Педагогический проект на тему: Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста


Педагогический проект на тему:
«Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Творческое название: «Чтобы не было беды»
Автор проекта: Микляева О.В.
воспитатель МБДОУ-д/сад № 8 « Аистёнок»
Участники: дети ,родители воспитатели, педагоги-специалисты
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: творческий, игровой
По предметно-содержательной области: межпредметныйПо характеру координации проекта: гибкий, творческий
По времени: долгосрочный ( 9 месяцев)
По характеру контактов: коллективный, в рамках ДОУ
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
Формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях.
Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Аннотация: Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является обычной игрушкой.
Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Гипотеза: если воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил- постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.
Проблемные вопросы:
Как организовать совместную деятельность родителей и воспитателей по формированию у детей целостного представления о пожарной безопасности.
Какие формы образовательной работы будут способствовать развитию у детей навыков противопожарной безопасности.
Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемые результата:
Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения.
Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ.
Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Этапы проекта:
этап- Организационно-подготовительный (август)
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
Содержание:
1.Постановка проблемы ( самообразование);
2.Обогащение предметно-развивающей среды (Оформление уголка ППБ, подборка дидактических игр.)
3. Подготовка программно-методического обеспечения для реализации проекта (Подбор литературы, наглядного материала.
4. Изучение опыта работы педагогов других ДОУ по теме проекта (Посещение ГПО, использование интернет-ресурсов)
2 этап-Рефлексивно-диагностический (сентябрь)
Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
Содержание:
1.Уточнение представлений детей о ППБ, их личный опыт (беседы, наблюдения, первичный мониторинг)
2.Выявление уровня знаний родителей по данной проблеме (Анкетирование, индивидуальные и групповые консультативные встречи, тренинги.
3.Составление тематического перспективного планирования.
3 этап- Практический (сентябрь- май)
Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.
Содержание:
Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации( беседы, ООД);
Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми(Цикл занятий в традиционных и нетрадиционных формах, экскурсии, ознакомление с художественной литературой);
Приобщение к проблеме в предметно-развивающей среде (Изготовление атрибутов для с/р игр, макетов для закрепление ППБ);
Ознакомление с ППБ в досуговой деятельности (Досуги, развлечения, праздники, спортивные мероприятия);
Решение проблемы во взаимодействии с родителями (Консультации, собрания,КВН, выставки детского творчества)
4 этап-Заключительный (май)
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Содержание:
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта (Беседы, занятия, наблюдения, итоговый мониторинг )
Анализ полученных знаний и умений родителями, их интерес к данной проблеме( КВН, викторины, анкетирование родителей);
Определение дальнейшей деятельности по формированию у детей навыков противопожарной безопасности(разработка, корректировка перспективного плана по данной проблеме)
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детей навыков пожарной безопасности:
повышение процента уровня выше среднего на 40% ( знания детей носят обобщенный характер, ребенок не только называет правило, но и дает характеристику последствий);
у 67% детей имеется определенный объем знаний, они пытаются объяснить правила, раскрыть их пользу для человека;
низкий уровень снизился на 9% и составил к концу учебного года 0%.
Вывод: Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных, выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.
Информационные ресурсы:
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность.Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008
2.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.М.:Скрипторий 2003,2007
3.Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.:Вако, 2007
4.Житков Б.С.Что я видел. М.:Эксмо,2010
5.Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа.Разработки занятий.М.:Корифей, 2011
6.Каминская Н.В.Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006
7.Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
8.Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.:Центр педагогического образования, 2008
9.Маршак С.Я. Кошкин дом. Ростов-на-Дону:Проф-Пресс, 2010
10.Маршак С.Я.Пожар. М.:Астрель,2005
11.Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.М.:Детская литература,1984
12.Паустовский К.Г. Барсучий нос.М.:Малыш,1977
13.Паустовский К.Г. Заячьи лапы.М.:Детская литература,2010
Пермяк Е. Рассказы.М.:Стрекоза,2010
14.Пидручная С. Огонь-наш друг,огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006
15.Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007
16.Подольный Р. Как человек огонь приручил.М.:Малыш, 1981
17.Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
18.Толстой Л.Н. Пожарные собаки.М.:Малыш, 1986
19.Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма.М.:Вако, 2005
20.Фетисов Т. Куда спешат пожарные машины.м.:Малыш, 1979
21.Циферов Г.М. Жил на свете слонёнок.М.:Малыш, 1975
22. Чуковский К.И. Путаница.М.:Самовар, 2003
23.Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.М.:Сфера, 2008
24.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности.М.:Сфера, 2008
25.http://festival.1 september.ru26.http://www.ivalex.vistcom.ru/obz25.htm27.http://www.forchel.ru/387-igry-po-pozharnoj-bezopasnosti.html
28.http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac609.html
29.http://wiki.iteach.ru/index.php