Мастер-класс «Школьная газета как средство гражданско-патриотического воспитания и способ самореализации личности обучающихся»


Мастер-класс
«Школьная газета как средство гражданско-патриотического воспитания и способ самореализации личности обучающихся»  
Цели и задачи мастер - класса:
1. Использование школьной газеты как средства гражданско-патриотического воспитания и способа самореализации личности обучающихся.
2.Знакомство с видами школьной газеты, основными моментами изготовления «быстрой» газеты.
3. Знакомство с формами работы по вовлечению обучающихся в процесс создания газеты.
4. Формирование интереса у педагогов к данному виду работы
5. Получить продукт дня – газету, сделанную собственными руками
Оборудование: мультимедийное сопровождение, индивидуальный набор для создания классной газеты; стенд для « вёрстки», на котором заранее написано название газеты и рубрик
План проведения:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей деятельности.
3.Об актуальности газеты как средства гражданско-патриотического воспитания в школе
4. « От простого к сложному» (поэтапность):
а) «Назад, в прошлое», или опыт создания «быстрой» газеты (индивидуальная работа)
б) Организация работы по группам.
в) Анализ и систематизация информации ( От «Письма Деду Морозу» до гражданско-патриотического воспитания…)
5. Заключительный этап. Рефлексия
Ход занятия:
Организационный этап.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в нашей Машине Времени.
2. Постановка целей деятельности.
Мы окунемся в прошлое, настоящее и даже чуть-чуть побываем в будущем, познакомимся с тем, как можно использовать школьную газету в гражданско-патриотическом воспитании ребят, как помочь в самореализации личности обучающихся. Также мы попытаемся выпустить свою газету. ( цели и задачи мастер - класса на слайде).
3.Об актуальности газеты как средства гражданско-патриотического воспитания в школе
Многовековая история России свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Принятые в 2012 г.Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования четко прописывают личностные характеристики выпускника и акцентируют внимание на необходимости формирования гражданственности и патриотизма.
Я предлагаю вам, дорогие друзья, внимательней приглядеться к нашему настоящему.
Как вы думаете, когда следует начинать работу по формированию гражданственности и патриотизма? С какого возраста вовлекать детей в это направление? Почему?
В народе говорят, что человек впитывает любовь к Родине с молоком матери.
Поэтому время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Школа №1 пгт Серышево носит имя Героя России Сергея Бондарева, погибшего при выполнении воинского долга в Чеченской республике, поэтому для нас это актуально, о подвиге Сергея знает каждый первоклассник. И система гражданско-патриотического воспитания школы в настоящее время состоит из четырех звеньев:
I ступень (начальная школа) - детское объединение «ЛИК» (любители истории края»), руководит которым учитель начальных классов Галина Иосифовна Гончаровская, год образования-2008; (педагог стала победителем ПНПО «Лучшие педагоги России» в 2014г. , а «ЛИК»- лучшим детским объединение Серышевского района гражданско-патриотической и краеведческой направленности в 2013г.)
II ступень (среднее звено) - детская дружина «Юный спасатель-пожарный», руководитель- педагог дополнительного образования Юрий Петрович Воедилов, год образования-2010; (педагог стал лауреатом премии губернатора Амурской области в 2014г. за вклад в реализацию государственной молодежной политики) и я , ваш покорный слуга
III ступень (старшее звено) - военно-патриотический клуб «Русич», руководитель - преподаватель- организатор ОБЖ Владимир Петрович Чернуха, год образования-2002.С февраля 2013 г. появилось еще одно звено – дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Солнышко» ( в новом Законе «Об образовании» сказано, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования).
Современные формы организации гражданско-патриотической работы
1) В настоящее время в МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева работает программа «Я - гражданин и патриот России» (слайды
2)Социальные проекты. Наиболее эффективно работают долгосрочные социальные проекты «Мы за здоровое поколение», «Чистый поселок», «3Д» (Делай добро даром), которые в 2013 году приняли участие в Первой межнациональной конференции «Технологии добра» (г. Благовещенск) и были признаны лучшими.
3)Школьная медиатека – коллекция видеофильмов и социальных роликов, созданных ребятами разных возрастов
4).Издательский проект «Школьная газета «Переменка».
Регулярно стала выходить с 2010 года. Школьная газета играет важную роль в формировании нравственных качеств школьников, патриотизма не только потому, что сильная её сторона- большой охват читателей. На страницах газеты рассказывается о благотворительных концертах и акциях, пропагандируется тимуровское движение, освещаются вопросы памяти, морали. Газета помогает учащимся раскрыть свои задатки и возможности, в ней публикуются юные авторы. В 2012г. «Переменка» стала лучшим школьным изданием Амурской области по пропаганде здорового образа жизни, в 2014 г - спецвыпуск «Переменки» экологической направленности победил в районном конкурсе (слайды).
Именно газета обладает рядом преимуществ:
Конечно, это большой охват читателей разных возрастов. В нашем случае, детей и взрослых (педагогов и родителей)
Работа над очередным выпуском газета сближает, объединяет школьников  и взрослых   в одно целое.
 Ребята  открывают в своих  одноклассниках  таланты и  радуются за успехи  учеников  иучителейнашейшколы.
Герои публикаций чувствуют свою успешность, другие ребята хотят равняться на них, происходит самореализация личности обучающихся.
Газета- это своего рода ПОРТФОЛИО школы, а, лучше сказать, история школы или летопись.
