От здорового учителя к здоровому ученику

17 Жалпы білім беретін орта мектебі

ПедагогикалыK тренинг-кеSестіS таKырыбы: «Салауатты мaCалімнен салауатты оKушыCа-салауатты ™мір салтын Kалыптастыруы бойынша мектеп жaмысыныS aйымдастырылуы»
08.01.2016ж.






Тематический педагогический совет-тренинг
на тему «Организация работы школы по формированию здорового образа жизни: от здорового учителя к здоровому ученику»
08.01.2016г.









заместитель директора
по ВР СОШ №17 Тусупова Г.А.

















КараCанды Kаласы

Цель: сформировать сознательную потребность у педагогов школы к здоровому образу жизни, а через них создать необходимые условия для улучшения здоровья обучающихся.
Задачи:
- Активизировать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в педагогической деятельности.
- Содействовать овладению педагогами приемами, методами и формами дифференцированного педагогического воздействия на формирование мотивации обучающихся к ЗОЖ.
- Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся в школе.
Для организаторов собрания в помощь приводятся:
- анкеты для педагогов;
- сценарий проведения педсовета-тренинга;
- памятки.
Оформление зала для проведения педсовета:
- выставка методической литературы;
- цитаты о ЗОЖ;
- столы для групповой работы (по количеству метод.объединений), стол для секретаря педсовета;
- ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки;
- на столах – раздаточные материалы (памятки, анкеты и пр.).

Председатель Педагогического совета: директор СОШ №17 Мусалиева З.К.
Рабочая группа – руководители метод.объединений




















«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проведем педсовет-тренинг. Тема нашего педсовета: «Организация работы школы по формированию здорового образа жизни: от здорового учителя к здоровому ученику».
Состояние здоровья детей в Казахстане вызывает тревогу. Много детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе возрастает число больных с нарушениями зрения, осанки, органов желудочно-кишечного тракта, с нарушением психического здоровья.
По данным Министерства здравоохранения Казахстана, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров».
Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость.
Сегодня у нас педсовет-тренинг. А так как тренинг подразумевает наличие всех форм деятельности, а именно: Общение, Игра, Обучение, то и начнем мы свою работу с релаксация.

Психотехника «Релаксация»
Хочу предложить вам снять напряжение
Сядьте по - удобнее, расслабьтесь. 
1) Найдите точку между бровями над переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты.
2) Положите руку на заднюю часть шеи, ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз.
3) Найдите точку на тыльной стороне руки, между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты.
Скажите о своих ощущениях? (Я надеюсь, вам стало более спокойно)
Спасибо, а теперь продолжим.
Один из французских писателей сказал: «Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». А какие ассоциации рождает у вас слово «здоровье»?

Мозговой штурм «Ассоциации»

Как вы думаете, на что направлено данное упражнение, что оно позволяет выяснить? (первоначальные знания по данной теме, уровень подготовки)
Итак, мы с вами услышали друг друга, но что же такое здоровье по Уставу Всемирной организации здравоохранения? Это «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Предлагаю вам представить себя долгожителями и с помощью метода мозгового штурма составить главные заповеди здоровья человека.

Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»
Примерные ответы групп: здоровый образ жизни это:
Занятия физкультурой и спортом
Рациональное питание
Отсутствие вредных привычек
Здоровый семейный микроклимат
Соблюдение режима дня
Жизнь без стрессов и конфликтов
Положительные эмоции
Трудовая активность
Наличие здравого рассудка, заботящегося о своем здоровье (Слайд Десять заповедей здоровья)

