Программа кружка Объектив на год


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества МО Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД ДДТ
________________________ И.А. Дикая
___________________________ 2015 г.
Протокол педагогического совета № __
от «31» августа 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Объектив
Наименование
Техническая
Направленность
Объектив
Наименование учебной дисциплины
1 год
Срок реализации
Модифицированная
Вид программы
8-16 лет
Возраст обучающихсяЖмурко Людмила Михайловна
Ф.И.О. преподавателя

ст. Камышеватская.
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «ОБЪЕКТИВ» относится к кружкам социально-педагогической направленности.
Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Экранные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. Данное программное направление включает школьников в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных экранных технологий, дизайн и др.
Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. В связи с развитием компьютерных технологий возможности организовать собственное телепроизводство в рамках учреждения дополнительного образования становятся вполне реальными.
Программа «Объектив» ориентирована на формирование у школьников знаковых, образно-символических форм мышления и представления, она предполагает изучение места визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств построения образов.
Направленность:
программа «Объектив» имеет социально-педагогическую направленность. Без помощи теле-, видео- и других носителей информации, сейчас трудно представить себе патриотическое, нравственное, моральное, экономическое и иное воспитание людей; пропаганду важнейших на сегодняшний день задач.
Актуальность:
образовательная деятельность программы Объектив» носит как художественный, так и научно-технический характер, что важно в век компьютерных технологий. Обострившаяся политическая обстановка требует особой концентрации на воспитании активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Новизна: Программа составлена с учетом требований к программам дополнительного образования детей и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 г. № 1008, с учетом развития технологий и социальной среды.
Образовательная программа интегрирована по содержанию. Строится на принципах непрерывности и преемственности в творческом развитии детей и подростков, уровневая по способам освоения. Принцип построения программы концентрический, постепенно расширяется содержание, усложняются практические навыки и технологии. Профиль деятельности принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (экранные технологии). Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.
Педагогическая целесообразность:
Данная программа пробуждает интерес к социуму и процессах, происходящих в нем. Развивает творческую смекалку, воспитывает настойчивость в достижении целей, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, чувству причастности к судьбе Родины и ее народа.
Цели: Программа носит комплексный характер и включает в себя различные цели.
-обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
-развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
-участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.
Задачи программы:
1. Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка как гражданина общества.
2. Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
3. Расширение общего кругозора воспитанника.
4. Развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения.
Образовательные:
-обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
-участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.
- знать историю развития тележурналистики, ее модели и принципы работы;
-приобретут навыкисамостоятельной работы;
-научатся общаться с собеседниками и партнерами, сотрудничать в любом виде деятельности;
-суметь правильно написать и работать со сценарием;
-получат навыки владения основами тележурналистики, операторского мастерства; основами нелинейного видеомонтажа;
-узнают о профессиях корреспондент, оператор монтажа, оператор видеосъемки;
- познакомить с правилами ТБ -безопасной работы с видеоаппаратурой;
Развивающие:
- развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
- развивать познавательный интерес у учащихся;
- развивать интеллектуальную;
- развивать творческий подход к собственной деятельности;
- развивать положительную самооценку
Воспитательные:
- сформировать коллективное «Я»;
- сформировать эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активную жизненную позицию.
Данная программа приведена в соответствие с современными требованиями.
Программа взята на апробацию, поэтому срок реализации программы - 1 год, 2 часа в неделю, всего за год – 72 часа.
Виды и формы образовательной деятельности:
обучающие семинары;
мастер-классы;
самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;
практическое создание телевизионных сюжетов, анализ удач и ошибок;
создание и реализацию школьных проектов с использованием возможностей телевидения.
Ожидаемые результаты:
- Знать определение основных понятий: журналистика, средство массовой информации, информационные жанры журналистики, заметка, интервью, репортаж, типологические признаки, суггестия, аналитические жанры журналистики, техника речи, речевая компетенция, художественно-публицистические жанры журналистики и т.д. -Самостоятельно находить интересные темы для будущих телевизионных сюжетов.
-Уметь организовать и провести весь комплекс мероприятий связанных с производством сюжета.
-Плодотворно сотрудничать с остальными участниками производства сюжета для достижения конечной цели.
