. В. Шишова, И.Е. Бобошко, Е.В. Иванова, Т.Г. Глазова, Н.В. Киселева, А.Е. Боброва: Учебно-методическое пособие. – Иваново, ИПК и ППК, 2007. – 48 с.
Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М.Ф. Рязниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.
Здоровье и возможности его сохранения в педагогическом процессе: Учеб.пособие / Г.А. Засобина, В.И. Назаров, Л.В. Куклина, Л.Ю. Минеева. - Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та,2003.- 192с.
Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.- 64 с.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.
Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие /Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева, О.В.Сливина; под общей ред. Г.В.Каштановой. - М.: АРКТИ, 2006.- 104 с.
Нежкина Н. Н. Майорова М.К. Психофизическая тренировка: Вариативная программа по физическому воспитанию для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений. – Иваново: ИПК и ППК, 2006.- 32 с.
Нежкина Н. Н. Психофизическая тренировка в коррекции вегетативных дистоний у детей /Н. Н. Нежкина, Л. А. Жданова, И. Е. Бобошко, А. М. Ширстов – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2003. – 164 с.
Нежкина Н.Н. Организация физического воспитания детей в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Нежкина, Н.А. Гречин, М.К. Майорова и др. – Иваново: ИПК и ППК, 2007. – 64 с.
Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Нежкина, М.К. Майорова. – Иваново: ИПК и ППК, 2006. – 104 с.
«О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии». Письмо Минобразования России №13-51-104/13 от 26.08.2002
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
Русова Т. В. Диспансеризация детского населения /Т. В. Русова, Л. А. Жданова, Н. Б. Фокина, Е. В. Селезнева//Информационное письмо.- Иваново, 2002. - 124 с.
СанПиН 2.4.2.1178-02. Санитарно-эпидемиологические правила. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», 2002. – 21 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2005. – 320 с.
Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников-Ярославль,1998г.
Яценко И.Ф. Родительские собрания.-Москва, 2014г.