Я вам советую при просмотре слайдов:
Если ваше мнение не совпадает с предложенным материалом,
попытайтесь воспринять иную точку зрения, анализируя её сильные и слабые стороны;
Помните, что любая точка зрения имеет право на существование, даже если она противоречит мнению большинства;
Помните, что каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье и, следовательно, - за свою жизнь;
Сделайте свой самостоятельный выбор;
Не забывайте, что ваши результаты решения реальны и
допустимы!
Люди думают, что, для того чтобы долго жить, нужны какие-то чудодейственные навыки. А Тибетская медицина заявляет, что необходимо пить горячую воду. Чашка горячей воды каждое утро способна продлить жизнь на десять пятнадцать лет. 
Современному человеку живётся гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объёма информации даёт ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Пятьдесят лет назад мы могли услышать скупую информацию о том, что в Индии случилось наводнение, унёсшее сотни жизней, а сейчас на нас огромным потоком льётся информация с душераздирающими кадрами, детальным показом горя.
Это информация извне, однако, для чувства тревоги есть и другие, более домашние причины. Всеобщая информатизация, приказ «Всем овладеть ИКТ в короткий срок», завтра совещание, педсовет, конкурс, концерт. Будьте бдительны, вас снимают на телефон!
Опять поздно возвращаюсь с работы, а у сына не проверено домашнее задание. Может, что-то из перечисленного выше знакомо и вам? Какие чувства у вас вызывают эти ситуации?
Волнение, переживание, смятение, тревога, я думаю вам это знакомо? ....
В связи с этим хочу Вам предложить оценить состояние своего здоровья (Раздача тестов учителям)
Тест «Как ваше здоровье?»
Предлагаю вам тест, который позволит определить ваше состояние на данный момент.
Регулярно ли Вы едите свежие фрукты и овощи? Да – 3 очка, нет – 0
Ограничиваете ли Вы себя в употреблении животных жиров? Да – 5, нет –0
Регулярно ли Вы едите волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей? Да –2, нет – 0
Ограничиваете ли Вы себя в употреблении сахара? Да – 3, нет – 0
Умеете ли Вы отдыхать и расслабляться? Да – 5, нет – 0
Есть ли у Вас развлечения, помимо работы? Да – 4, нет – 0
Нравится ли Вам Ваша работа? Да – 4, нет – 0
Есть ли у Вас друг, которому Вы полностью доверяете? Да – 3, нет – 0
Есть ли у Вас любимый человек? Да – 4, нет –0
Считаете ли Вы, что должны быть более ответственны на работе? Да –0, нет –2
Вы считаете, что должны брать на себя меньше обязательств? Да – 0, нет 2
Часто ли Вы испытываете скуку? Да – 0, нет – 2
Вы курите? Да – 0, нет – 6
Вы курите меньше полпачки в день? Да – 2, нет – 0
Употребляете ли Вы алкоголь? Нет – 3, иногда – 2, каждый день – 0
Сколько Вы весите? Столько, сколько и должны – 5, до 6 кг выше нормы – 4, на 6-12 кг выше нормы – 2, на 12 и более кг выше нормы – 0
Регулярно ли Вы делаете зарядку? Да – 2, нет – 0
Вы занимаетесь зарядкой, пока не заболят мышцы? Да –0, нет 1
Нужно ли Вам снотворное, чтобы уснуть? Да – 0, нет – 1
Всегда ли Вы застегиваете ремень безопасности в машине? Да – 1, нет – 0
Часто ли Вы вынуждены покупать лекарства? Да – 0, нет – 2
Проверяете ли Вы хоть иногда свое артериальное давление? Да – 1, нет – 0
Бывают ли у Вас постоянные болезненные симптомы и Вы при этом не обращаетесь к врачу? Да – 0, нет – 5
Занимаетесь ли Вы опасными видами спорта? Да – 0, нет – 3
Часто ли Вы беспокоитесь или волнуетесь? Да – 0, нет – 5
Ключ:
50 - 75 очков. Вы ведете здоровый образ жизни. Ваше здоровье не внушает опасения. Вам не о чем особенно беспокоиться. Вам не страшны никакие (даже магнитные) бури.
25 - 49 очков. Вам необходимо изменить образ жизни! Постарайтесь сделать это как можно скорее, иначе Вас ожидают неприятности.
24 - 0 очков. Вам следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни Вы ведете, и постарайтесь изменить его немедленно! Ваше здоровье в опасности!
(Слайды по Стрессу)
Педагог страдает от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика: педагогическая профессия – профессия здоровьеразрушающая! А быть здоровым во все времена человеческой истории было одним из самых больших желаний человека. «Будьте здоровы!», «Желаем вам самого главного – здоровья!» - говорим мы друг другу. Потому, что здоровье было и остается дороже власти и богатства. Зачем все это больному человеку?
Профессию педагога можно отнести к группе риска. 
Улучшение здоровья учащихся без заботы о здоровье учителя труднодостижимо. Можно согласиться с исследователями проблем здоровья учителя, что главным является  грамотен ли учитель в вопросах здоровья и ведет ли здоровый образ жизни. Ничтожно влияние учителя на ученика, если сам педагог не пример для подражания в преодолении стрессов, в рациональном подходе к питанию, в организации и осуществлении учебного процесса, рациональной нагрузке учащихся в преодолении существующей гиподинамии, недостаточной физической активности.
Постоянная стрессовая ситуация, в которой находится педагог, приводит к следующим заболеваниям:
1) сердечнососудистым,
2) желудочно–кишечным
3) болезням крови и др.
Сердце выполняет не только физиологические задачи, но и психологические. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами: «Он разбил мне сердце», «Сердцем чувствую, этот человек не виновен», «Сердце кровью обливается». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, что выражается спазмами. Результат – сердечнососудистые заболевания.