-Отсмотреть и оцифровать отснятый материал.
-Иметь четкое представление о работе телевизионной компании.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы:
Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестаций:
а) входного контроля (тесты, опрос);
б) промежуточной аттестации (создание сюжетов дляновостей);
в) итоговой аттестации (участие в фестивале, защита проектов).
Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте.
Знания, полученные при изучении курса "Объектив", учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса "Основы операторского мастерства", являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Программа рассчитана таким образом, чтобы за отведенное время можно было освоить и теоретический, и практический материал по тележурналистике.
Предусмотрены индивидуальные занятия.
Количество часов, содержание и порядок изложения материала может меняться в разумном количестве согласно требованию учебных групп.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения, 72 часа
№ Тема Теория Практика Всего
1 Понятие информации 8 4 4
2 Телевидение как средство массовой информации 12 4 8
3 Профессии на телевидении 6 1 5
4 Телевизионный сюжет 16 2 14
5 Телевизионный сценарий 12 1 11
6 Интервью 6 2 4
7 Подведение итогов года 12 12
Всего учебных часов за год 72 14 58
Содержание образовательной программы
Тема 1. Понятие информации.
Ее функции и различные классификации. Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод.
Тема 2. Телевидение как средство массовой информации.
История телевидения. Социальные функции телевидения. Виды СМИ. Пресса, электронные СМИ (телевидение, радио, интернет). Типы СМИ. Отличие телевизионной журналистики от других видов СМИ.
Тема 3. Профессии на телевидении. Профессиональные требования к телевизионному журналисту. Жанры телевидения. Жанровые особенности беседы, брифинга, дискуссии, журналистского расследования, заметки (видеосюжета), зарисовки, интервью, комментария, корреспонденции, новостей, обозрения, отчета, пресс–конференции, репортажа, теледебатов.Тема 4. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».
Телерепортаж. Структура и композиция телерепортажа. Типы и элементы телевизионных репортажей. Отличие от сюжета, понятие «стенд-ап» в действии в телерепортаже. Понятие «стенд-ап», психологический настрой, использование в телевидении.
Тема 5. Телевизионный сценарий. Написание телевизионного сценария. Создание концепции и сценария школьных новостей.
Тема 6. Интервью. Цели и особенности интервью. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью. Ток-шоу. Современные форматы ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.
Речь. Элементы актерского мастерства. Этика телевизионной журналистики.
Этика журналистики. Правила для интервью, ток –шоу, стенд-апа, юридические обоснования.
Новости. Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска. Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. «Инфотейнмент».
Тема 7. Подведение итогов года
Проведение открытых занятий и мастер-классов, обучающих семинаров: «Мое первое интервью», «Мой первый репортаж», «Мой первый сценарий», «Мой первый выпуск новостей», «Телелинейка». Подведение итогов года.
По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны:
Прогнозируемый результат:
Знать определение основных понятий: журналистика, средство массовой информации, информационные жанры журналистики, заметка, интервью, репортаж, типологические признаки, суггестия, аналитические жанры журналистики, техника речи, речевая компетенция, художественно-публицистические жанры журналистики и т.д. -Самостоятельно находить интересные темы для будущих телевизионных сюжетов.
-Уметь организовать и провести весь комплекс мероприятий связанных с производством сюжета.
-Плодотворно сотрудничать с остальными участниками производства сюжета для достижения конечной цели.
-Отсмотреть и оцифровать отснятый материал.
-Иметь четкое представление о работе телевизионной компании.
Условия для реализации программы
1. Помещения для лекций и практических занятий МОУ СОШ №27
2. Помещения редакции и учебной телестудии.
3. Комплект оборудования для съемок и монтажа видеосюжетов.
4. Проведение видеосъемок, звукорежиссуры и монтажа.