Мы активно сотрудничаем с районной газетой «Сельские новости», где регулярно выходят материалы о жизни школы. Главные герои публикаций - ребята из детских объединений гражданско-патриотического направления. (слайды)
Через публикации можно влиять на мысли, чувства детей, воспитывая те самые гражданственность и патриотизм, о которых сегодня идет речь. Дети четко разграничивают, что такое хорошо и что такое плохо, почему надо уважать стариков и помогать ветеранам не обижать малышей и т.д.
Таким образом, можно говорить об актуальности газеты как средства гражданско-патриотического воспитания в школе.
Итак, мы побывали в настоящем. А теперь давайте окунемся в прошлое.
4. « От простого к сложному» (поэтапность):
а) «Назад, в прошлое», или опыт создания «быстрой» газеты
Сейчас газета   – один из самых трудоемких наших проектов, требующий владения сразу несколькими компьютерными программами: Word (тексты),   Publisher (верстка) и техникой (цифровой фотоаппарат, видеокамера, сканер и пр.)
Но так было не всегда. И мы пойдем от простого к сложному и создадим классную газету, простую и быструю. Приглашаю вас вернуться назад, в прошлое. Но для этого, уважаемые коллеги, попрошу вас выступить в роли учеников – пятиклассников. Согласны?
И начнем с названия
Название газеты – одна из самых главных задач, от которой зависит не только тематика будущего издания, но и его судьба. Название несет в себе много смысловой нагрузки, должно быть легкопроизносимым, выражать концепцию издания и быть удобным для употребления в речи. (выбрали название)
Обсуждение содержания газеты, выбор тем
Работа участников мастер-класса (индивидуальная работа с использованием набора для создания газеты)
Итак, вы пришли в 5 класс, и у вас новый классный руководитель, который не знает каждого, его способности. Как это сделать быстро? Предлагаю объединить детей одной работой. Сделать совместными усилиями газету класса. Так как у нас за окном сентябрь, форму для заметок выбираем в форме листка. Размер небольшой, значит, объем заметки ограничен. Даем тему. Любят писать «Как я провел лето», перефразируем « Самые яркие летние впечатления». Написать , где был, что видел. Подписать имя обязательно, фамилию можно не полностью.
Гид по газете быстро расскажет классу общую картину путешествия.
-Что дает такая работа ? ( сплотить одним делом, творческие способности, успешность- не хуже других, не ставят отметки за грамотность, но постепенно приучают к культуре речи, нет нецензурной лексики. И т.д.) Коллективное оформление «быстрой» газеты на специальном стенде. Получилась яркая, красивая, информативная газета. Можно выбирать любую тему.
б) Организация работы по группам, распределение обязанностей: «Письмо Деду Морозу». Просить что-то. На чем? На снежинках.
1 группа- корреспонденты, пишут просьбу на кружочках
2 группа- художники-дизайнеры вырезают снежинки, приклеить к кружочку.
3 группа- аналитический отдел –анализирует просьбы (для себя, для других)
в) Анализ и систематизация информации ( От «Письма Деду Морозу» до гражданско-патриотического воспитания…).
Демонстрация реального альбома- летописи класса ( «По страницам классной газеты»), сравнение с реальными письмами. Придумали постоянные рубрики, газета постепенно стала из рукописной печатной. В ней принимали участие и родители. Приходя в школу, обязательно читали газету класса. Дальше- больше. Три ученика класса были занесены в энциклопедию «Одаренные дети- будущее России», активные участники творческих конкурсов, создан свой вокально-инструментальный ансамбль, «Лучший ученический коллектив», «Лучший классный руководитель».
5. Заключительный этап.
Нам осталось заглянуть в будущее и подвести итоги
Формат газеты
Вернемся к газете школы №1 пгт Серышево «Переменка». Её выпуски вы получаете в подарок. Газета яркая, красочная, информативная. Но есть еще к чему стремиться. Как вы думаете, почему эта газета, претендовавшая на 1 место в областном конкурсе в 2014 году, не получила его? В чем дело? В формате.
«Переменка» печаталась на А4, а по условиям конкурса, нужен А3. Нужен был специальный принтер.
Но мы не унываем. Может быть, в будущем эта мечта исполнится, и наша газета вновь окажется на призовых местах.
Общие итоги: Ребята, занимающиеся выпуском газеты, осваивают навыки коллективного журналистского труда. Это развивает их творческие и организаторские способности, обучает культуре общения, способствует воспитанию в растущем ребенке толерантности, активной жизненной позиции, формирует положительный взгляд на мир. В ходе работы над газетной статьей дети развивают устную и письменную речь, осваивают навыки диалога, интервьюирования, овладевают навыками работы с компьютером.
Школьная газета - важнейшее средство гражданско-патриотического воспитания, один из способов самореализации личности обучающихся.
Чтобы построить такую работу, нужно заинтересовать педагогов (в первую очередь), и тогда будет результат. Нужен личный пример педагога.
Итоговая рефлексия. ( Заполняется на листах обратной связи, время 1-2 минуты).
- Насколько полезно было для Вас было занятие? ( в процентах)
- Какие виды работ вам показались трудными?
- Какие из предложенных видов работы вы можете использовать?
Поздравляю с выходом первого номера нашей газеты, всех благодарю за плодотворное сотрудничество (подарить)
Вот и подошло к концу наше путешествие на Машине Времени. Живите настоящим, не забывайте о прошлом и думайте о будущем!