Желудок – орган, реагирующий на любую ситуацию. Язык явно проговаривает мнение желудка о ситуации. «Я его не перевариваю», или «Меня от него тошнит». Если ситуация неблагоприятная, то желудок напрягается и его пищеварительные функции нарушаются. Результат – желудочно–кишечные заболевания.
Кровь – это озеро чистой воды по имени Жизнь. В кровь вследствие стресса в повышенных дозах попадает адреналин. Результат – заболевание крови.
Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением.
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. Слайд
Стресс – это реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации. В ходе развития стресса наблюдаются три стадии:
Состояние стресса может быть острым или принимать хронический характер. И мы должны уметь распознать его. 
Признаки хронического стресса:
1.бессонница
2.боль в области сердца
3.постояние покашливание
4.эмоциональный дисбаланс
5.мышечные боли
Просмотрите, проанализируйте, если их у вас три и больше трех – пора обратить на себя особое внимание.
Естественно каждый человек, на жизненные ситуации реагирует по разному, поэтому каждый из нас подвержен стрессу. Но стрессу подвержены и дети, с которыми мы с вами работаем.
Есть много способов борьбы со стрессом. Намочить холодной водой запястье, лоб и виски. Поесть шоколада, досчитать медленно до 10. Посмотреть на небо, на огонь, на воду. Способы, связанные с управлением дыхания, размышление о хорошем. В конце концов, посмотреть, как работает сосед.
Какие же факторы оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека и обучающихся в частности?
Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
Внутришкольные факторы (гигиенические условия, организация учебно-воспитательного процесса)
Остановимся на каждом в отдельности по порядку.
Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
Уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья достаточно низкий. Как его повысить? – Начинать нужно с себя.
Вторым фактором, оказывающим неблагоприятное воздействие на здоровье, является по данным МЗ РК является несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
Учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Медики считают, что учителя представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Учителя сами нездоровы и невольно подают соответствующий пример своим воспитанникам. Ведь, как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников» (то здесь болит, то там).
И это результаты анализа лишь физического здоровья. Но мы с вами помним, что у здоровья три составляющих: физическое, психическое и духовное. На психическое здоровье влияет психологическая атмосфера в коллективе. Если каждый из Вас оценит состояние психологической атмосферы в коллективе по десятибалльной системе, то мы придем к какому то среднему значению.
Состояние психологического микроклимата в нашем коллективе среднее. Почему? Причин каждый из вас назовет множество, но суть их одна - это стрессовые или негативные ситуации, в которые каждый из нас попадает, придя на работу
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости. Пропишите себе рецепт оздоровления.
Как же избавляться от отрицательных эмоций? (раздача памяток)
Следующий фактор, оказывающий негативное влияние на здоровье – это внутришкольный фактор-организация учебно-воспитательного процесса.
Мозговой штурм по вопросу «Определение основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся».
Ситуация:
«Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу (например, в связи с переездом в другой район).
Каким вашим требованиям должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в здоровьесберегающем режиме?»
Рефлексия.
Да, коллеги, перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранять свое здоровье? Будем реалистами – в ближайшее время вряд ли можно ожидать значительных изменений. Нас не будут бесплатно посылать в дома отдыха, не увеличат зарплату на столько, чтобы мы могли позволить себе летний отдых на море всей семьей. Не снизят нагрузку на столько, чтобы мы могли полноценно восстановиться после рабочего дня. Каждый должен найти свой способ релаксации.
Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают наше здоровье. Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого – печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию. Значит спасение этой ситуации только в нас самих. Чем больше человек уверен в себе, тем легче ему расслабиться и спокойно принять жизнь такой, какая она есть.
– Самая важная мысль педсовета для вас – Самая спорная мысль педсовета, по-вашему мнению – Идея, которую вы захотели опробовать после педсовета?
Закончить наш педсовет я хотела бы словами Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».



Проект решения педсовета:
- Заместителям директора, осуществить контроль за степенью использования педагогами в своей работе здоровьесберегающих приемов, методов и форм.
- Совершенствовать работу, направленную на реализацию программы «Здоровье» с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Регулярно раз в четверть проводить в школе «Дни Здоровья».
- Классным руководителям и вожатому приобщать обучающихся к здоровому образу жизни через различные мероприятия, вести систематическую разъяснительную работу среди обучающихся о пользе физической зарядке, о вреде курения, употребление алкоголя и наркотиков.
- Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.
- Заместителю директора по воспитательной работе проводить систематический анализ вовлечения обучающихся в спортивную работу во внеурочное время.