Формы и виды контроля
№ Содержание контроля Сроки контроля Формы и виды контроля
1 Степень усвоения учащимися теоретического материала программы:
- виды средств массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами журналистики,
- особенности культуры устной и письменной речи, редактирования текста,
- методы сбора информации, структура журналистского текста, основные жанры. По учебному плану Викторина
2 Контроль за степенью освоения учащимися практических умений и навыков:
презентация творческих досье, публичное выступление, групповой проект «Концепция телевидения»,
презентация личного творческого досье,
групповой проект «Выпуск новостей». Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в полугодие
Анализ
Наблюдение
Наблюдение
Конференция
3 Степень усвоения навыков самостоятельного мышления 1 раз в полугодие Диагностика
4 Формирование интеллектуальных способностей:
- логическое мышление, образное мышление 1 раз в полугодие Беседы наблюдение
5 Мотивация к знаниям 1 раз в полугодие Наблюдение
6 Отслеживание результатов деятельности учащихся 1 раз в четверть Мониторинг
7 Индивидуальная работа с одаренными и трудными детьми:
- диагностика уровня воспитанности и индивидуальных особенностей ребенка
- контроль за досуговой деятельностью, участие в общественной жизни объединений и ДДТ Еженедельно
1раз в месяц
1 раз в четверть Беседы Наблюдение
Анализ
Тесты
Мониторинг
8 Уровень воспитанности учащихся 3 раза в год Наблюдение
9 Знание и выполнение учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности 1 раз в месяц Наблюдение
Опрос
Викторина
Методическая рекомендация
Программа кружка рассчитана на 1 год, за время обучения необходимо добиться от учащихся следующих знаний и умений:
- знать, что представляет профессия журналист;
- повысить культуру устной и письменной речи;
- научиться собирать информацию, структурировать текст;
- знать основные жанры журналистских текстов;
- дать практические навыки работы в школьных СМИ.
Изучение родного языка невозможно без развития творческих способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм. Поэтому учащиеся получают вначале теоретические знания. Затем учатся применять их на практике, в работе с художественными текстами разных стилей и жанров.
Успешность занятий по данной программе возможна при выполнении следующих условий:
-бережного и грамотного отношения к русскому языку, истории его формирования, почитания наследия России, глубокого уважения исторического и духовного опыта русского и других народов России;
-педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
-педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции отечественной культуры, исторические факты, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в воспитании молодёжи;
-необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
-необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
-использование разнообразных методов и приёмов обучения.
При проведении занятий обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
-приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
-единства образовательного и воспитательного процессов.
Предпочтительные методы обучения:
-небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
-беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
-короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
-чтение фрагментов из периодических изданий с последующим обсуждением (на этом же занятии) и творческим заданием;
-анализ авторского текста с раскрытием сюжетов и образов;
-работа с текстами, репродукциями, составление кроссвордов.
Практические занятия проводятся в групповой форме, а также в подгруппах и индивидуально, так как творческая работа требует индивидуального подхода и контроля.
Теоретические знания и практические занятия дают возможность подготовить учащихся к необходимым умениям корреспондента:
- поиск информации;
- интервьюирование;
- создание заметки, репортажа, интервью, статьи;
- анализ текста как результата журналистской деятельности;
- редактирование;
- первичные навыки создания газетного номера.
Список используемой литературы
1. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: 1999.
2. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевидение. – М.: МГУ, 2004.
3. Лазутина Г. В.Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект пресс, 2000.
4. Неменский Б. Дидактика глазами художника. М.: Педагогика. 1996. No 3. С. 19-29.
5. Одоевский В. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей. Избр. пед. соч. М., 1955, С. 121-122.
6. Очерки по истории Российского телевидения. – М.: Воскресенье, 1999.
7. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – М.: 2001.
8. Соколов А. Г. Создание экранного произведения. – М.: 2004.
9. Фэнг И. Секреты журналистского мастерства. ИПК, 1993.
10. Цвик В. Л. Журналист с микрофоном. МНЭПУ, 2000.
11. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История теория, практика, практика. – М.: Аспект пресс, 2004.
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ ДО ДДТ
Е.В.Новикова______________ ст. Камышеватская
«_______»_____________2015г. И.А.Дикая_____________
«_____»___________2015г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕНА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Объединение Объектив
Год обучения первый группа № 1
Количество часов: всего 72; в неделю 6
Педагог дополнительного образования: Жмурко Людмила Михайловна
Планирование составлено по программе педагога дополнительного образования Новиковой Валентины Николаевны
Утвержденной решением педагогического совета № 1 от 31.08.2015 года
Календарно-тематический план